Слово о кандидате – не воробей. Вылетит – заблокируют
Предвыборные дискуссии в Интернете теперь придется вести по правилам
За последние годы аудитория и влияние социальных сетей в России заметно выросли. В этой связи логично, что с приближением кампании по выборам депутатов Госдумы государство стремится упорядочить процесс агитации в Интернете по аналогии с тем, как это давно сделано в традиционных СМИ.
Соответствующие изменения вносятся в федеральные и региональные законы. Депутаты, которым через несколько месяцев предстоят выборы, в основном высказываются в пользу новых ограничений.
Раньше призывы в Интернете голосовать за какого-либо кандидата никак не регулировались. Однако одобренные в марте 2021 года поправки в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав» распространили нормы законодательства о выборах и на агитацию в виртуальном пространстве. Нововведения дают право Центризбиркому РФ и региональным избирательным комиссиям обращаться в Роскомнадзор с предложением о блокировке незаконных агитационных материалов. Если информационный ресурс, на котором размещена агитация, не удалит ее, доступ к такому ресурсу будет ограничен, а нарушителям закона грозит штраф.
Под незаконной агитацией понимаются: призывы голосовать за или против кандидата (кандидатов); указание на то, за какую партию будет голосовать избиратель; описание возможных последствий избрания какого-то кандидата; распространение информации, где преобладают сведения о кандидате в сочетании с позитивными и негативными комментариями – при условии, что ее изготовление не оплачено из избирательного фонда кандидата и не согласовано с избиркомом.
Сейчас возможность обратиться в Роскомнадзор с просьбой «забанить» незаконную агитацию предлагается прописать и в Избирательном кодексе Приморского края. 24 марта соответствующие поправки были приняты Законодательным собранием в первом чтении. Вопрос вызвал оживленное обсуждение, тем не менее большинство депутатов согласилось с необходимостью определить правила игры в Интернете.
– Мы сегодня голосуем за принятие закона в первом чтении. Любая партия, любой депутат может внести поправку. Она будет рассмотрена, – прокомментировал представитель «Единой России» Игорь Чемерис.
– Сегодня интернет-площадки становятся более активными, чем традиционные СМИ. И их, несомненно, тоже необходимо регулировать. Поэтому я за эти изменения. Необходимо создавать механизм, который позволит избирательным комиссиям регулировать это пространство, – обозначил свою позицию коммунист Владимир Хмелев.
– Принятие изменений в законодательство показывает, что Интернет рассматривается как очень значимая площадка в период выборов. Но многое зависит от применения новых норм на практике. На мой взгляд, если человек на своей личной странице в соцсети высказывается в поддержку того или иного кандидата, это нормально. А когда с фейковых аккаунтов на кого-то льется грязь, за такое нужно наказывать. В этой связи не мешало бы Telegram «причесать» – там очень много негатива, за который никто не несет ответственности, – считает представитель фракции ЛДПР Николай Селюк.
– Вопрос назрел давно. Активность кандидатов на выборах все больше перемещается с телеэкранов и билбордов в «новые медиа». Поэтому та или иная процедура наблюдения и контроля за агитацией в социальных сетях однозначно должна быть. Необходимо, чтобы у избирательной комиссии была возможность регламентации этого процесса, – уверен депутат ЗС ПК от «Справедливой России» Алексей Козицкий. – В целом к нововведениям я отношусь спокойно. А коллеги, которые пытаются «хайпануть» на этой теме, должны отделять мух от котлет.
Отметим, что многие приморские политики являются активными пользователями соцсетей, имея тысячи, даже десятки тысяч подписчиков. Вопрос, будут ли считаться незаконной агитацией призывы голосовать за себя любимых в собственном аккаунте, остается пока открытым.
В свою очередь, для социальных сетей помимо жестко регламентированной предвыборной агитации с недавних пор действуют и другие ограничения. В феврале 2021 года вступили в силу документы, которые обязывают соцсети самостоятельно ограничивать доступ к информации, нарушающей законодательство РФ. В противном случае им грозят многомиллионные штрафы – до 20 % от годовой выручки. Возможны и более жесткие меры: в середине марта Роскомнадзор не исключил полной блокировки сервиса микроблогов Twitter, если из соцсети в течение месяца не будут удалены материалы, нарушающие законодательство РФ. Кроме того, к Twitter в нашей стране уже предприняты меры по замедлению его работы как на мобильных устройствах, так и на стационарных компьютерах.
Иностранные интернет-платформы обязаны выполнять и требование о хранении персональных данных пользователей на российских серверах. Иначе – блокировка, как это уже случилось с социальной сетью LinkedIn. Кроме того, иностранные интернет-ресурсы могут быть заблокированы в том случае, если они станут заниматься цензурой постов российских СМИ.
Александр САЛКОВ
Фото Алексея ВОРОНИНА