Третий среди первых. Трагедия Григория Нелюбова
Он мог открыть человечеству космос вместо Юрия Гагарина, но по злому року так и не стал космонавтом
60 лет назад состоялся первый в истории полет человека в космическое пространство. Уже давно не секрет, что в СССР космонавтом № 1 мог стать один из трех кандидатов: Юрий Гагарин, Герман Титов или Григорий Нелюбов. Первые двое побывали на орбите и стали мировыми легендами. А вот третий оказался лишним.
В дальнейшем судьба забросила Нелюбова на край земли, в Приморье. В последние годы своей жизни Григорий Григорьевич служил здесь в истребительном полку. Здесь же трагически и нелепо погиб 18 февраля 1966 года. Уже 55 лет несостоявшийся космонавт покоится в приморской земле. Однако живы люди, которые вместе с ним служили на аэродроме «Озерная Падь» с радиопозывным «Союзный» и еще помнят летчика Нелюбова.
В их числе бывший военный техник авиаполка Андрей Сувак. Он давно на заслуженном отдыхе, но в памяти крепко держит события 55-летней давности. В поселке Кремово с ним встретился и пообщался сотрудник Военно-исторического музея ТОФ подполковник в отставке Юрий Сыромятников, который в рамках военно-патриотической акции «Рокада» прошлым летом посещал бывший авиационный гарнизон. «В» представляет вниманию читателей рассказ военного краеведа.
Знаете, каким он парнем был…
Григорий Нелюбов из военного поколения подростков. Родился в 1934 году в Крыму. В юности успешно занимался разными видами спорта, особенно любил русский хоккей, ему даже прочили будущее профессионального спортсмена.
После войны окончил среднюю школу в Запорожье и отправился на Кубань воплощать в жизнь свою детскую мечту – стать военным летчиком. И стал им, окончив с красным дипломом Ейское ордена Ленина военно-морское училище пилотов имени Сталина.
Отличник Нелюбов мог выбрать себе любое место службы. Так он оказался в Керчи и стал истребителем в авиации Черноморского флота. Про него говорили, что он прирожденный ас, пилот от бога.
Незадолго до начала службы на малой родине, в Запорожье, молодой офицер встретил свою единственную любовь Зинаиду, женился…
В конце 50-х годов в строжайшей секретности по всему Советскому Союзу среди пилотов истребительной авиации набирали добровольцев для освоения новой техники. В 1959 году московская отборочная комиссия рекомендовала кандидатуру Григория Нелюбова для принятия в состав первого отряда советских космонавтов.
Испытания и проверки длились несколько месяцев. В итоге из пяти тысяч добровольцев отобрали всего дюжину летчиков-истребителей. Нелюбов в этом списке стоял на первом месте. Здоровье (несмотря на пристрастие к табаку), психологическая устойчивость и политическая подготовка, родословная и семейное положение, знание авиатехники и пилотирование – все у него было на высоте.
Он всегда был дружелюбным, веселым, открытым человеком. Потому-то легко подружился с начальником Центра подготовки космонавтов Николаем Каманиным и руководителем проекта Сергеем Королевым. Да и в отряде космонавтов и за его пределами был душой компании. К слову сказать, Нелюбов и Гагарин дружили семьями, жили по соседству в служебных квартирах в московском доме на Ленинском проспекте, вместе отмечали все праздники и выезжали на природу.
Заправлены в планшеты космические карты
В Звездном городке будущих космонавтов полтора года готовили к полету на корабле «Восток». Приближалось время старта, а комиссия все никак не могла определиться с главной кандидатурой. Нелюбов, Гагарин и Титов на равных претендовали на роль первого космонавта.
По решению государственной комиссии во главе с всесильным Сергеем Королевым основным претендентом выбрали Юрия Гагарина, первым запасным назначили Германа Титова, а Григория Нелюбова определили вторым дублером. Кстати, к первому полету в космос готовилось три официальных заявления ТАСС с разными фамилиями в тексте. Все трое предварительно побывали в Доме радио и сделали записи накануне звездного гагаринского полета. К старту пошили три костюма космонавтов. Дублеры были готовы в любой момент заменить Юрия Алексеевича.
Как всем известно, 12 апреля 1961 года историческое «Поехали!» на Байконуре произнес именно Гагарин. 108 минут неизвестности в космосе… Первый космонавт навсегда вошел в историю и стал кумиром для народов всего мира.
Не забыли и дублеров. Они получили по ордену Красной Звезды и новые квартиры в Звездном городке, их без экзаменов приняли в Военно-воздушную академию имени Жуковского.
