Нотариат уходит в Сеть

Заверить документ, не выходя из дома? Легко…

25 февр. 2021 Электронная версия газеты "Владивосток" №4795 (6500) от 25 февр. 2021

Цифровые технологии неизбежно внедряются в наше жизненное пространство, изменяя за века устоявшиеся практики. Даже такие, казалось бы, незыблемые в своей традиционности нотариальные процедуры постепенно оцифровываются и переходят в режим онлайн. 

С начала этого года некоторые из нотариальных услуг можно получить, не выходя из дома. Какие именно, об этом рассказала владивостокский нотариус Светлана Вилянская.

– Светлана Александровна, самый первый вопрос технический: что собой представляет онлайн-визит к нотариусу?

– Тут все относительно просто. Вы заходите в личный кабинет на сайте Федеральной нотариальной палаты (ФНП) – https:lk.notariat.ru. Выбираете из предложенных услуг нужную лично вам, заполняете все необходимые формы, отправляете запрос. ФНП переправляет в течение часа ваш запрос нотариусу, который проводит по нему работу, рассчитывает исходя из выполненных работ тариф. Этот расчет переправляет вам. Вы оплачиваете его и получаете заказанную услугу. Времени на это уходит самое большое пять дней (чаще процедура занимает один день), да и тарифы на удаленную работу ниже, чем при очном посещении нотариуса. Правда, здесь есть один нюанс: необходимо иметь регистрацию на портале госуслуг, поскольку регистрация в личном кабинете ФНП возможна только через этот сайт. А также у вас должна быть усиленная квалифицированная электронная подпись. Такие подписи сейчас достаточно распространенная вещь, пользуются ею не только должностные лица, как то бухгалтеры и юристы, но и граждане, которые часто работают с Росреестром. Электронная подпись – это своего рода удостоверение личности. Чтобы ее поставить, достаточно подключить к компьютеру флешку, на которой она установлена. 

– То есть, если некто захотел написать завещание или составить доверенность, ему достаточно дома сесть за компьютер…

– Нет, нет и еще раз нет. Далеко не все нотариальные услуги доступны в онлайн-формате. Существует ряд действий, которые требуют личной встречи. К ним, в частности, относится и составление завещания. Все-таки это очень серьезный документ – распоряжение на случай смерти. Необходимо выяснить волю завещателя, причем как можно более подробно. Объяснить ему правовые последствия его волеизъявления. Определить всех родственников – вдруг в их числе есть обязательные наследники (к ним относятся несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя, его нетрудоспособные супруг и родители, а также нетрудоспособные иждивенцы). 

Диалог необходим и при составлении доверенности. Пришла, допустим, бабушка составить доверенность на продажу квартиры, ей обязательно надо рассказать о последствиях этой процедуры. Или собралась она оформить дарственную на квартиру в пользу того же внука. Ей надо обязательно объяснить, что после дарения своей жилплощади она уже не ее собственница и последствия могут быть какими угодно. То есть все процедуры, где требуется пусть небольшой, но диалог, проходят при личной встрече с нотариусом.
Впрочем, и эти манипуляции существенно упростились благодаря технологиям. Сделку нельзя составить удаленно, но это можно сделать дистанционно.

– А разница, простите, в чем?

– Разница существенная. Дистанционный формат все-таки предполагает личное присутствие нотариуса. Для примера: два супруга, которые проживают в разных городах, желают составить брачный договор. Теперь для этого не надо встречаться в одной нотариальной конторе. Каждая из сторон подходит к своему нотариусу в определенное время и уже по видеосвязи в присутствии нотариусов обговаривает все спорные моменты. Аналогичным способом проходят и все прочие дистанционные сделки.

– А какие услуги можно получить именно удаленно?

– Можно запросить выписку из реестра о залогах на движимое имущество, если вы, допустим, покупаете автомобиль и вам необходимо удостовериться в том, что он не находится в залоге у банка или еще какого-то третьего лица, то есть чист и готов к продаже. Надо отметить, что эта процедура сейчас настолько популярна, что ее включили в перечень на сайте госуслуг.

