Раз в три года через Хасан везут оружие
В ходе расследования попытки экспорта в Северную Корею 5 военно-транспортных вертолетов “Ми-8Т” выясняются криминальные детали сомнительной сделки.
В ходе расследования попытки экспорта в Северную Корею 5 военно-транспортных вертолетов “Ми-8Т” выясняются криминальные детали сомнительной сделки.
В первую очередь это касается самой фирмы “Арден” (по документам расположенной в поселке Тополево Хабаровского края), пытавшейся через Приморье переправить в соседнюю страну бывшие в употреблении российские геликоптеры, задержанные сотрудниками Хасанской таможни. Как сообщил “В” один из руководителей Дальневосточного таможенного управления, коммерческое предприятие с таким названием уже имело криминальное прошлое. Около двух лет назад работники “Ардена” привлекались к уголовной ответственности за попытку незаконного перемещения через границу крупной партии водки. Водка, якобы американского производства, а на самом деле изготовленная промышленным способом в одной из стран третьего мира, завозилась в Приморье незадекларированной. В контейнерах водка была спрятана под ящиками с соком. Тогда специалисты Восточной и Хабаровской таможен выявили правонарушение и изъяли спиртные напитки.
По информации компетентных органов, к “Ардену” имеют отношение люди, связанные с одной из хабаровских преступных группировок. Кстати, юридический адрес фирмы в поселке Тополево в пригороде Хабаровска оказался “липой” - в частном доме там проживал обычный пенсионер.
“Арден” приобрел вертолеты легально на официальной распродаже военного имущества. До этого “Ми-8Т” находились на вооружении сухопутных войск Дальневосточного военного округа. Фирма приобрела их по остаточной стоимости, по смешным ценам. Как стало известно “В” из достоверных источников, каждый вертолет был куплен нынешним летом до обвального падения курса рубля (то есть до 17 августа) на московском аукционе по цене от 60 до 100 тысяч рублей (!), что сравнимо со стоимостью подержанного джипа на приморских авторынках.
Однако к “Ардену” по всей видимости особых претензий не будет. Приамурская фирма с криминальным прошлым здесь выступает скорее всего как банальный посредник, и ее задача была доставить воздушный груз по назначению в Северную Корею. Нити незаконной сделки тянутся в структуры Министерства обороны России. Может, поэтому “Ми-8Т” были так свободно отпущены с военной базы к государственной границе без необходимых разрешительных документов Генерального штаба. Между прочим, деньги, полученные за продажу “ненужной” военной техники, должны направляться на приобретение жилищных сертификатов отставным военным. Стало быть, как минимум около десятка офицерских семей остались без реальных квартир.
В Краскино на площадке таможенного городка, где сейчас дожидаются своей участи злополучные геликоптеры, сотрудники приморских спецслужб тщательно проверили все пять “Ми-8Т”. Оказалось, что на вертолетах хотя и отсутствуют “черные ящики”, но все коммутационные системы не демонтированы и находятся в полной готовности. То есть при установке ракетного или стрелкового вооружения, что сделать довольно легко, вертолеты могут использоваться в военных целях. В настоящее время ведется поиск демонтированного в свое время оружия с этих воздушных машин. Не исключено, что и им уже воспользовались не совсем законными методами.
Между тем это уже не первый случай проявления бдительности сотрудниками Хасанской таможни при оформлении военных грузов в Корейскую Народно-Демократическую Республику. Ровно 3 года назад, 14 октября 1995 года, таможенники Матвеевского поста ДВТУ (станция Хасан) задержали железнодорожный состав, следовавший транзитом через Россию из Казахстана.
Эшелон из 17 открытых платформ, 4 крытых пломбированных вагонов и 1 вагона-"теплушки" перевозил вооружение и боеприпасы в сопровождении вооруженной охраны из числа военнослужащих министерства обороны Казахстана. По представленным документам и в ходе последующей проверки выяснилось, что в Северную Корею направлялись 4 батареи по 6 зенитных 100-миллиметровых орудий КС-19 в каждой, 4 радиолокационных станции РПК-1 на базе автомобилей "Урал", 4 комплекта источников питания СПО-1, 4800 штук боевых снарядов и 129 ящиков ЗИПа. Все орудия и боеприпасы, комплексы обеспечения были устаревших образцов конца 40-х годов.
Продавцом выступила государственная внешнеэкономическая компания "Улан" из Алма-Аты, а приобрела военный товар посредническая фирма "Глобал Омарус Технолоджи" из Сингапура. Привлечение посредника было вызвано проблемами платежеспособности Северной Кореи. Причиной задержания эшелона явилось отсутствие специального разрешения на транзит через территорию Российской Федерации вооружения и боеприпасов.
Позднее, как стало известно "В" из осведомленных источников, после соответствующих переговоров Алма-Аты, Москвы и Пхеньяна весь железнодорожный состав ушел в Северную Корею. Посмотрим, чем закончится история с военно-транспортными вертолетами "Ми-8Т".
Автор: Николай КУТЕНКИХ, “Владивосток”