Родом с Урала

Икону «Четырехчастная» – образец уникальной невьянской иконописной школы – представляет зрителям Приморская картинная галерея в рамках постоянного цикла выставок одного произведения древнерусского искусства «Святые лики» (0+).

8 сент. 2020 Электронная версия газеты "Владивосток" №4732 (6437) от 8 сент. 2020

Икона размещена в зале древнерусского искусства Главных анфилад в рамках постоянной экспозиции «Русское искусство XVI – начала XX веков» в залах галереи на Алеутской.

Невьянская школа иконописи относительно молодая, она образовалась в XVIII веке на Урале. Невьянск расположен в 75 километрах от Екатеринбурга. Именно здесь во времена Петра Первого началась разработка богатых железорудных месторождений России и невьянская домна дала первый чугун. 

Обилие промыслов и возможность скрыться от преследований царской власти привлекали в эти места большое количество старообрядцев, занимавшихся золотодобычей и строительством рудников. Вот они-то и стали первыми заказчиками икон. Обосновываясь в новых местах, люди хотели украсить свои жилища иконами и заказывали их у местных мастеров. Одна из особенностей невьянской школы состояла в том, что иконы писались исключительно на заказ и не производились в массовом порядке для открытой продажи. Вполне закономерно, что невьянские иконы, сохранившие верность византийскому стилю и не испытавшие заметного влияния западных художественных течений, полностью отражали старообрядческие традиции. 

Икона «Четырехчастная», представленная  картинной галереей, полностью отражает эти тенденции. Она написана старообрядческим мастером ХIХ века, композиция иконы разделена на четыре самостоятельных образа: Богоматерь «Страстная», Богоматерь «Тихвинская», преподобный Марой, избранные святые: Федор Студит, Анна, Наталия.

Отдел новостей «В»

Фото предоставлено пресс-службой Приморской картинной галереи