К Победе шел под флагом Войска польского

Дочь фронтовика задалась целью узнать как можно больше о боевом пути отца

28 апр. 2021 Электронная версия газеты "Владивосток" №4813 (6518) от 28 апр. 2021

Приближается 76-я годовщина Победы советского народа в Великой Отечественной войне. А газета «Владивосток» продолжает открывать малоизвестные страницы истории, повествующие об участии наших земляков в боевых действиях и совершенных ими подвигах. Фронтовые пути-дороги у некоторых дальневосточников складывались порой весьма необычно.

Подтверждением тому служит рассказ дочери фронтовика, жительницы Владивостока Альбины Антоновой, с которым она обратилась к корреспонденту «В».

Польские корни

– Каждый год в годовщину Великой Победы я с большим волнением и гордостью беру в руки документы моего отца, младшего сержанта Марьяна Леонтьевича Вербицкого, 1912 года рождения, – говорит Альбина Марьяновна. – В его военном билете записано, что он участвовал в Великой Отечественной войне с 15 декабря 1942 года. Сражался на передовой в составе Красной армии. Вначале это была 58-я стрелковая дивизия, которая освобождала Смоленскую область и доблестно воевала с фашистами на территории Украины. А в первые месяцы 1944 года на территории СССР была сформирована 1-я Польская армия под командованием генерал-лейтенанта Зыгмунта Берлинга. Ее собирали из граждан Польши, Чехословакии и Советского Союза, в основном польского происхождения. Вот туда и перевели для дальнейшей службы моего отца, судя по фамилии, имевшего польские корни.

В этой армии он служил с 26 января 1944 года по 12 октября 1945-го. Воевал в составе 3-го артиллерийского полка 1-й Варшавской пехотной дивизии имени Тадеуша Костюшко, награжденной орденами Боевого Красного Знамени и Кутузова II степени, золотым крестом «Виртути Милитари». 

1-я Польская армия, переименованная в середине 1944 года в Войско польское, сражалась в составе 1-го Белорусского фронта под началом маршала Советского Союза Георгия Жукова и громило немецкую группу армий «Центр». С боями были пройдены Белоруссия и Польша, наиболее кровопролитные сражения развернулись при захвате и удержании плацдармов на левом берегу Вислы, при освобождении Варшавы, Кольберга, Быдгоща и Гданьска. Войну Войско польское заканчивало на территории Германии.

Младший сержант Марьян Вербицкий имел награды – орден Отечественной войны II степени и медаль «За победу над Германией».

В память об отце

К большому сожалению, фронтовики очень мало рассказывали о войне, о страшных днях фронтовой жизни. Особенно своим детям.

Я задалась целью узнать об отце как можно больше. Побывала на родине наших предков, в селе Большие Зазуленцы на Украине, где еще помнили Марьяна Вербицкого. Затем поехала в Польшу, посетила музей 1-й Польской армии и совет ветеранов Войска польского. Музею подарила фронтовые фотографии папы.

Особо волнительной для меня стала встреча в варшавской организации «Дети войны Польши». Это авторитетная и уважаемая среди местного населения общественная организация, она существует на средства государства, занимается патриотическим воспитанием подрастающего поколения и обеспечением достойной жизни польских детей войны.

В итоге мне удалось выяснить некоторые детали. Мой отец Марьян Вербицкий в 1944 году с боями освобождал предместье Варшавы – Прагу и город Лодзь. Особенно значимым для него стало 23 февраля 1945 года, когда в День Красной армии была окружена и разгромлена фашистская группировка с одновременным освобождением города Познань. Затем его артполк был переброшен к побережью Балтики. 18 марта был уничтожен немецкий гарнизон Кольберга и освобождена Гдыня. Там же он встретил Великую Победу.
В соответствии с договором о дружбе между СССР и Польшей от 21 апреля 1945 года отца уволили с воинской службы приказом минобороны Польши от 18 августа 1945 года. Ему выдали справку для предъявления в райвоенкомат по месту жительства и проездные документы от станции Люблин до станции Тыгда.