Пока Юрий Гагарин, шагнувший из старших лейтенантов сразу в майоры, купался в лучах славы, остальные продолжали активно тренироваться и готовиться. Прошло четыре месяца, и вот уже старлей Герман Титов вторым отправился в космос, нарезал круги вокруг родной планеты целые сутки и один час. Кстати, моложе Германа Степановича за пределами Земли еще никого не было – второму космонавту СССР в ту пору исполнилось всего 25 лет.
Настало время третьего полета «Востока», корабль должен был провести в космосе уже трое суток. Григорий Нелюбов являлся единственным кандидатом на этот полет. Но тут… Политбюро ЦК КПСС выдало новые вводные Королеву.
Задачи усложнялись. Третий и четвертый корабли объединялись в групповой полет, а экипаж должен был быть интернациональным. Из наиболее подготовленных пилотов «пятая графа» в паспорте СССР подходящей оказалась у чуваша Андрияна Николаева и украинца Павла Поповича (русские-то уже летали), которые и стартовали в 1962 году с разницей в сутки.
Оставалось в наличии еще два корабля «Восток». Но и здесь для Нелюбова не срослось. В 1963 году их определили под совместный полет мужчины и женщины. Ими стали Валерий Быковский, выполнявший идеологическую задачу (с борта корабля он подал заявление о вступлении в КПСС) и научную программу, и подготовленная по ускоренной программе Валентина Терешкова.
На этом корабли «Восток» закончились. Дальше надо было переучиваться для полетов на «Восходах», рассчитанных на трех космонавтов без скафандров, с выходами в открытый космос и объемными научно-исследовательскими и разведывательными целями. Григория Нелюбова вновь в числе первых записали для подготовки в новую группу. А строящихся кораблей надо было ждать еще год…
Вылет с треском
Сильно переживавший свои «нестыковки» капитан Нелюбов в конце концов сорвался. Стал прикладываться к горькой. На глаза сослуживцев старался не попадать. Выпивал на ближайшей железнодорожной станции Чкаловской в четырех километрах от Звездного, поскольку в самом городке был сухой закон.
Однажды заглянул в местный буфет, чтобы выпить пивка. За соседним столиком оттягивались два летчика-стажера из последнего набора. Новенькие из отряда космонавтов были навеселе, опрокинули на пол солонку, поругались с официанткой. На крики заглянул патруль во главе со станционным комендантом полковником-фронтовиком.
Григорий был в гражданской одежде и вне службы. В конфликте не участвовал, да и патрульные его не узнали. Но он решил вступиться за незнакомых ребят. Слово за слово, в итоге наговорил лишнего коменданту – старшему по званию.
Буйных лейтенантов вместе с их заступником задержали и доставили в комендатуру. Один из стажеров в результате с треском вылетел из отряда подготовки космонавтов. А на Нелюбова обиженный полковник написал рапорт и отправил его по своему железнодорожному ведомству. В командовании ВВС об этом не знали, поэтому и не смогли приостановить рапорт, который дошел до самого верха. В Звездный из Москвы пришел приказ: разобраться и наказать…
Были попытки спасти космонавта № 3. Заступились начальник Центра подготовки космонавтов, он же помощник главнокомандующего ВВС по космосу генерал-лейтенант Николай Каманин и ставший уже легендой Юрий Гагарин. Однако сам Нелюбов, как говорится, не пошел на контакт. Отказался извиняться перед фронтовиком, считая себя правым. Вспылил на партсобрании по его персональному делу. Тут уже и товарищи оказались бессильны.
В конце 1963 года Нелюбова из отряда космонавтов отчислили за дисциплинарное нарушение. На прощание Королев сказал провинившемуся, чтобы тот отправлялся в авиаполк и честно служил. А когда страсти улягутся, он его вызовет обратно в Звездный. Кто же знал, что Сергей Павлович начнет сильно болеть и ему уже будет не до Нелюбова…
Последний поезд
Так несостоявшийся космонавт оказался в Приморье. Попал в 224-й истребительный авиационный полк 303-й авиационной Смоленской Краснознаменной ордена Суворова дивизии. Полк и дивизия были на особом счету, они отличились в воздушных боях Великой Отечественной и Корейской войн. В разные годы в этом соединении служили 30 Героев Советского Союза.
Буквально за два месяца на аэродроме «Озерная Падь» капитан Нелюбов восстановил свою летную квалификацию. Он единственный в гарнизоне летал на всех имевшихся в полку типах самолетов, включая основной реактивный истребитель той поры МиГ-15. Более того, его, как самого лучшего пилота, в начале 1965 года командование отправило в Липецкий центр переподготовки летного состава. И здесь он одним из первых до виртуозности освоил новейший МиГ-21. Даже написал рапорт о желании и дальше осваивать новую технику и учить молодых летчиков управлению современным самолетом. В Липецке эту идею поддержали и отправили запрос в Москву. Однако там Нелюбову в стремлении стать летчиком-испытателем отказали – якобы из-за отсутствия вакансии. Но злые языки донесли о чьей-то зависти. Григорий Григорьевич вернулся в «Озерную Падь». Вновь начал выпивать.
