«Похабные кладбища»: жители возмущены состоянием городских погостов
И надеются, что новый мэр Владивостока займется решением этой многолетней проблемы
Навести порядок на кладбищах власти приморской столицы обещали к поминальным дням. Но и сегодня многие горожане не могут добраться через буреломы и кучи мусора к могилам близких.
Усопшие ждут подрядчика
На минувшей неделе пенсионерка Татьяна Бабенко поехала с мужем на Лесное кладбище. Но из-за мусора и захламленности не смогла подойти к могилам отца и матери – все проходы завалены ветками и досками.
– Я сидела в машине и плакала. Муж кое-как добрался до захоронения мамы, но не смог открыть оградку из-за памятника, которого здесь раньше не было. Пошла к администратору, чтобы узнать, когда наконец будут убирать кладбище. А он мне отвечает: «Раньше мы были структурой муниципального учреждения «Некрополь», каждую неделю приезжали машины и забирали мусор. Сейчас кладбище относится к управлению дорог и благоустройства мэрии, а город машины не выделяет, поэтому мы в этом хламе и сидим». Я пообещала пожаловаться, а мне говорят: «Ну и жалуйтесь. Нам это только на пользу». Наши кладбища похабные – что Лесное, что Морское, иных слов я подобрать не могу, – возмущается Татьяна Курбатовна.
Женщина все-таки дозвонилась до управления дорог и благоустройства, которое ныне должно заниматься благоустройством погостов. Чиновница, с которой она поделилась своими впечатлениями, назвалась Марой Александровной. Бабенко рассказала ей о плохих дорогах на территории кладбища, о мусоре, об отсутствии уважения и к покойным людям, которые строили Владивосток, и к живым.
– У нас нет ни скверов, ни парков, и кладбища как помойки, поэтому не случайно люди бегут из нашего города, – посетовала пенсионерка.
– Бегут? Ну и пусть бегут, – невозмутимо ответила невидимая собеседница (по крайней мере, Татьяна Курбатовна так услышала) и повесила трубку.
– Вы представляете, это был ответ человека из администрации города! – не сдерживает гневных эмоций пожилая женщина.
К сожалению, это не единственный звонок читателей в газету по поводу состояния городских погостов.
Напомним, что в конце апреля в администрации Владивостока прошло совещание с участием Олега Гуменюка (на тот момент действующего мэра), на котором было заявлено: кладбища непременно очистят от деревьев и веток, поваленных ледяным дождем в ноябре прошлого года, а также от мусора, в том числе строительного. Чтобы граждане могли без проблем посетить места упокоения своих родных. «В» уже писал, что до декабря 2020 года уборка территорий кладбищ возлагалась на МБУ «Некрополь».
Сотрудники этого муниципального учреждения также рыли могилы, занимались учетно-регистрационной работой, то есть вели архив захоронений на кладбищах Владивостока начиная с 1947 года. Сейчас согласно решению УФАС по Приморскому краю благоустройство и уборка кладбищ возложены на управление дорог и благоустройства, как и ведение архивов.
Как сообщили в пресс-службе мэрии со ссылкой на городское управление дорог и благоустройства, вывоз мусора с контейнерных площадок, расположенных на кладбищах, осуществляет Приморский экологический оператор. Однако в связи с большими объемами мусора и упавших веток приходится обращаться за помощью к волонтерам.
Волонтерами стали представители муниципальной похоронной службы «Некрополь» (по словам работников МБУ, кто-то же должен это делать) и компаний «ДВ-Гранит», а также ИП Пак С.Г.
На территории Центрального кладбища в уборке упавших веток задействована привлеченная городской администрацией подрядная организация. В ближайшее время будут подведены итоги открытых аукционов и определены подрядчики, которые будут проводить работы по распиливанию и ввозу упавших веток и деревьев с территорий Лесного и Морского кладбищ.
Городские службы просят жителей и гостей Владивостока при посещении кладбищ не устраивать свалки на соседних заброшенных захоронениях, а выносить мешки с мусором к дороге. Оттуда их вывезет спецслужба. Категорически запрещено сжигать листву и другой мусор.
И никто не узнает, где могилка твоя…
Кстати, еще одно «кладбищенское» новшество: рытьем могил ныне может заниматься не только МБУ «Некрополь», но и другие компании. Чем это нововведение грозит обернуться городу, газете прокомментировал директор предприятия Андрей Васильченко:
– При вынесении УФАС решений по лишению нашей спецслужбы исключительного права на рытье могил не учтены главные моменты, касающиеся санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Кладбища – это места распространения опасных инфекционных и паразитарных болезней, например, бешенства, геморрагической лихорадки, туберкулеза, столбняка, COVID-19 и других. Поэтому крайне важно при погребении умершего, а также при эксгумации строго соблюдать санитарно-эпидемиологические нормы. Сегодня в коммерческих ритуальных компаниях роют могилы преимущественно гастарбайтеры. При этом контроль со стороны надзорных органов, к примеру прокуратуры Владивостока, не осуществляется. Кроме того, при копке могилы по своему усмотрению любым хозяйствующим субъектом зачастую не производится регистрация данного захоронения. В дальнейшем это потеря сведений по месту и дате регистрации погребения умершего и невозможность получения родственниками справки о его захоронении.
Сергей КОЖИН
Фото:
Сергея КОЖИНА, предоставлено Татьяной БАБЕНКО