Стук в окошко

Вернулся отец в свой дом в Приамурье больным и очень уставшим. Эти счастливые минуты запомнились нам на всю жизнь.

В последний день ноября 1945 года поздно вечером раздался негромкий стук в окно. Мы все были дома. Дети сидели на кровати, а мама играла нам на балалайке и пела. Мы сразу и не расслышали, что кто-то стучит в окно. Но в паузу мама услышала стук и пошла в сенцы открывать дверь. Она думала, что пришел кто-то из соседей. И вдруг слышим громкий, радостный, надрывный крик мамы: «Марьян! Марьян! Вернулся!» Тут и мы все трое бросились к стоявшему на пороге кухни человеку. Такому долгожданному, родному и любимому!

Отец младших поднял на руки, всех расцеловал, опустился на колени и заплакал: «Как я ждал этой минуты, этой встречи. Здравствуйте, дети!» Мы все прижались к нему и были безмерно счастливы. Отец вернулся – живой и невредимый.

Он стал нас расспрашивать, гладя каждого по головке. Мне первой задал вопрос: «Тебе сколько лет?» – «Шесть». – «О! Уже в школу скоро идти. А ты хочешь в первый класс?» – «Очень хочу!»

Наступило мирное, спокойное время. Через неделю отец пошел искать работу. Устроился лесником в лесхоз, во двор привел лошадь, положенную ему по штату. Отец наш к порученной работе относился исключительно добросовестно, ответственно. За что и пользовался заслуженным авторитетом, уважением начальства и сельчан, работников лесхоза. В его трудовой книжке была всего одна запись о приеме на работу…

Материнская защита

Мы по праву гордились и гордимся своими родителями. Они нас научили всему. Они нам дали жизнь, они нам ее сберегли. Отец нас защищал на фронте. А мама всю войну из последних сил сохраняла нам жизнь.

Мама все умела, все могла: шить, перешивать, подгонять по размеру, содержала в полном порядке дом, двор, скот, справлялась за себя и отца. Часто задумываюсь: как у нее на все хватало сил? И ведь росли мы здоровыми, не болели. Это тоже ее заслуга. И без дела не сидели. Мама нам ставила посильные задачи, мы ей, как могли, помогали.

Часто вспоминаю, как рано утром проснемся, в доме тепло, натоплено, а мамы нет. На столе нас ждут кружки с молоком и по кусочку хлеба или черные оладушки из мерзлой картошки. А мама запрягала корову (лошади не было) и ехала в лес за дровами. Возвращалась только к вечеру с полными санями дров. Мы дружно кидались помогать маме, разгружали сани. Она учила нас всем премудростям выживания, помощи друг другу. Делилась с соседями последним и нас учила этому.    

Я горжусь своей мамой. Благодарна ей за материнскую любовь, преданность и верность семье. Сама делаю все, чтобы эти самые лучшие, благородные качества передать своим детям, внукам.

Пока жива память…

– У каждой семьи, каждого человека своя судьба, своя история, – завершает свой рассказ Альбина Антонова. – Невозможно при всем желании восстановить в памяти каждый прожитый день нашего военного детства. Но пока живы мы – последние свидетели войны, пока жива наша память, надо все помнить, всех поименно вспоминать, рассказывать о пережитом следующим поколениям, чтобы знали, помнили, чтили и уважали тех, кто ценой своей жизни спас нашу Родину. Их давно нет рядом, но они всегда с нами, в нашей памяти, в наших сердцах. А еще – в документах, фотографиях.

Дорогие ветераны, труженики тыла, дети Великой Отечественной войны, благодарные потомки! От всей души поздравляю вас с 76-летием Великой Победы! Мы свято чтим память не вернувшихся с полей сражений. Мы помним и чтим подвиг тружеников тыла, ковавших своим тяжелым трудом Победу. Мы безмерно благодарны матерям, давшим жизнь своим детям и сохранившим ее в тяжелые годы войны. Мы благодарны защитникам Родины всех поколений, посвятившим свою жизнь служению Отечеству!

Николай КУТЕНКИХ, действительный член РГО – ОИАК

Фото из архива семьи Вербицких