Окажется ли Бык добрее Крысы

Кризисный год закончился, но проблемы остались. Где выход?

27 янв. 2021 Электронная версия газеты "Владивосток" №4787 (6492) от 27 янв. 2021

Ушел в историю тяжелейший, прежде всего из-за пандемии коронавируса, 2020 год. Нам он запомнится бесконечными потерями, тревогами, экономическими и климатическими потрясениями. Поэтому в большинстве своем люди надеются, что наступивший 2021-й окажется более позитивным и благополучным.

О том, насколько минувший период был тяжелым для региона и его жителей, какими основными событиями он запомнился и чего Приморью ждать от нового года, корреспондент «В» побеседовал с доцентом Дальневосточного федерального университета, членом Российского общества политологов кандидатом политических наук Петром Самойленко.

Главное, апокалипсиса не произошло

– Петр Юрьевич, слава Богу, високосный год закончился. На финишной прямой также и Год Крысы по восточному календарю. Столько всего на нас навалилось и просыпалось… Однако президент РФ на декабрьской итоговой пресс-конференции не стал возводить напраслину на 2020-й. А какие у вас ощущения?

– Мое мнение тоже сводится к тому, что все в Приморье могло быть значительно хуже. Давайте вспомним весну 2020 года: локдаун, паника по поводу коронавируса, массовое закрытие и приостановление практически всей хозяйственной деятельности. Закончился год уже более спокойно, хотя, конечно же, в общем и целом это было непростое время для всех, это был период вызовов – социальных и экономических.

И в наступившем году, даже если ситуация по коронавирусу в ближайшие месяцы стабилизируется, ушедший будет еще долго аукаться нам – выход из экономической рецессии, к примеру, будет постепенным и достаточно медленным. Да и окончательного решения проблемы COVID-19 пока не предвидится. 

Поэтому я думаю, что прошлый год был действительно годом больших потрясений, и для Приморского края в том числе. Один ноябрьский циклон чего стоит. Это беспрецедентное стихийное явление даже для нашего региона, который, казалось бы, регулярно находится под воздействием природных катаклизмов. Другой вопрос, что нам необходимо делать выводы из того, что происходит, чтобы минимизировать повторение подобных негативных резонансных событий или, по крайней мере, их последствия.

И нужно помнить тот негатив, который мы пережили в 2020 году. Как минимум это важно психологически – мы ведь выстояли. Апокалипсиса, про который говорили в марте-апреле, не произошло. К счастью для всех.

Трудный этап пережили

– А как вы и ваши коллеги-эксперты оцениваете плюсы и минусы применительно к нашему краю? Что хорошего и плохого произошло в Приморье?

– Все не так однозначно, как выглядит на первый взгляд. Ну вот, к примеру, все тот же «хрустальный ад» 19 ноября, после которого юг Приморья оказался в условиях ЧС почти на три недели.

Как это оценить? Конечно же, это серьезное бедствие, при котором десятки тысяч жителей Владивостока, Артема и ряда других районов остались без света и тепла на длительное время. Но в то же время обошлось без человеческих жертв, а это немаловажно. Погибло или повреждено более 5 тысяч деревьев – это серьезная экологическая проблема, значит, нужно решать вопрос об озеленении Владивостока и прилегающих территорий. Власти об этом начали говорить, весной начнется замена зеленых насаждений.

Циклон – это еще и повод для властей определить основные направления модернизации региона: технологической, архитектурной, экологической. Насколько такие меры будут применяться и окажутся оправданными – увидим позже.

В целом же, если говорить про хорошее и плохое, то можно все события разнести по категориям. В минусе – высокая заболеваемость коронавирусной инфекцией, вспышки этой болезни в медучреждениях региона, непогода с поврежденной инфраструктурой, падение темпов развития экономики и уровня реальных доходов населения, а значит, уровня жизни.

В плюсе – относительно теплый год, сохранившийся потенциал региона, который должен вырасти после снятия антиковидных ограничений. Я имею в виду въездной туризм и иные виды международной деятельности, которые приносят капитал в экономику нашего региона.

