Выпалывайте баобабы ради своей розы

Если вас настиг кризис среднего возраста, это очень поможет

6 май 2021 Электронная версия газеты "Владивосток" №4815 (6520) от 6 май 2021

Пять актеров (ни одной актрисы!) и один режиссер.  Много анимации, видеопроекции. Актеры выстраивают диалог со зрителем – о любви, истинных ценностях, о переломных моментах жизни. Все это – спектакль «Вселенная бесконечна» (18+), премьера которого недавно состоялась на малой сцене Приморского краевого театра молодежи.

Спектакль создан при поддержке Приморского отделения Союза театральных деятелей России. «Очень вольный пересказ для взрослых в одном действии» – так его жанр определен режиссером Германом Авеличевым. Актер театра молодежи, Герман не так давно окончил обучение режиссуре в Театральной школе Константина Райкина, но еще раньше поставил в театре как режиссер «Собачье сердце» и «Сказку о потерянном времени».

Потом будет все по-другому

Так какое же литературное произведение «очень вольно» пересказал в своей новой постановке Авеличев?

– Повесть Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» привлекала меня давно. Было желание взяться за этот текст, но я не понимал точно, что меня в нем так влечет, – объясняет режиссер. – И вдруг (время пришло, наверное) я понял, все стало ясно…

Экзюпери написал эту повесть в очень сложный для себя период, для меня она, бесспорно, про кризис среднего возраста, про тот момент, когда ты задаешь себе вопрос, чего ты добился и добился ли, все ли в жизни так, как ты хотел, и это совершенно необязательно 33 года или 45 лет. Такие вопросы человек себе задает в разное время, и все это – кризис. Когда человек понимает, к примеру, что упустил время и не стал другом своему ребенку, не общался с ним, а теперь уже поздно, – это кризис. Это такой отрезок жизни, который, пока не преодолеешь, дальше не пойдешь. Вот об этом и речь. Каждому человеку свойственна рефлексия, задавать вопросы самому себе и отвечать на них – это правильно.

Инсценировки как таковой не было. Можно сказать, что сценическую версию писали мы все – я и актеры, понемногу, в ходе первых репетиций, на дальних подступах, так сказать.

То, что вы увидите, – спектакль лабораторного формата, текст Экзюпери там есть, но… Мы очень много дописали от себя. Этот литературный материал стал просто поводом что-то поставить про себя, про нас…

Когда мы только начинали работу над спектаклем, говорили о том, что для каждого из нас «Маленький принц». Для кого-то это – о кризисе, для кого-то – о любви… «Маленький принц» – некое явление, которое задает в один прекрасный момент вопрос, после которого все пойдет по-другому. Мы не говорим напрямую о Маленьком принце, мы говорим через него… 

Просто мужской мир

– Вы в детстве играли Маленького принца на сцене театра молодежи в спектакле Леонида Анисимова. Это как-то повлияло на ваше желание поставить спектакль?

– В очень большом масштабе, в том смысле, что все взаимосвязано, – да. Но не более того. Прямой связи нет.

– Актеры вступают в диалог со зрителем?

– Да, но не в течение всего спектакля. В определенных местах. Поэтому важен формат малой сцены, он дает интимность и доверительность в разговоре. Мы будем задавать зрителям вопросы. После премьеры обязательно устроим обсуждение, чтобы и самим осознать, что у нас в итоге получилось. Нам очень нужна обратная связь.

– В чем суть эксперимента в спектакле?

– В том, что мы в таком формате никогда не работали. По сути, мы все выступили в роли драматургов (написали истории, которые вошли в спектакль), в роли режиссеров и актеров. 

Меня всегда вдохновлял прием сторителлинга, и так сложилось, что, когда мы начали работу над спектаклем, у нас в театре был мастер-класс по сторителлингу от Сергея Щедрина из Школы-студии МХТ. Так что мы как раз получили необходимые навыки для работы с этим приемом. 

– Ваши футболки – ваши костюмы?

– Да, на них иллюстрации самого Экзюпери к повести, это такая дань классическому «Маленькому принцу». 

– Вы сами оформляли спектакль?

– Да, сценографию продумывал я, и, на мой взгляд, она очень ясна, прозрачна. Все рисунки на стенах создаются в процессе спектакля, нарисованы они отнюдь не детьми, это такой элемент постановки. А еще мы используем анимационные ролики, они созданы специально для нашего спектакля.

– На сцене нет ни одной актрисы…

– Да, потому что у каждого мужчины – своя роза. Кроме того, повесть Экзюпери не только про детство, она еще и про мужской мир. Даже глава о розе – она ведь посвящена его жене…

Так что в нашем спектакле места женщине, даже в какой-то декоративной роли, просто нет. Мы говорим про женщин, мы ими восхищаемся, но и все на том… Можно сказать, что наш спектакль про то, как мужчины выпалывали баобабы ради одной розы. 

Комментарий

Игорь Селезнев, директор театра молодежи:

– Малая сцена у нас изначально предназначалась для экспериментальных постановок, творческих лабораторий. Сюда идет зритель, которому интересны тенденции современного театра. Поэтому эксперимент Германа Авеличева и увидел свет именно на малой сцене. 
Прошу обратить внимание, что у спектакля категория «18+». Это не значит, что зритель может ожидать какой-нибудь «клубнички», нет, просто режиссер приглашает к просмотру людей, которые задают себе вопросы, не чужды рефлексии… Часто мы говорим о том, что человек приходит в театр, чтобы найти ответы на какие-то волнующие его вопросы, и это для нас важно. Я считаю, что зритель просто не может уйти после спектакля безразличным, иначе это провал.

Нам всем знаком «Маленький принц» как сказка для малышей. А здесь режиссер обращается к зрителю намного старше, чтобы поговорить вместе с ним на важные темы, взрослые темы. Уверен, безразличным никто не останется.

Справка «В»

Сторителлинг (от англ. storytelling – рассказывание историй) – коммуникационный, эстрадный и маркетинговый прием, использующий медиапотенциал устной речи. Мифы, легенды, сказки и рассказы, книги, театральные постановки, публичные выступления – везде есть сторителлинг. Это не отдельный жанр, а прием, в том числе в театре.

Любовь БЕРЧАНСКАЯ

Фото Алексея ВОРОНИНА