Надоели туманы, приелся запах тайги?

В каких регионах оседают дальневосточники, решившие сменить место жительства

20 янв. 2021 Электронная версия газеты "Владивосток" №4785 (6490) от 20 янв. 2021

В миграционном движении Приморья, по последним данным Примкрайстата, в 2019 году (за 2020-й информация пока не систематизирована) наметилось положительное сальдо: приехало в край народа больше, чем из него уехало. Не намного, всего на 700 человек, но все же…

Другое дело, что уезжают наши друзья и знакомые, а приезжают жители ближнего зарубежья (хотя, справедливости ради, в том же 2019-м численность иностранных мигрантов составила 31 % от всех приехавших). Но речь, в общем–то, не об этом.

Вы никогда не задумывались, куда и почему уезжают наши бывшие земляки? Где для них жизнь слаще, чем на нашей тихоокеанской окраине? Помимо, разумеется, классических точек притяжения для дальневосточников: Москвы (Московской области), Санкт-Петербурга и Краснодарского края.

Частично на этот вопрос смогла ответить директор дальневосточного офиса Федеральной системы бронирования новостроек «Нмаркет ПРО» Наталья Моисеева в ходе своей риелтерской экспедиции от Владивостока до Санкт-Петербурга и обратно. Именно риелторы сегодня быстрее всех отслеживают миграционные потоки. Ведь уезжающие продают жилье, а приезжающие его покупают.

– У нас не было возможности составить впечатление о каждом городе, который мы проехали, – говорит Наталья. – Признаюсь, картина сформировалась весьма поверхностная. И тем не менее она позволяет сравнивать города, тем более что мы задавали жителям и риелторам практически один и тот же вопрос: «Хотели бы уехать из города и, если бы уехали, о чем бы больше всего сожалели?»

Не везде, где красиво, Москва

Сегодня есть мнение, что постепенно точки притяжения меняются. Да, деловая активность по-прежнему сосредоточена в мегаполисах: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге. Кто стремится жить активно, хорошо зарабатывать, реализовывать свои амбиции, едут туда. Однако у дальневосточников пользуются спросом и такие относительно тихие, спокойные города, как Тверь, Владимир, Рязань.

– В последнее время центростремительная миграция в привычной для нас форме начинает постепенно размываться. В частности, большие города, такие как Москва и Санкт-Петербург, выбирают те, кто стремится именно к активной жизни, – рассказывает Наталья. – Но у людей появилось понимание, что жить в центре и жить в столице – это не равноценные понятия. Речь идет не только о Москве, но и о ближайшем Подмосковье.

Возможно, свою роль сыграл и массовый переход граждан на удаленную форму занятости. У людей появилось понимание, что жить в Новой Москве (территории, присоединенные к столице в 2012 году. – Прим. авт.) при необходимости раз в неделю ездить в саму Москву – не самое комфортное решение. Можно за те же деньги, что вы отдадите за студию в новомосковских муравейниках-многоэтажках, от которых до ближайшей остановки маршрутки придется добираться по навигатору, купить хорошую квартиру в 60 квадратов в центре, допустим, Владимира. При этом на дорогу что от Новой Москвы, что от Владимира до центра Москвы вы потратите примерно одинаковое время. И во втором случае ваш путь будет даже комфортнее.

Если нет в Причерноморье кума…

По-прежнему в фаворе у дальневосточников Краснодарский край. Однако, как показывает практика, не все переселенцы задерживаются там надолго. Спустя какое-то время начинают мигрировать, подниматься вверх по Дону: переезжают в Ростовскую, Белгородскую, Воронежскую, Кировскую области. Почему?

– Кого-то не устраивает климат. Мы, приморцы, почему-то уверены: в Краснодарском крае такой же климат, как у нас, только теплее. А там, оказывается, степь. И там сильно, сильно теплее, – объясняет риелтор. – Кроме того, этот регион отличается по своему этническому составу – сказывается близость Кавказа. Да, цены на продукты, жилье, коммуналку там ниже, чем у нас, но, переехав в Краснодарский край, вы можете столкнуться с трудностями при устройстве на работу: в Причерноморье крепко держит позиции кумовство и хорошее место можно найти разве что по блату.

