Жизнь собачья

Почему во Владивостоке не могут создать приют для четвероногих бомжей

27 янв. 2021 Электронная версия газеты "Владивосток" №4787 (6492) от 27 янв. 2021
51.jpg

Прокуратура в судебном порядке добивается от администрации Владивостока создания муниципального предприятия для отлова и содержания безнадзорных животных. Так как иных организаций, желающих заняться этим делом, в краевом центре нет, а бродячие собаки чувствуют себя вольготно на улицах краевого центра. 

«По данным прокуратуры Приморского края, в 2020 году зарегистрировано 143 случая нападения бродячих собак на жителей Владивостока.»

«На содержание муниципальных кошек и собак полагается 10,5 млн руб. Почему никто не соблазнился этими миллионами?»

Аукционы на право заключения муниципального контракта на оказание данного вида услуг мэрия, как рассказал газете «Владивосток» заместитель начальника управления дорог и благоустройства Игорь Скубко, объявляла 17 раз. Все торги признаны несостоявшимися из-за отсутствия заявок от компаний-отловщиков на участие в тендере. 

Войну с собаками проиграли 

Пять лет город не может найти подрядчика для отлова и последующего содержания бездомных животных – слишком низкая цена контракта и жесткие требования к условиям содержания в приюте. Сама же администрация Владивостока не планировала формировать муниципальную службу для данной деятельности, для этого у нее нет ни денег, ни специалистов, ни свободного земельного участка под строительство гостиницы для передержки бездомных животных. 

Между тем для столицы Дальнего Востока ситуация с отловом и содержанием бродячих животных крайне злободневная. На территории Владивостокского городского округа обитают сотни бродячих собак и кошек. Чаще всего это выброшенные на произвол судьбы некогда любимые мурлыки, шарики и барсики, а также их многочисленное потомство. Сколько всего таких несчастных бывших друзей человека бегает по улицам, сказать трудно. Конечно, не все они агрессивны и представляют опасность для людей. Тем не менее нападения на людей – не редкость. 

Так, по данным прокуратуры Приморского края, в 2020 году зарегистрировано 143 случая нападения бродячих собак на жителей Владивостока. У пострадавших – гематомы и рваные раны. 

В конце октября прошлого года жители улицы Артековской, соседствующей с Всероссийским детским центром «Океан», обратились к депутату городской думы Виктору Федорову с просьбой помочь им избавиться от бездомных псов, буквально оккупировавших Емар. Люди боятся выходить на улицу, особенно вечером. К счастью, нападений на граждан пока не случалось. Народный избранник направил соответствующий запрос в администрацию Владивостока. Ответ из мэрии от 29 октября 2020 года № 12853д за подписью заместителя главы города Тараса Фищука к оптимизму не располагал. 

Как следует из письма, 2 октября в ходе совещания при и.о. главы города Владивостока Наталье Соколовой была достигнута договоренность с фондом развития города Владивостока «Горожанин и гражданин» по отлову и содержанию животных без владельцев. Чиновник сообщал, что «с учетом недостроенных территорий для содержания животных фонд планирует начать свою деятельность с 2021 года». В настоящее время идет обсуждение условий его деятельности. 

По всему ситуация с отловом и содержанием бродячих животных сдвинулась с мертвой точки. Хотя бы на бумаге. И пока идет обсуждение условий деятельности фонда, уместно вспомнить жуткие истории, случившиеся во Владивостоке в январе 1999 года, когда только за одну неделю в Первомайском районе стаи бродячих собак растерзали мужчину и женщину. Еще два человека серьезно пострадали от зубов голодных псов. Нападения собак на людей также регистрировались в районе Второй Речки, Эгершельда и Луговой. 
Эти трагедии подтолкнули власти к решительным действиям. На тот момент исполняющий обязанности мэра города Юрий Копылов подписал постановление «Об организации борьбы с безнадзорными животными на территории города Владивостока». 

