Рецепт шедевра: музыка, латынь, любовь и немного мистики
Одним из самых красивых, необычных и противоречивых музыкальных произведений ХХ века открылся в Большом зале Приморской филармонии 30-й фестиваль классической музыки «Дальневосточная весна». Это кантата «Кармина Бурана» для солистов, хора и оркестра немецкого композитора Карла Орфа.
Почему оно необычное? Потому что стихи на латыни были написаны вагантами (бродячими актерами) еще в раннем Средневековье. А обнаружили их совершенно случайно лишь в 1803 году в библиотеке бенедиктинского монастыря Бойерн в предгорьях Баварских Альп. Из почти 250 рукописных текстов Карл Орф отобрал 24 лирических, любовных, застольных, пародийных и жизненно-мистических стихотворения. После обработки композитор положил их на музыку для разных инструментов и голосов. Общей связующей нитью стало «колесо фортуны» – идея о зависимости от превратностей судьбы.
Почему противоречивое? Потому что в Третьем рейхе идеологи нацизма пытались с помощью «Кармина Бурана» показать превосходство арийской расы. Ведь впервые кантату исполнили в 1937 году. Вот только сам Карл Орф был участником движения Сопротивления и дружил с создателем антигитлеровской организации Куртом Хубертом, казненным в 1943-м.
Мало кто из современных творческих коллективов во всем мире берется за исполнение кантаты. Она очень сложная. Однако во Владивостоке прекрасно справились с поставленной задачей, хотя и понадобилось множество репетиций.
Нашей взыскательной публике музыкальный шедевр представили Тихоокеанский симфонический оркестр под управлением заслуженного артиста РФ Анатолия Смирнова, Академический хор ДВФУ во главе с концертмейстером и руководителем заслуженным работником культуры РФ Еленой Петуховой и солистами – дипломантами международных конкурсов Натальей Подпориновой (сопрано) и Дмитрием Неласовым (баритон).
Слушатели отметили великолепное исполнение артистов цветами и овациями.
Николай КУТЕНКИХ
Фото Алексея ВОРОНИНА