Меняю Пацифику на Балтику

Впрочем, эти точки притяжения воздействуют не только на дальневосточников, но и на всех россиян. Хотя существуют и менее заметные миграционные потоки, по которым можно определить симпатии жителей тех или иных регионов. Например, в других крупных городах, расположенных в европейской части России (Казани, Нижнем Новгороде, Волгограде, Воронеже) приток дальневосточников незаметен. Нижний Новгород, Волгоград, да и вообще все города, расположенные вдоль Волги, оказывается, не пользуются особой популярностью у переселенцев с Дальнего Востока, хотя наши люди, как показывает практика, способны освоить любую почву.

– Нижний Новгород, в частности, непривлекателен для нас, владивостокцев в особенности, из-за своей медлительности, – делится впечатлениями Наталья. – Та же Самара на его фоне кажется более динамичной, хоть новгородцы и относятся к ней немного свысока. Особенно это ускорение заметно в последние годы – благодаря финансовым вливаниям в город при подготовке к чемпионату мира по футболу. При этом сами самарцы – люди более доброжелательные.

Казань – особая история. Считается, что это этнически сложный город и русские не так легко там приживаются. Хотя я никакого негатива в столице Татарстана не почувствовала…

Зато в Поволжье охотнее переезжают жители Западной Сибири, северо-западных регионов (Архангельска, Мурманска). А вот с тихоокеанского побережья едут в Калининград и Калининградскую область. Логика здесь очевидна: то же привычное наличие моря (а значит, есть возможность получить морскую специальность и работать в море), но только с более мягким климатом и ближе к европейской цивилизации.

– В последние годы сформировалась интересная тенденция, – отмечает риелтор. – Люди стали легче отрываться от обжитых мест, исчезло чувство фатальности переезда, граждане освободились от страха перед необходимостью осваивать новое место, искать новую работу, обзаводиться новыми знакомыми. Напротив, сформировалась новая философия: перееду, а если не понравится, перееду в другое место. Причем философия эта свойственна не только молодым и свободным, но и людям среднего возраста, с якорями в виде семьи, карьеры…

Край земли совсем не в тренде

А вот Дальний Восток у переселенцев, увы, не в почете. Их не привлекают ни бесплатный гектар земли, ни возможность купить здесь квартиру по практически нулевой ставке (некоторые банки, работающие по ДВ-ипотеке, понизили ставки до 0,6 %).

– Для тех, кто живет западнее Байкала, Дальний Восток – непонятная, очень далекая территория, – объясняет Наталья Моисеева. – Оказывается, с географией у наших сограждан все очень-очень грустно. Не поверите, но в Екатеринбурге один мой собеседник утверждал, что Владивосток находится где-то рядом… с Мурманском. Большинство россиян уверено, что Владивосток – это что-то очень экстремальное и холодное, а когда мы говорим, что находимся на широте Сочи и купальный сезон у нас длится до октября, они невероятно удивляются.

Кстати, в экспедиции мы общались с риелтором, когда-то уехавшей из Владивостока. Она очень негативно отзывалась о родном городе: некомфортно ей здесь было. Но при этом активно советовала своим сотрудникам пару лет пожить во Владивостоке, чтобы научились «булками шевелить»!

Да, город наш очень харизматичен. Он, может, и неустроен, и не очень ухожен, но есть люди, которые, попав сюда впервые, влюбляются в него. Они-то к нам и переезжают. А вот чтобы планово и осмысленно – таких нет…

И даже соседи-дальневосточники не прельщаются Владивостоком в качестве ПМЖ. Во всяком случае, те, кто уже в возрасте, предпочитают уезжать на запад. Жители Камчатки, Сахалина, еще с советских времен привыкшие к длинным отпускам, предпочитали отдыхать на западе страны или на черноморском побережье. Там-то они и присматривают себе новые дома. А вот молодежь, та охотно едет во Владивосток – сначала на учебу, а после нее остается здесь жить.

Интересное дело, но, по нашим наблюдениям, жители и Дальнего Востока, и Сибири очень крепко держатся за свои города (речь о тех, кто не помышляет о переезде). Среднестатистический житель Владивостока, Красноярска, Хабаровска, Иркутска на вопрос о родном городе с удовольствием перечисляет его достопримечательности, опуская некомфортные стороны. А вот в центре страны патриотизма меньше. Напротив, сильно ощущение «провинциальности с претензиями»: о нас забыли, нас забросили. Наша страна – словно тарелочка с орнаментом: по краям энтузиазма больше.

Лика ТКАЧЕНКО

Фото предоставлено Натальей МОИСЕЕВОЙ