Тогда же был создан штаб по борьбе с бродячими животными, в который вошли представители УВД города, управления по делам ГО и ЧС, сотрудники городского центра санэпиднадзора и Спецавтохозяйства. Штаб объявил войну бродячим собакам. Все мероприятия финансировала администрация Владивостока. По указанию начальника городского УВД Александра Цыганка были созданы специальные группы снайперов, которые отстреляли 13 бродячих псов. Ликвидаторы работали исключительно ночью, чтобы не возбуждать впечатлительных горожан. 

С той поры прошло ровно 22 года, и, как мы видим, город «зверскую» войну проиграл. Стаи безнадзорных животных по-прежнему чувствуют себя хозяевами площадей, улиц и дворов, пугая граждан и домашних собак. 

Гладко было на бумаге

Сегодня отстрел бродячих животных запрещен Федеральным законом от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этот способ обращения с четвероногими бомжами стал считаться негуманным. 

Отловленных животных можно усыплять, но только по ветеринарным показаниям, в случае травмы или тяжелой болезни. При этом доля зверей, подвергнутых эвтаназии, должна быть не более 30 процентов от общего числа обитателей приюта. Предприниматели, которые занимаются отловом бродячих собак и кошек, несут ответственность за их жизнь и здоровье. 

Кроме того, в Приморье уже шестой год действует краевой закон от 6 марта 2015 года № 563-КЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Приморского края по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных». Закон позволяет привлекать к этой деятельности социально ориентированные некоммерческие организации. Если на эту работу не найдутся желающие, то местные администрации будут обязаны создать специализированные муниципальные предприятия, которые возьмутся за решение проблем бездомных животных. Отсюда, кстати, интерес прокуратуры к администрации Владивостока. 

Контракт расходы не покрывает 

На бумаге все выглядит почти идеально, но реализация данного закона вызывает массу вопросов у муниципалитетов и у зоозащитников. Как показала практика, его условия непривлекательны и нежизнеспособны.  

Так, согласно нормативу, установленному краевым законом, во Владивостоке необходимо ежегодно отлавливать 1267 собак. На выполнение этой работы по контракту выделяется 10,5 млн рублей. Из расчета, что на отлов, учет, содержание и лечение одного барбоса уходит 7779 рублей. А на его эвтаназию и утилизацию (кремацию) – до 1400 рублей. Откуда взялись эти цифры и на основе каких данных делались расчеты, сказать трудно. По словам зоозащитников, расценки явно занижены. 

Пойманных собак и кошек помещают в приют, где их обогреют, накормят, стерилизуют и подлечат, если есть необходимость. В течение полугода им либо находят новых хозяев, либо, если это потеряшки, возвращают к прежним владельцам. 

Здоровые и невостребованные животные, как сказано в федеральном законе, становятся муниципальной собственностью. Их также надо кормить, поить, лечить до тех пор, пока они не «уйдут на радугу» от старости или по болезни. На пожизненное содержание кошек и собак контрактных 10,5 млн рублей явно не хватит. Чтобы приюты не были переполнены, часть животных, не проявляющих агрессии, после стерилизации, вакцинации против бешенства и других опасных заболеваний чипируют и возвращают на место прежнего обитания, то есть на улицы города. Этот процесс должен фиксироваться на видео, как и момент отлова животного. 

Отметим, что муниципальный контракт не предусматривает расходы на аренду земельного участка под организацию приюта для животных, на его строительство, ремонт и содержание, включая потребление воды и электричества. Кроме того, в контракте не заложены деньги на зарплату сотрудникам приюта, тем же ветеринарам или водителям спецмашин, оборудованных поилками и аптечками. А бесплатно никто работать не станет. Отсюда отсутствие интереса к аукционам, проводимым администрацией Владивостока. 

По мнению зоозащитников, вступившие в силу нормы вряд ли уменьшат количество бездомных животных на улицах города. Пока не будет введена поголовная система идентификации домашних питомцев, бродячих собак и кошек будет все больше и больше. Когда благодаря чипированию можно будет вычислить владельца выброшенного животного и бывший хозяин будет пожизненно нести финансовую ответственность за своего питомца, даже если животное находится в приюте, только тогда количество четвероногих беспризорников уменьшится. 

