Улетевшие в вечность

Приморские поисковики разыскивают родственников летчиков, погибших после войны

3 февр. 2021 Электронная версия газеты "Владивосток" №4789 (6494) от 3 февр. 2021

Это не первый успех бойцов приморского поискового объединения «АвиаПоиск». И, будем надеяться, не последний. За 14 лет существования этой общественной организации в активе поисковиков 140 найденных самолетов, сбитых или потерпевших катастрофы на Сахалине, в Приморском и Хабаровском краях. Плюс найдены останки 71 члена экипажей и пассажиров самолетов ВВС Тихоокеанского флота. Из них 60 захоронено, 11 готовятся к захоронению. 

«Родственники летчика Чернышенко и штурмана Рассказова не были на похоронах. Сегодня братская могила потеряна»

На территории, прилегающей к озеру Хасан, поисковиками обнаружены останки 13 офицеров и бойцов Красной армии, из них 11 захоронено, двоих скоро захоронят. На Сахалине найдены и там же кремированы останки двух японских солдат. Кроме того, установлены имена более трех тысяч погибших военлетов ТОФ, офицеров и солдат Красной армии, в том числе погибших в боях с японскими самураями на Хасане. 

Сегодня Приморская региональная молодежная общественная организация «Поисковое объединение «АвиаПоиск» – единственная команда в Приморском крае, которая занимается розыском мест падений самолетов на территории Дальнего Востока, предает земле останки погибших летчиков и ведет поиск их родственников. 

Как рассказал корреспонденту газеты «Владивосток» руководитель «АвиаПоиска» Ярослав Ливанский, изначально базовую информацию о катастрофах в частях ВВС ТОФ поисковики получали в Центральном военно-морском архиве Министерства обороны РФ в городе Гатчине. А также в Российском государственном архиве ВМФ в Санкт-Петербурге. Благодаря архивным документам энтузиасты-патриоты составили подробный перечень чрезвычайных происшествий в частях ВВС ТОФ, а также списки пропавших без вести и погибших летчиков-тихоокеанцев, установили районы предполагаемого нахождения пропавших самолетов. 

По словам Ярослава, работа по сбору информации не могла обойтись без помощи командования и совета ветеранов ВВС Тихоокеанского флота. В нашей истории – следственного управления СК России по Приморскому краю.  

Судьбой экипажа не интересовались 

Место гибели фронтового скоростного бомбардировщика Ту-2 (бортовой номер 9/13) в Смирныховском районе Сахалина было известно давно. Но до команды приморского «АвиаПоиска» никто судьбой экипажа разбившегося самолета не интересовался. Ко всему за давностью лет забылись подробности трагедии пикирующего бомбардировщика. И местные жители не могли сказать ничего конкретного по этому случаю: старожилов в поселке Смирных уже не осталось. Слишком много лет прошло со дня катастрофы.        

– Первый раз наша группа вышла на место падения бомбардировщика Ту-2 летом 2013 года. Мы знали от местных жителей, что самолет упал где-то в тундровом болоте, в Смирныховском районе Сахалина, примерно в 20 километрах севернее от аэродрома, расположенного рядом с поселком Смирных. Здесь, как мы предполагали, в годы Второй мировой войны базировался 132-й отдельный бомбардировочный авиаполк. Впоследствии эти догадки подтвердились. В ноябре прошлого года во время завершающей полевой экспедиции совместно с сахалинским отрядом «АвиаПоиск» были найдены детали с заводским номером самолета, номером одного из двух его двигателей, а также остатки фуражки с кокардой офицера военно-воздушных сил Советского Союза, принадлежащей летчику или штурману. До этого мы находили парашютные пряжки и фрагменты обуви, – рассказал Ярослав Ливанский.

Обломков фюзеляжа, крыльев, лопастей пропеллеров, двухкилевого хвостового оперения, шасси или иных крупных деталей на месте падения Ту-2 не было. Как выяснилось, все, что осталось от самолета после крушения, растащили и сдали на металлолом местные жители в 50-60-х годах.

Хроника пикирующего бомбардировщика 

Для установления подробностей катастрофы приморские поисковики обратились в следственное управление Следственного комитета РФ по Приморскому краю, куда передали все установочные данные по бомбардировщику. Следователи послали запрос в Центральный военно-морской архив Минобороны РФ. 

