Почему путейцы съели друга

Обычные работяги из-за собственной глупости сломали себе жизнь, став грабителями, убийцами и каннибалами

17 март 2021 Электронная версия газеты "Владивосток" №4801 (6506) от 17 март 2021

Начало в номере за 11 марта

Напомним, что эту историю нам рассказал ветеран МВД, полковник милиции Сергей Трубников, прослуживший в транспортной милиции почти 40 лет. И началась она за год до денежной реформы 1961 года (позже вы поймете, почему Трубников акцентировал на этом внимание).

Трое работников железнодорожной станции Сучан, один из которых был даже передовиком производства, за пьяный дебош были задержаны милицией и закрыты на ночь в «обезьянник». Откуда они сбежали, напав на дежурного милиционера и прихватив из сейфа 12 пистолетов ТТ.

Без трупов не обошлось

Ориентировку на беглецов получили все сельские участковые уполномоченные района. Милиционеры известили о ЧП местное население, прежде всего охотников и лесозаготовителей, настоятельно рекомендовав не оказывать опасной троице сопротивление – беглым железнодорожникам нечего терять. 

Однажды во время очередного налета на сельпо преступники потребовали открыть кассу. Продавщица догадалась, кто перед ней стоит, но деньги отдавать отказалась. Грабители явно не ожидали такого поворота – в магазинах других населенных пунктов им отдавали все без пререканий. 

– Ты что, такая смелая и крови не боишься? Или готова отдать жизнь за бумажки? – усмехнулся Руденко и взвел курок.

Женщина выручку не отдала. Двое детей остались сиротами… Второй жертвой бандитов стал пожилой охотник, на которого они наткнулись в тайге. Мужчина, вооруженный двустволкой, попытался их задержать, но получил в грудь свинцовый жакан из обреза. 
После двух убийств оцепление было усилено. Круглосуточные посты стояли на всех станциях и вдоль железной дороги Находка – Сучан – Владивосток. Тем не менее поймать преступников не удавалось. Как позже выяснилось, Безродный, Грищенко и Руденко знали обо всех мероприятиях по их поимке. Поэтому легко уходили от преследования. 

 – Вдоль железной дороги стоят столбы с железнодорожной связью. Беглецы привязывали к длинному шесту два провода с оголенными концами, набрасывали их на провода, другие концы присоединяли к переносной телефонной трубке (напомним, она была у Безродного как у машиниста паровоза. – Прим. авт.) и слушали, что происходит на железной дороге, где собираются организовать на них засаду. Они контролировали ситуацию, поэтому были неуловимы, – вспоминает Трубников. 

В это сложно поверить, но преступники скрывались в тайге больше года. Один раз им даже удалось, обойдя кордоны и посты, пробраться в Сучан, где они на Верблюжьей сопке спрятали мешок с награбленными деньгами – чтобы не таскать наличность по тайге. Они еще надеялись на бандитский фарт, который поможет им уйти от преследования. 

Беглецов взяли в землянке, когда они отсыпались после очередного набега на магазин. На тропу к замаскированному схрону военных вывели охотники. Здесь же нашли девять пистолетов ТТ, похищенных в отделении милиции на станции Сучан. По словам задержанных, десятый пистолет они потеряли где-то в тайге, когда убегали от преследования. Безродного, Грищенко и Руденко судили, приговорив к большим срокам отбытия наказания в исправительно-трудовом лагере строгого режима на Колыме. Осужденные этого лагеря мыли золото на прииске «Партизан». 

– Почему им не дали высшую меру? Показания подследственных во многом были противоречивыми, а доказательная база – слабой. На допросах они раскаивались, говорили, что сожалеют, что натворили по дури и загубили свои жизни и жизни двух невинных человек, – говорит Сергей Трубников. 

Охотники за головами шли по следу

Но на этом история злоключений бывших железнодорожников не заканчивается. Невероятно, но где-то через полтора года после прибытия в лагерь Грищенко и Руденко, несмотря на усиленную охрану, сбежали. Помимо небольшого запаса провизии они прихватили несколько маленьких золотых самородков и золотой песок в кожаном мешочке. Безродный, получивший 15 лет заключения, знал о предстоящем побеге, но подельников не поддержал. Решил отмотать срок на полную катушку и выйти на свободу с чистой совестью. Да и не верил он в успех авантюры: слишком далеко зона от больших городов, в которых легко затеряться. Вместо свободы можно сгинуть в тайге, даже летней, от голода. Или получить пулю от «охотников за головами» – так осужденные называли местных якутов, которые по неписаному договору с лагерным начальством ловили беглецов: за каждого из них якуты получали несколько бутылок водки. При этом в качестве доказательства выполненной работы «наемники» всегда привозили на санях труп беглеца. В лагерных документах писали, что такой-то осужденный умер от малярии или иной болезни. 

