А волны и стонут, и плачут... в Азии

Да простят меня великодушно читатели за этакое нахальство, но почему бы и не начать новогодний международный прогноз рифмованной строкой? Тем более что в обозримом будущем никому из нас, вероятно, не избежать суровой прозы жизни.

31 дек. 1996 Электронная версия газеты "Владивосток" №48 от 31 дек. 1996

Да простят меня великодушно читатели за этакое нахальство, но почему бы и не начать новогодний международный прогноз рифмованной строкой? Тем более что в обозримом будущем никому из нас, вероятно, не избежать суровой прозы жизни.

Ну что вам рассказать про АТР?
Крутая океанская погода
Меняет судьбы стран на свой манер
В согласии с законами природы.

Итак, центральное геополитическое событие наступающего года Красного Быка в нашем регионе предугадать нетрудно. В ночь на 1 июля с главного флагштока бывшей английской колонии Гонконг будет спущен пестренький “Юнион Джек”, и вместо него над особым административным районом Сянган взовьется символ коммунистического Китая - алое полотнище о пяти золотых звездах. Гуд бай, Британия! Тебя мы не увидим никогда. И твоей хваленой демократии - тоже.

Правда, Пекин скорее всего выполнит свои международные обязательства сохранить на территории Гонконга (Сянгана) капиталистический строй в ближайшие полвека. Ведь надо быть полным идейным идиотом, чтобы зарезать курицу, несущую бриллиантовые в финансовом отношении яйца. Среди нынешних пекинских лидеров таковых пока не наблюдается. Другое дело, что страны Азии давали и дают нам немало примеров длительного симбиоза буржуазно-экономического процветания с жесткими политическими репрессиями. Один благополучнейший по уровню жизни Сингапур чего стоит! Те же, кстати, этнические китайцы там и живут. И государственный язык - китайский.

Политическая закавыка в ином. Поглощение “чужеродного” Гонконга Китаем очень напоминает эйфорические времена, когда Советский Союз увеличился за счет Прибалтики. Как говорится, последними вошли, да первыми вышли. До сих пор распад остановить не можем. Не случится ли того же и с Китаем, учитывая, что вслед за малюсеньким Гонконгом Поднебесная намерена вернуть под имперское крыло огромный Тайвань? А он, если и вернется, то только при условии, что в Пекине установятся тайбэйские порядки. Впрочем, эти рассуждения выходят за рамки завершающегося столетия. Если выживем, не захлебнемся в сегодняшнем океанском накате, тогда и поглядим.

Июль 1997 года станет рубежным и для другого нашего соседа - Северной Кореи. Именно в этом месяце истечет 3-летний траур по очередному “великому вождю всех времен и народов” Ким Ир Сену. Именно тогда собирается “короноваться” по полной ритуальной схеме его сын Ким Чен Ир. По-видимому, так оно и случится. А сие означает, что на какое-то время на Корейском полуострове сохранится неустойчивое равновесие “ни войны, ни мира”. Это как детская игра в “гляделки”: кто первым моргнет, тот и проиграл. Между тем исторический опыт показывает, что у тоталитарных режимов типа северокорейского могут быть только два вероятных конца. Быстрый, когда режим ввязывается во внешнюю войну, и медленный, когда он окончательно догниет изнутри. Уповать на народные восстания в таких клинически сложных случаях бессмысленно - народ будет покорно жрать лебеду и бить поклоны идолам.

Непростым окажется 1997 год и для нашей заморской соседки Японии. По их японским меркам, разумеется. Так называемая экономика “мыльного пузыря”, породившая в начале 90-х годов бешеные прибыли от перепродажи земельных участков и строительного бума, обернулась теперь тяжелым финансовым “похмельем”. На фоне экономических успехов новых “азиатских драконов”, когда, например, Южная Корея громогласно заявила о претензиях пополнить собой мировую “семерку” наиболее развитых стран, старое доброе “японское чудо” несколько поблекло. Отсюда политически болезненная перегруппировка партийных сил в верхних эшелонах власти, начавшаяся еще в прошлом году. Отсюда стремление Японии во что бы то ни стало занять место постоянного члена Совета безопасности ООН. Отсюда стремление в связке с Соединенными Штатами стать гарантом международного спокойствия в бурном Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Впрочем, японцы не одно тысячелетие живут в экстремальных географических условиях. Можно поэтому не сомневаться, что с текущими политическими и экономическими проблемами они успешно справятся. Чего от всей души желаю в Новом году и своим соотечественникам!

Автор: Игорь Илюшин, обозреватель “В”