По словам старшего помощника руководителя СУ СК по Приморскому краю Авроры Римской, ответ не заставил себя долго ждать. Согласно архивным документам на острове Сахалин (на аэродроме по соседству с поселком Смирных) в 40-х годах прошлого столетия действительно базировалась 4-я авиаэскадрилья 132-го бомбардировочного авиаполка (БАП) 334-й бомбардировочной авиационной дивизии (БАД). Здесь же 30 июля 1949 года в 12 часов 36 минут произошла катастрофа бомбардировщика Ту-2 (бортовой номер 9/13). 
В тот день летчик лейтенант Николай Чернышенко совершал учебно-тренировочный полет в составе звена из девяти таких же самолетов. Его двухмоторная крылатая машина была левой ведомой в левом звене.    

Самолеты взлетели с аэродрома в период с 10.07-10.09. После полета по заданному маршруту в 12.15 Ту-2 сбросили бомбы на полигоне Зональное, затем развернулись вправо для выхода на обратный курс в направлении аэродрома Смирных («Китон»). 

Далее, как зафиксировано в документах расследования, выйдя на прямую на высоте 1500-2000 метров в районе отметки 220 (это в 32 километрах на юго-запад от полигона Зональное), летчик Николай Чернышенко отстал от группы на 200-300 метров. 

В 12.23 он передал по рации: 

– Барахлит левый мотор.    

Ведущий девятки попросил его доложить о работе ВМГ и температурном режиме.     

В 12.35 экипаж Чернышенко ответил: 

– Левый мотор не показывает, правый нормально, выхожу из строя, иду домой. 

Но на родной аэродром Ту-2 не вернулся. Самолет рухнул в тайге.

Домой не вернулись

Из документов Центрального военно-морского архива МО России: «В результате катастрофы погибли летчик лейтенант Николай Чернышенко и штурман лейтенант Борис Рассказов, стрелок-радист Николай Клепиков и воздушный стрелок Иван Даниловцев получили тяжелые ранения. Самолет и моторы разбиты, подлежат списанию».

Как показали оставшиеся в живых Клепиков и Даниловцев, также согласно показаниям очевидцев и данных радиограмм установлено, что в 12.20 экипаж Николая Чернышенко находился в районе аэродрома «Онор» на высоте 400-700 метров. От реки Поронай до пункта Онор самолет шел со снижением. 

– Почему мы снижаемся? Давайте произведем посадку на аэродроме «Онор», – предложил штурман Рассказов. 

Но лейтенанта Чернышенко такой исход полета не устроил. Он ответил: 

– Идем нормально домой. 

Затем летчик и штурман завели разговор о кране кольцевания, который надо бы заменить по прилете. Их спокойную беседу по внутренней связи слышали остальные члены экипажа.  

В районе пункта Онор радист и бортстрелок предложили Чернышенко «дать форсаж правому мотору» для увеличения скорости с набором высоты. Что летчик и сделал: монотонный звук мотора сменил тональность с глухой на звонкую, тяга увеличилась, бомбардировщик стал набирать скорость.    

В 12.30 в районе села Южная Хандаса Смерныховского района на высоте 200 метров Чернышенко спросил: 

– Штурман, сколько осталось до «Китона» (аэродром в поселке Смирных. – Прим. авт.)?      

– Не более 30 километров, или 5-6 минут полета, – ответил Рассказов.  

В 12.35 экипаж самолета дал радиограмму: «Иду на вынужденную».

Что было дальше, уже известно.

 Братская могила утеряна 

Эксперты, проводившие расследование катастрофы бомбардировщика Ту-2 (бортовой номер 9/13) предположили, что «летчик Чернышенко, убедившись в невозможности дальнейшего полета, решил произвести посадку в тайге на тундровое болото, находившееся в 5 километрах от линии маршрута. Чтобы выполнить маневр, он произвел доворот самолета в сторону неработающего мотора, но из-за отсутствия мощности правого мотора, малой высоты и скорости бомбардировщик свалился на нос под углом 40-45° и ударился о землю.
Как указано в приказе по 132-му бомбардировочному авиационному полку от 5 августа 1949 года, «30 июля 1949 года из-за отказа материальной части погибли:

– летчик лейтенант Чернышенко Николай Иванович, 1923 года рождения, уроженец Харьковской области, Купянского района, село Смородьковка,

– штурман экипажа лейтенант Рассказов Борис Алексеевич, 1926 года рождения, уроженец Калининской области, Емельяновского района, деревня Метенево.