Грищенко и Руденко уговорили бежать с ними молодого парня, отбывающего срок за убийство любовника жены. Тот очень тосковал по дому и маленькой дочери, от депрессии и безысходности даже пытался повеситься, но откачали. 

Беглецы были объявлены во всесоюзный розыск. Их фотографии висели на стендах в отделениях милиции, в аэропортах, на железнодорожных и автовокзалах, в крупных магазинах и в почтовых отделениях, даже несколько раз показывали по телевизору. 
Руденко сняли с пассажирского поезда под Благовещенском. На нем был новый костюм, ботинки, в чемодане лежали рубашки, смена нижнего белья, бритвенные принадлежности. И хотя он отрастил волосы и усы, проводник вагона его узнал, о чем незамедлительно сообщил начальнику поезда, а тот уже на ближайшей станции – в транспортную милицию. Документов у беглого зэка не было. 

Как следует из показаний задержанного, их троица сбежала из лагеря во время работ на прииске. Долго блуждали по тайге, но все время шли на юг. Когда кончились скудные припасы, питались ягодами и грибами. Даже выкапывали червей. Добравшись до поселка Сеймчан, разбежались в разные стороны. По словам Руденко, он отсиделся в Сеймчане у местного жителя из бывших осужденных, который помог ему обменять часть ворованного золота на рубли. После чего на попутных машинах доехал до железнодорожной станции Березовый. Оттуда на товарняке – до Комсомольска-на-Амуре, затем на другом грузовом поезде до станции Санболи. Имея деньги в кармане, он без проблем добрался до Хабаровска. Билет в общий вагон ему без предъявления паспорта продала кассирша на вокзале, которой он заплатил десять рублей сверху. Чем закончилось его путешествие, уже известно. 

Где скрываются Грищенко и третий беглец, Руденко не знал. По крайней мере, он так утверждал. 

На рывок взяли «корову» 

Грищенко задержали через год в Геленджике, где он беззаботно снимал угол в частном доме. Его опознали местные жители, когда преступник покупал в магазине водку и закуску. Один из бдительных граждан незаметно проводил его до дома, а потом сообщил адрес милиции. При задержании Грищенко не сопротивлялся: был шокирован, что его так быстро вычислили. Во время обыска комнаты сыскари нашли под матрасом пистолет ТТ и две пачки патронов к нему. Это был последний «сучанский» ствол. 

По словам Грищенко, после побега из лагеря ему удалось сначала на попутных машинах, затем на товарных поездах добраться до Сучана. С железнодорожниками и водителями-дальнобойшиками рассчитывался сначала крупицами золотого песка. Затем на одной из станций продал небольшой самородок начальнику пассажирского поезда. 

Вернувшись в родной город, к жене и детям не пошел – опасался засады. Нашел спрятанный в дупле дерева пистолет и патроны и на перекладных доехал до Крымского полуострова. 

– Я не собирался из него стрелять. Но со стволом чувствовал себе уверенно, мало ли какая мразь могла прицепиться ко мне в дороге, – откровенничал Грищенко на допросах. 

Страшная правда о третьем беглеце всплыла на очной ставке Грищенко и Руденко. Сначала они утверждали, что не знают, где скрывается ревнивый убийца. Мол, у него свой путь. Но потом без записи в протоколе признались, что съели бедолагу, когда совсем оголодали. Тем более что днем уже стало подмораживать и мясо могло храниться дольше. По словам задержанных, они специально взяли в побег «корову», как советовали им матерые уголовники. Грищенко и Руденко даже показали на карте, где примерно они зарезали и освежевали приятеля. 

Позже охотники-якуты рассказывали, что действительно на маршруте беглецов, который они приблизительно указали, в лесу нашли скелет, привязанный проволокой к дереву. Кости были отполированы до блеска мелкими грызунами, птицами и мошкарой. Каких-либо примет, указывающих на пол или возраст хозяина скелета, не было. Не нашлось даже кусочка ткани. Все растащили звери. 

За совершение тяжких преступлений суд приговорил Грищенко и Руденко к высшей мере наказания. Отсидел ли свой срок машинист паровоза Безродный, неизвестно. 

…Летом 1963 года одна молодая парочка решила уединиться в кустах на Верблюжьей сопке. Обустраивая ложе любви, парень заметил какой-то ремень, торчащий из-под большой коряги. Потянул за шлейку и вытащил большую сумку, доверху набитую огромными по размеру купюрами образца 1947 года. Парочка отнесла сумку в отдел милиции, но эти «сталинские» деньги уже никого не интересовали. 

Сергей КОЖИН

Фото из архива Сергея ТРУБНИКОВА