Скажем так, мы пережили этот год на твердую тройку, может быть, даже на четверку с минусом. Могло быть лучше, могло быть и хуже…

Кстати, могу поделиться любопытным наблюдением. Накануне Нового года, глядя на прохожих на центральных улицах Владивостока, наблюдая за выражением их лиц, эмоциями, их речью, я пришел к выводу, что кризис действительно оказал свое влияние на всех. На меня буквально «пахнуло девяностыми»: очень много людей самых разных возрастов были мрачными, пессимистичными либо вообще апатичными по отношению к окружающей действительности. Больше стало нищих и бездомных в районе вокзалов и рынков в приморских городах, во всяком случае, в период новогодних праздников. Такого не было в последние годы – на улицах в конце декабря всегда было много радостных, веселых людей.

Работники торговли, кстати, тоже отмечают схожую тенденцию – упали продажи тех товаров, которые мы можем условно называть «товарами радости»: это цветы, парфюмерия, качественные и дорогие кондитерские изделия, ювелирные украшения. Это тоже показатель кризиса, который, конечно, негативно влияет на всех. Будем надеяться, что это «синдром-2020» и он пройдет.

Депрессивные тенденции не исчезли

– Интересно было бы сравнить данные о смертности от коронавируса с данными о покинувших малую родину в поисках лучшей доли. И, кстати, много ли людей переехало в Приморье?

– Статистика говорит о превалировании миграционной убыли населения. Но я бы не рассматривал этот вопрос в простых числовых координатах – сколько убыло и сколько прибыло, особенно если мы говорим про миграцию в регион и из него. Ведь мы понимаем, что миграция отсюда – это в основном молодежь, которая уезжает учиться и работать в западные регионы страны, а те, кто приезжает сюда, – в основном мигранты из стран СНГ. И это является ярким свидетельством того, что качество жизни здесь как минимум оставляет желать лучшего. Хотя, с другой стороны, есть территории, где дела обстоят еще хуже, чем у нас, и для них мы привлекательны. Не случайно именно в Приморье переезжают люди с Камчатки, Чукотки, из Магаданской области, хотя их и не так много.

Если рассуждать, отталкиваясь от демографической статистики, то в открытой прессе имеются сведения за первое полугодие 2020 года. По данным Приморскстата, в крае зарегистрировано 8420 родившихся детей – это 8,9 новорожденного на 1000 человек населения. За январь – июнь число зарегистрированных умерших превысило число родившихся в 1,5 раза, что соответствует аналогичному периоду 2019 года и составило 12880 человек –13,7 умершего на 1000 человек населения. За первые 6 месяцев прошлого года в регионе умерло 6702 мужчин – это на 8,5 % больше, чем умерло женщин.

Количество людей, приехавших в Приморский край из других регионов России, с января по июль составило 7630 человек. Этот показатель на 7 % меньше, чем за тот же период в 2019 году. Из других стран в край приехало 3989 человек, а это почти в два раза меньше, чем в 2019 году. Выехало в другие регионы России 7985 человек – это на 18,8 % меньше, чем в первом полугодии 2019-го. Однако выросло число приморцев, которые вообще покидают страну, – 5622 человека. Это на 9,5 % больше, чем годом ранее.

О чем говорят эти показатели? Мне кажется, что в регионе остаются депрессивные тенденции, на которые наслоились «поправки» от пандемии – прежде всего в части ограничения передвижения либо снижения его целесообразности. А в целом, повторюсь, миграционные вопросы более значимы как показатель ситуации в регионе.

Лакмусовые изменения во власти 

– В минувшем ноябре главу Минвостокразвития Александра Козлова сменил Алексей Чекунков. С чем была связана эта замена и стоит ли нам ожидать в новом году громких отставок?