Здесь же процедура, ставшая также в последнее время популярной, – обеспечение доказательств в сети Интернет. Поясняю: вы обнаружили в Сети информацию, которая (оправданно!) вам не понравилась, возможно, вредит вашей репутации, и вам необходимо этот факт зафиксировать. Можно, конечно, сделать скриншот страницы и с ним отправляться в суд или в правоохранительные органы. А можно (и суды настаивают именно на этом действии) отправить ссылку на не устраивающую вас информацию нотариусу. Он, в свою очередь, заходит на указанный ресурс, фиксирует наличие информации, создает электронный документ, так называемый протокол осмотра информации в Сети, и удостоверяет его. Заверенная таким образом информация не требует дополнительных доказательств, и ее достаточно для того, чтобы привлечь виновного к ответственности.

В перечне удаленных нотариальных услуг – удостоверение переводов на другой язык. Речь идет о переводе доверенностей, медицинских заключений, справок о наличии (отсутствии) судимости, справок с места учебы.

Удаленно принимаются на хранение (или выдаются) электронные документы. Причем на хранение в электронном формате можно сдать любой документ, даже изначально рукописный. Если у человека есть опасения, что документ может быть утрачен или поврежден, он делает его скан и отправляет нотариусу на хранение. В этом случае не только гарантируется сохранность документа в электронном формате, но и подтверждается его подлинность.

Можно удаленно передать на хранение на депозит нотариусу денежные средства (безналичные, разумеется). Во-первых, для расчета по сделке. Во-вторых, для выполнения своих обязательств. В частности, это может сделать должник в том случае, если его кредитор уклоняется от получения долга, рассчитывая на увеличение процентов. Внеся требуемую сумму на депозит нотариуса, должник свои обязательства по отношению к кредитору выполняет, и кредитор уже не вправе ему ничего предъявлять. 

Можно передать удаленно электронные документы  при совершении сделки. Например, необходимо передать документы в другой город или другим лицам, чтобы оформить сделку или открыть наследство. Если документы изначально на бумаге, то нотариус преобразует эти документы в электронный вид. И при удаленном обращении гражданина передает их на сделку. 

– Тем не менее, как мы помним, нотариально заверенный документ – это всегда специальный бланк с нотариальной печатью. Его же у себя дома на принтере не распечатаешь…

– Документ, который вы получите в электронном формате, будет иметь все необходимые степени подтверждения его подлинности. Здесь эту функцию выполняет электронная подпись нотариуса, их приславшего. Если документ необходимо перенести на бумагу, то в любой ближайшей нотариальной конторе его вам распечатают, заверив печатью. Хотя, надо отметить, в последнее время большую популярность приобретают все же электронные документы. С ними удобнее работать, их проще переправлять электронной почтой – ею, согласитесь, особенно в деловых переписках, люди стали пользоваться куда чаще, чем обычной. Тем более что и электронный документ, и бумажный, заверенный подписью нотариуса, обладают одинаковой юридической силой. 

– Насколько активно люди переходят на удаленное общение с нотариусом?

– Объективности ради надо сказать, что эта возможность появилась у нас только с начала января. Какие-то действия обкатывались и в течение прошлого года. Так, граждане освоили возможность удаленной проверки по Росреестру на наличие залогов на автомобили. Со временем, более чем уверена, удаленные услуги приобретут популярность.

– Какие еще нововведения в нотариальной практике появились в последнее время?

– Одно из них – QR-коды на нотариальных документах. Для чего это делается? В первую очередь для подтверждения законности документа. При наличии установленной программы на телефоне (а программ этих более чем достаточно) эта проверка доступна каждому. Просто наведите камеру на код, и программа вам выдаст всю необходимую информацию по документу. Документы, подтверждающие сделки, доверенности, договоры, согласия, – на всех них  ставится эта машиночитаемая маркировка, которая позволяет проверить достоверность документа.

Далее. Нотариусы стали работать по принципу  одного окна. При удостоверении сделок с недвижимостью или оформлении наследственных прав гражданам уже нет нужды бегать (или ездить) по инстанциям и собирать необходимые бумаги. Нотариус сам запрашивает требуемые документы (акты гражданского состояния, свидетельства, подтверждающие родственные отношения, документы по имуществу и его оценке, справки из банка). Более того, после оформления сделки по приобретению недвижимости или получения квартиры в наследство гражданину уже не нужно идти регистрировать ее в Росреестр, нотариус сам отправит документы на регистрацию. И что немаловажно, все эти дополнительные опции для граждан бесплатны и сроки их исполнения зачастую не превышают одного дня.

Анжелина ШИЛАН

Фото:

с сайта pixabay.com, предоставлено Светланой Вилянской