Похоронены 1 августа 1949 года на братском кладбище, в 120 метрах южнее поселка Смирных Поронайского района Сахалинской области, головой на запад».

Стрелок-радист сержант Клепиков Николай Иванович, 1927 года рождения, уроженец села Банниково Абатского района Томской области выбыл по состоянию здоровья в запас в апреле 1950 года.  

Бортстрелок сержант Даниловцев Иван Иннокентьевич, 1928 года рождения, уроженец села Олек Иркутского района Иркутской области продолжал служить еще несколько лет. Его дальнейшая судьба фондам военно-морского архива неизвестна.   

В июне 1951 года 132-й бомбардировочный авиаполк убыл с острова Сахалин.

Рассказывает Ярослав Ливанский: 

– В конце 40-х годов Сахалин был закрытой территорией для посещения гражданскими лицами, если у них не было специального штампа в паспорте. Поэтому родственники летчика Чернышенко и штурмана Рассказова не присутствовали на похоронах. Сегодня, спустя 70 лет со дня трагедии, братская могила потеряна. Поэтому, во-первых, мы хотим ее найти, привести в порядок, а на месте гибели самолета Ту-2 установить памятную доску. Во-вторых, разыскать родственников погибших авиаторов, возможно, кто-то из них захочет посетить могилу близкого человека.

 Невезучий аэродром

 Бомбардировщик Ту-2 не единственный самолет, погибший на Сахалине в мирное время. Как следует из архивных документов, до сих пор не раскрыта загадочная авиакатастрофа учебного самолета Ла-11 (УЛа-11) из 42-го смешанного авиаполка 15-й смешанной авиадивизии ВВС ТОФ, случившаяся в декабре 1952 года.    

Изначально авиаполк базировался на аэродроме «Ольховатка», затем передислоцировался на аэродром в поселок Костромское (старое японское название Коноторо. – Прим. авт.). В начале 50-х годов он, как и остальные советские авиаполки, начал перевооружаться на реактивные истребители МиГ-15. Но речь сейчас не об этом.     

4 декабря 1952 года с аэродрома «Ольховатка» вылетел УЛа-11 с двумя членами экипажа – летчиком-лейтенантом Симоновым Владимиром Николаевичем и контролирующим летчиком, командиром звена капитаном Степушкиным Михаилом Тихоновичем. Экипаж должен был произвести аэродромный полет согласно плановой таблице. Задание несложное, тем более что дело было днем и погода была хорошая. Но после того, как самолет ушел в зону № 6, расположенную в 7 километрах западнее аэродрома, погода начала резко ухудшаться.   

В Костромское УЛа-11 не вернулся. Его поиски начались на другой день, но результатов не принесли. По словам свидетелей из местного населения, они видели, как одномоторный самолет планировал из района шестой зоны на север в сторону сопок.   
Летом 1953 года поиск самолета продолжили, но опять тщетно. 

– Возможно, когда-нибудь поисковикам удастся разгадать загадку пропавшего УЛа-11 и с почестями захоронить останки экипажа. К сожалению, никаких сведений об обнаружении обломков самолета в указанном районе ни от охотников, ни от егерей не поступало, – говорит Ливанский. 

Кстати, с аэродромом «Ольховатка» связано еще одно ЧП. 10 января 1950 года здесь же летчик лейтенант Петр Узких на самолете Ла-11 при посадке ошибся в технике пилотирования. Он не рассчитал скорость приземления, самолет коснулся снега в нерабочей зоне взлетной полосы. В результате Ла-11 ударился правым колесом о снег, отбил правую амортизационную стойку и консоль, перевернулся и упал на фюзеляж. Машина была полностью разбита и списана, летчик отделался ушибами и ранениями.