Однако он все еще не оставлял попыток вернуться в космонавтику. Летал в Москву на встречу с Каманиным и своими друзьями по первому отряду, в Хабаровске в штабе армии ВВС вел переговоры с делегацией ЦК ВЛКСМ. Но каждый раз что-то не получалось. В космос уже летали неизвестные ему ребята, а корабли были технически сложнее. Возраст и здоровье тоже «голосовали» против…
В общем, шансов не осталось. Особенно подкосила Нелюбова смерть Сергея Королева в январе 1966 года. И тогда потерявший себя летчик запил серьезно и надолго. Жена, военные врачи и коллеги по полку не смогли помочь ему справиться с болезнью.
Григория Григорьевича отстранили от полетов и дежурств. Денег ему не одалживали. В ближайших магазинах в Кремово и Ляличах водку и вино в долг не давали. Товарищи не наливали. Тогда он каждый вечер после службы, прямо в форме, уходил на станцию в Кремово. Там заскакивал в вагон-ресторан ближайшего пассажирского поезда. И хвастался своим удостоверением космонавта. Дублера самого Гагарина с радостью угощали спиртным неизвестные люди, расспрашивали его о Юрии Алексеевиче. В Сибирцево или Уссурийске пьяный летчик выходил из поезда и ждал состав в обратном направлении в сторону Кремово. Но сколько веревочке ни виться…
18 февраля 1966 года на железнодорожном мосту через реку Осиновку Григорий Нелюбов попал под поезд. Сорвался или специально спрыгнул? Это осталось тайной, ведь расследование никто не проводил.
Похоронили его на местном кладбище, однополчане скинулись и поставили памятник с оградкой. На надгробной плите поместили фото Григория Нелюбова в скафандре. Жена Зинаида на месте трагедии собрала остатки формы и похоронила их отдельно на малой родине, в Запорожье.
Так трагически оборвалась судьба талантливого пилота-истребителя, неординарного человека, несостоявшегося космонавта, друга Юрия Гагарина…
Что касается 224-го авиаполка, то его в 1998 году расформировали. Самолеты и летно-технический состав перебросили на аэродром «Хурба» в Хабаровском крае и передали смешанной авиационной дивизии 11-й армии ВВС и ПВО. Аэродром «Озерная Падь» был заброшен и сейчас находится в запустении. Гарнизон еще какое-то время существовал, пока рядом находились учебные мотострелковые части, но теперь и их не осталось.
Память о Григории Нелюбове в Кремове сохранили. Ежегодно 12 апреля, в День космонавтики, местные жители приходят на его могилу с цветами.
Кстати
Осенью 2014 года весь мир облетела новость: в космос отправилась еще одна русская женщина-космонавт Елена Серова. Для приморцев это было вдвойне радостным событием, ведь Елена – наша землячка.
Недалеко от Кремово, севернее Уссурийска, находится село Воздвиженка, в котором расположена авиабаза (здесь долгое время были расквартированы 444-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк) и авиаремонтный завод Министерства обороны РФ. Это малая родина Елены Серовой (до замужества Кузнецовой). В Воздвиженке служил ее отец, в этих местах будущий космонавт провела первые годы своей жизни. Вместе с родителями неоднократно бывала во Владивостоке.
Елена окончила аэрокосмический факультет Московского авиационного института, стала инженером-испытателем. Там же познакомилась с будущим мужем Марком Серовым. В 2006-м она была зачислена в отряд кандидатов в космонавты, прошла двухгодичные курсы в Центре подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина. В 2009 году стала космонавтом-испытателем.
С 26 сентября 2014 года по 12 марта 2015-го Елена Серова в качестве бортинженера ТПК «Союз ТМА-14М» и МКС вместе с Александром Самокутяевым и американцем Барри Уилмором совершила космический полет продолжительностью 167 суток 5 часов и 49 минут.
Она стала четвертой в истории российской женщиной-космонавтом. Примерно через год после успешного возвращения на Землю Указом президента России Владимира Путина Елена Серова была удостоена звания Героя Российской Федерации. В 2016 году она была избрана депутатом Государственной думы РФ, где заняла должность заместителя председателя комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды.
Николай КУТЕНКИХ, действительный член РГО – Общества изучения Амурского края
Фото:
из книги Олега Варяника и Александра Лютого «Полшага до старта», из архива журнала «Новости космонавтики», фотохроники ТАСС / РГАНТД, Издательства АПН / РГАНТД