Во Владивостоке и его пригороде зарегистрировано несколько частных приютов для бездомных животных, которые существуют в основном за счет пожертвований сердобольных граждан. К сожалению, они не могут принять всех кошек и собак.

Комментарий

Инна ЖИТКОВА, основатель и руководитель Приморского общества защиты животных «Зооинформ», зарегистрировано в 1996 году. Диспетчер, тел. +7(4232)273-756, 8-914-739-57-76: 

– Мое мнение однозначное: чем больше приютов для бездомных животных, тем лучше. Тем меньше несчастья и людского, и звериного. Но, пока не изменится менталитет у людей, животных будут выбрасывать и калечить. Смена сознания – это медленный процесс. И на это надо смотреть объективно. Кошек в пакетах, щенят в коробках и в мусоропроводе, собак, привязанных к деревьям на обочинах дорог и около ветеринарных клиник, как находили, так и находят. Куда их девать? Сейчас люди держат брошенных животных по передержкам.

В приютах фильтрацией и грамотным распределением, кого куда (будут попадать и породистые собаки, и выброшенные хозяевами, и потеряшки), должны заниматься диспетчеры в приютах. Мне кажется, это главная функция приюта. Так построено во всем мире. А далее включаются общественные объединения, частные фонды и приюты, которые могут оказать адресную помощь в каком-то конкретном случае. А иначе как? Иначе будет кто во что горазд.

Екатерина КИРИЛЛОВА, фонд помощи бездомным животным «Умка», работает с 2014 года. За шесть лет пристроено 1218 животных. Сейчас в фонде 143 кошки, 81 собака, тел. +7-914-705-75-22, +7-914-790-08-33, +7-904-629-94-23: 

– История приютов – это отдельный трэш. Если нет хорошего финансирования, то животным в них это ничего хорошего не сулит. Мы знаем, как у нас финансируются школы, больницы, детские сады. Если у государства денег не хватает на людей, то на животных тем более хватать не будет. Чтобы снизить поголовье бездомных животных (а такая проблема есть), нужна тотальная стерилизация. Нужны пункты отлова и временного содержания животных после стерилизации. Затем их выпускают обратно в среду прежнего обитания. В приютах должны оставаться особо агрессивные особи. Вопрос: на какие средства их будут содержать? Кто их будет кормить всю оставшуюся жизнь? На мой взгляд, у этого закона минусов больше, чем плюсов. Например, собаку после стерилизации надо вернуть в естественную среду обитания. А если это детский сад, из которого ее попросили изъять? Значит, ее надо вывезти в другое место. А куда? На пустырь? И сколько собак туда можно вывозить, пачками? Если за организацию приюта возьмутся люди, которые этим делом уже занимаются много лет, то тогда может быть что-то и получится. Если же их будут организовывать в приказном порядке, потому что надо выполнять закон или решение суда, то тогда, я уверена, с финансированием будет туго, собаки останутся голодные-холодные, грязные, без заботы и уюта. Для временного содержания бездомных животных нужна какая-то другая площадка, но только не приют. Как только его объявят приютом, он заполнится в ближайшую же неделю. Туда начнут пачками подкидывать животных. Будут инфекции, драки межу питомцами, травмы. В итоге их придется усыплять. А усыплять по закону нельзя. И что дальше? Куда пихать собак и кошек? Я не знаю. 

Справка

За период с 2015-го по 2017 год в Приморье исполнили вышеназванный краевой закон от 6 марта 2015 года (и то не в полной мере) в Лесозаводске, Большом Камне, Уссурийске, Спасске-Дальнем, Кировском, Хасанском, Спасском, Михайловском, Дальнереченском и Пожарском районах. За три года в крае отловили 1837 безнадзорных собак. Из них 836 вернули владельцам, 653 утилизированы, 348 животных остались в приютах. В семи муниципалитетах вопреки нормам закона уничтожили всех пойманных собак и кошек.

Сергей КОЖИН

Автор выражает признательность старшему помощнику прокурора Приморского края Виолетте Дорожкиной за помощь в подготовке публикации.

Фото Алексея ВОРОНИНА, а также предоставлено фондом «Умка»