За радостью – за тридевять земель

Яркие, сочные, наполненные живым цветом и буквально выплескивающие на зрителя солнечный свет – вот первое впечатление от работ, представленных на персональной выставке художницы Натальи Попович «За тридевять земель» (0+), что открылась в выставочных залах Приморского отделения союза художников.

6 окт. 2020 Электронная версия газеты "Владивосток" №4744 (6449) от 6 окт. 2020

Это итог работы за последние несколько лет в творческих поездках, пленэрах, проходивших в Индонезии на острове Бали, в городах Суджоу, Дрездене, Берлине, Праге, Варшаве, Гданьске, в Доминиканской Республике и на Байкале, на севере Хабаровского края – в поселке Ванино и на побережьях Приморья.

– Эта выставка – мои путевые впечатления, работы, выполненные во время пленэров и поездок в разные города. Когда гуляешь по новым городам, все впечатления пропускаешь через себя, – говорит Наталья Попович. – А я еще обязательно стараюсь сделать не просто зарисовки с натуры, а именно сесть и написать уже серьезную работу, чтобы первые впечатления передавать сразу на холст, выразить, что сию минуту почувствовала. Часто бывает так, что в поездках говорю своим спутникам: идите на экскурсию, на шопинг, а я буду писать. Потому что точно знаю: этого чувства, которое отражается на картинах, написанных на месте, нет в работах, созданных по фотографиям.

И вот таких картин, написанных в самых разных уголках мира, собралось, как оказалось, у меня довольно много. До начала пандемии я много где побывала – и со студентами в творческих поездках (Наталья Попович – декан художественного факультета института искусств и ежегодно отправляется со своими студентами на пленэр. – Прим. авт.), и сама. Да и вообще художник просто обязан получать новые художественные впечатления, чтобы расти, чувствовать новое.

Но, разумеется, эти работы – не фотографии увиденных и поразивших меня мест. Это мои впечатления, мои ощущения от увиденного. Я не пытаюсь сделать открытку с кучей деталей и студентам всегда говорю, что такие попытки просто вредят художнику. Главное, он должен передать себя; твоя работа – это разговор между тобой и тем местом, которое тебя вдохновило.

Отбирая работы для выставки, я хотела в первую очередь показать те места, в которых побывала. Во-вторых, старалась не переборщить. У меня много работ, гораздо больше, чем вошло в экспозицию, но лучше я сделаю еще одну выставку, но не стану развешивать картины одна над другой. Тем более что и правда есть что показать на тему путешествий.

Вообще, уверена, что любой художник, живущий во Владивостоке, минимум раз в год обязан – да, обязан – устроить персональную выставку, чтобы из уважения к родному городу, к землякам показать, чем жил и что делал.

– Ваши работы, говоря профессиональным языком, декоративные, а если проще – они полны цвета, яркие, сочные.

– Да, и этим, кстати, дальневосточная школа живописи отличается от петербургской, например. Мне об этом часто говорят за рубежом, в средней полосе России… Эта радость жизни – это по-нашему, по-дальневосточному. Я уверена, что живопись – отражение характера художника, по его работам всегда виден и его темперамент, и настрой. Он отражается в каждой работе. Так что позитив, жизнелюбие – это идет от моей натуры. Хотя… Вот во время коронавируса я написала мрачную, красно-черную работу. Хотя стараюсь не писать, когда мне плохо. Но, видимо, состояние рвалось наружу.

– Декоративность вашего стиля – это выработанная манера?

– Это влияние моих учителей. У меня были очень хорошие педагоги – Валентина Большакова, Евгений Макеев, Кирилл Иванович Шебеко. К примеру, Евгений Макеев говорил, что краску нужно мешать ведрами. А я все буквально повторила!

– У вас на выставке много портретов дочки. Варя вам с удовольствием позирует?

– Вообще, это ее работа. Я твердо убеждена, что дети лет до пяти еще могут позировать просто так, а потом они, особенно если они из семей художников, должны понимать, насколько это сложная работа, и получать вознаграждение за труд. Так что у нас есть такса, сколько стоит час позирования. Кроме того, если картина с Варей продается, она получает один процент. Это ее карманные деньги.

– И все работы с Варей тоже очень светлые, полные позитива…

– Да, она такая. Блондинка с зелеными глазами – ее трудно написать драматично.

– В чем главный посыл выставки?

– Надо путешествовать! Как только выдастся случай – смотрите мир. У меня есть работа «Мы улетим!». Вот и хочу всем пожелать летать по миру, смотреть его, знакомиться с разными культурами и обязательно возвращаться домой, в родной Владивосток.

Кстати

Ольга Зотова, искусствовед: – Пейзажи, натюрморты Натальи Попович, портреты от крупноформатных и монументальных до небольших атмосферных этюдов созданы с натуры в условиях пленэрной работы и передают всю эмоциональную сторону от знакомства автора с природным и архитектурным многообразием разных стран, континентов и культур.

В свое время известный искусствовед Виталий Кандыба так отзывался о творчестве Натальи: «Перед нами очевидное зрелище незаурядного таланта, который живет и бытует вне зависимости от стандартов привычных представлений о том, что такое молодой художник. Мы видим на выставке своеобразную, богатую в своей выразительности живопись. Мы за ней слышим присущую ей внутреннюю музыку, идущую из глубины душевных состояний».

Живописные работы Натальи Попович привлекают внимание сразу по нескольким причинам. Они красочны и ярки, дышат свежестью, напоены солнечным светом и полны оптимизма, выявленной фактурой, а их красочный слой хранит энергию прикосновения кисти художника, которая передается зрителю.

Любовь БЕРЧАНСКАЯ

Фото Алексея ВОРОНИНА