За могилами ухаживать некому 

По словам руководителя приморского «АвиаПоиска», также есть сведения о гибели самолета Ил-2 на военном аэродроме недалеко от села Таранай в Анивском районе. Самолет входил в состав 60-го штурмового авиаполка 16-й смешанной авиадивизии (САД) ВВС ТОФ. В результате катастрофы, случившейся во время его взлета, погиб лейтенант Опахов Владимир Александрович. Данные о происшествии очень скудны. 

Из обобщенной информации известно, что старший лейтенант Владимир Опахов, будучи в должности летчика-инструктора 3-й школы летчиков первоначального обучения ВВС ВМФ, 3 ноября 1944 года представлялся к медали «За боевые заслуги», как прослуживший в Военно-морском флоте 12 лет и 9 месяцев. 

Внук погибшего Виктор Опахов собирал любые сведения о деде. Ему удалось связаться с учителем истории из поселка Таранай Светланой Кистерец. Она совместно с краеведом Николаем Барковым выяснила через Центральный военно-морской архив МО РФ, что в журнале чрезвычайных происшествий 60-го штурмового авиаполка за апрель 1945 – сентябрь 1947 годов есть следующая запись о катастрофе самолета Ил-2, случившейся на аэродроме «Таранай» 18 июля 1946 года: «В результате погиб находившийся в техническом домике звена 16-й САД лейтенант Опахов Владимир Александрович. Сведений о месте захоронения указанного лица в документе нет». 

То есть лейтенант находился в помещении, когда на него упал самолет. Для летчика – нелепая смерть. Члены экипажа Ил-2 остались живы.    

– Я был на старом кладбище поселка Таранай. Но разыскать могилу Владимира Опахова не представляется возможным, поскольку большинство захоронений летчиков на этом погосте безымянные. Металлические и деревянные памятники разрушились от времени, таблички с именами и фотографии пропали. Военные ушли, за могилами некому следить. Принято решение установить памятную доску на мемориальном участке кладбища, чтобы увековечить память опытного летчика-инструктора Владимира Опахова, – рассказал Ярослав Ливанский.  

Справка «В» 

Двухмоторный фронтовой пикирующий бомбардировщик Ту-2, также известный как АНТ-58 и самолет «103» (по кодификации НАТО: Bat – «Летучая мышь»), серийно выпускался в различных модификациях с 1942-го по 1952 год. Первый опытный экземпляр взлетел в 1941 году. В общей сложности до 1951 года отечественные заводы поставили 2649 Ту-2 различных модификаций. 

Экипаж: 4 человека. Максимальная взлетная масса: 11538 кг. Масса топлива во внутренних баках: 2200 литров. 

Максимальная скорость: у земли – 444 км/час, на высоте – 521 км/час. Практическая дальность: 2020 км. Практический потолок: 9000 метров. 

Вооружение стрелково-пушечное: две 20-мм пушки ШВАК, три 7,62-мм пулемета ШКАС и один 12,7-мм пулемет УБТ.

Неуправляемые ракеты: 10 реактивных орудий для снарядов РС-132. Бомбы: нормально  – 1000 кг, максимально  – 2000 кг, в перегрузку  – 3000 кг.

За время боевых действий СССР против милитаристской Японии в августе – сентябре 1945 года ВВС Тихоокеанского флота потеряли 22 самолета, 53 члена экипажей и 4 других военнослужащих ВВС ТОФ.

Сергей КОЖИН 

Автор выражает признательность старшему помощнику руководителя СУ СК России по Приморскому краю Авроре Римской за помощь в подготовке публикации. 

P.S. В ближайшем номере «В» мы расскажем о поисках экипажа самолета Ли-2 9-й воздушной армии, вылетевшего 21 августа 1945 года из Муданьцзяна в Харбин с группой офицерского состава и не вернувшегося на родной аэродром. Место падения самолета – в Черниговском районе Приморского края.  

«Уважаемые читатели! Если вам что-нибудь известно о пропавших без вести самолетах в Приморском крае или о судьбе летчиков УЛа-11, позвоните по телефону 8-914-663-93-43 или напишите e-mail: [email protected]».

Фото предоставлено Приморским поисковым объединением «АвиаПоиск» и пресс-службой СУ СК России по Приморскому краю