– Пока это решение не привело к каким-либо видимым реформам. Хотя полпред президента РФ на Дальнем Востоке Юрий Трутнев, представляя Чекункова в министерстве, раздвинул горизонты работы нового министра в северном направлении. Не случайно Алексей Олегович рьяно взялся за развитие российской Арктики и ее столицы Мурманска. Однако и во Владивосток Чекунков прилетал после ноябрьского циклона и публично заявил о том, что необходимо выделить нашему региону дополнительное финансирование для улучшения защиты всей расположенной здесь инфраструктуры, прежде всего на острове Русском.

Посмотрим, как это будут делать… Во всяком случае, до реализации основных положений политики «Восточного вектора», в результате которой качество жизни на Дальнем Востоке должно существенно увеличиться, пока еще явно далеко.

– С 1986 года на уровне правительства было принято свыше десятка национальных, государственных, целевых, федеральных и разных других программ по развитию Дальнего Востока. Ни одна не заработала, хотя деньги чиновники аккуратно осваивали. Кто-нибудь понес наказание? В минувшем сентябре взята на вооружение очередная стратегия. Опять для освоения средств из бюджета страны?

– Ну, тут вопрос в большей степени к руководству страны. Как оно оценивает работу подчиненных чиновников и прочих представителей государства. В общем и целом я думаю, что добиться серьезных улучшений здесь можно только в ходе стабильной постоянной работы, которая ведется системно и беспрестанно, а также в условиях хотя бы относительной экономической стабильности. И то и другое должно присутствовать обязательно.

Крупные проекты строительства на приморской земле промышленных, транспортно-логистических и сельскохозяйственных объектов – это как раз часть такой стратегии, и это делается, хотя и медленнее, чем хотелось бы. За финансовой дисциплиной следят контролирующие органы, чему являются свидетельством вскрытые нарушения, аресты и суды в отношении строителей космодрома Восточный.

Грандиозным проектам желателен спрос

– Петр Юрьевич, насколько сильно просела наша экономика в минувшем году?

– На сегодняшний день подведена статистика за 11 месяцев 2020-го. Но, как ни удивительно, не везде есть ожидаемая просадка. Так, некоторые сферы показали высокие темпы экономического роста.

В целом потери для экономики Приморского края из-за пандемии и общей экономической рецессии стали достаточно ощутимыми. По данным Примстата, промышленное производство по сравнению с аналогичным периодом 2019 года сократилось на 17,3 %, обороты розничной торговли упали на 8,1 %, объем платных услуг населению стал меньше на 21,6 %. Сильнее других пострадало общественное питание, доходы упали на треть. Что касается реальной заработной платы, то она сократилась весьма незначительно, речь идет о десятых долях процента.

Негативным для экономики фактором стало существенное снижение внутреннего спроса – в среднем, по данным проекта «Финэкспертиза», каждый житель края в ушедшем году стал тратить на различные нужды на 23400 рублей меньше. Эти средства не были потрачены в таких секторах, как торговля и услуги.

Вместе с тем на фоне общего экономического падения отдельные отрасли экономики показали и рост. Помимо строительства и ряда промышленных отраслей увеличились показатели в сельском хозяйстве. Выросло производство мяса, молока, яиц. И результаты эти в целом вполне предсказуемы. В течение года снабжение импортными продуктами существенно сократилось, а в отдельные периоды вообще прервалось из-за закрытия границ. Естественно, это дало шанс местным производителям. 

В целом думаю, что начавшийся 2021 год принесет пусть и небольшой, но экономический рост и стабилизацию общей ситуации в сфере хозяйственной деятельности в нашем регионе. Поэтому будем говорить так: кризисный год ушел, но проблемы остались. По-другому и быть не могло, потому что любая социально-экономическая проблема не может решиться сразу, и даже после выхода из кризиса мы еще определенное время будем ощущать его дыхание.

– В 2020-м Россия неожиданно для всех заняла второе место в мире в сфере судостроения. Полагаю, что благодаря реализации проектов в Большом Камне. Это так? И еще. Глава «Роснефти» Игорь Сечин доложил Владимиру Путину, что начинается строительство металлургического комбината. Насколько реально такое заявление?

– Проекты строительства металлургического комбината, Восточной нефтехимической компании и другие, подобные им, связаны с мировой конъюнктурой экономических связей и с защитой наших национальных интересов. Сама идея возрождать судостроение, которое у нас четверть века находилось не в самом лучшем состоянии, абсолютно правильная. Но, как сказано у Ильфа и Петрова, «трамвай построить – это не ишака купить»… 

Возвести крупный нефтеперегонный завод, судостроительную верфь, завод по сжижению газа, металлургический комбинат – это технически сложные задачи, которые не только связаны с громадными капитальными вложениями, но и должны быть ориентированы на соответствующий спрос.

Пока, насколько я понимаю, идея в том, чтобы флот для нужд российской нефтянки строить на наших заводах, в том числе и на территории Приморья. Идея правильная, это лучше, чем отдавать эти деньги иностранным судостроительным компаниям, которые их будут осваивать. А создать у себя конкурентное судостроение, которое сможет получать еще и иностранные заказы, еще лучше, но я про такое пока не слышал. Хотя, даже если удастся поставить на поток строительство флота для «Роснефти», это уже хорошо, поскольку оно в наших интересах. И металлургический комбинат будет нужен для производства судовой стали, когда объем такой работы в Большом Камне вырастет. Надо лишь понимать, что реализация проекта металлургического комбината затянется на долгие годы.

– С 1 января запрещен вывоз за рубеж леса-кругляка. Даст ли это толчок развитию лесопереработки внутри Приморья?

– Да. Вообще, меры по пресечению экспорта необработанного леса системно реализовывались в течение последних нескольких лет. Основным принципом было ступенчатое увеличение пошлины на вывоз кругляка, что, естественно, делало нерентабельным прежний экспорт 90-х годов.

Лесопереработка внутри региона тоже растет, хоть и постепенно. В основном речь идет о полуфабрикатах, которые используются в строительстве, ремонтных работах, хозяйственной деятельности: это изготовление бруса, досок, фанеры, паркета, дверей и так далее. Однако нужно освоить изготовление мебели и другой продукции с высокой степенью переработки. Для всего этого должен существовать спрос, и он должен быть устойчивым.

В условиях огромного по территории региона с крайне низкой плотностью населения и большим количеством социально-экономических проблем это можно сделать двумя основными путями: строить крупные производственные, инфраструктурные объекты с потребностью в деревянной продукции либо стимулировать спрос со стороны населения. Но это произойдет, когда заработают программа «Дальневосточный гектар» и другие подобные инициативы. Хотя в перспективе желательно организовать вывоз готовых изделий за пределы региона, в том числе за рубеж.

Возьмем быка за рога?

– По всем законам жанра черная полоса всегда сменяется  белой. Или не всегда? Чего нам ждать от Года Быка?

– Ну вопрос тут в большей степени к астрологам. Год Белого Металлического Быка ведь наступит только 12 февраля, в Новый год по восточному стилю. Но, вообще, в мифологии и астрологии бык – это выносливое, сильное и работоспособное животное, которое олицетворяет упорство, силу, настойчивость. Видимо, эти качества понадобятся всем нам в наступившем году.

Про 2020-й же появилось много мемов и шуток, к примеру, о том, что «год был воистину крысиным, сидели по норкам, прятались от людей» и все такое… Наверняка и про 2021-й в итоге появится нечто похожее, хотелось бы, конечно, чтобы это было в большей степени позитивное, шутливое, но не саркастическое. Про то, что пришлось много работать, но зато и результат получили, к примеру.

Кстати, формулировка про черную полосу тоже достаточно дискуссионная. Да, было сложно, тяжело, но ведь не война, не системный кризис. Но будем надеяться, что дальше будет все же «белее», тут я с вами полностью согласен, и это актуально для всех…

Николай КУТЕНКИХ

Фото Алексея ВОРОНИНА