Взрывают мозг и учат не бояться

Актеры Приморского краевого театра молодежи уже приступили к репетициям нового спектакля «Анна Франк» (16+) и восстановлению репертуарных постановок. Но одновременно с началом интенсивной работы в театре при содействии Союза театральных деятелей (СТД) прошел тренинг от Сергея Щедрина, педагога Школы-студии МХАТ.

25 авг. 2020 Электронная версия газеты "Владивосток" №4726 (6431) от 25 авг. 2020
14.jpg

Игорь Селезнев, директор театра, отметил: после четырех месяцев вынужденного простоя актерам, как, возможно, мало кому из представителей других профессий, трудно вернуться в форму. Ведь театр – это общение со зрителем, это искусство, которое не может быть без обратной связи. И восстановить рабочие навыки не так просто.

– Поэтому, когда СТД сделал нам предложение провести тренинг, мы ухватились обеими руками, – сказал Игорь Селезнев. – Ведь это такой толчок, такая возможность и вспомнить навыки, и научиться новому.

Сергей Щедрин проводит тренинги по всей стране не первый год. У него уже выработались свои методы.

– Обычно, начиная работать с актерами, я ставлю перед собой цель… взорвать им мозг, – смеется Сергей. – Чтобы артисты забыли о привычных шаблонах, отказались от них. С актерами театра молодежи мы занимаемся импровизацией, а это один из тех китов, на которых держится искусство театра. Константин Станиславский большое внимание уделял импровизации, чтобы театр был живым организмом. Ведь что такое искусство Мельпомены? Это то, что происходит здесь и сейчас, и импровизация – тоже здесь и сейчас. Актеры часто оказываются на сцене в экстремальных ситуациях, и нужно постоянно быть к ним готовым, уметь отреагировать моментально. Поэтому любовь к импровизации нужно постоянно оживлять. 

Нередко бывает, что спектакли, долго держащиеся в репертуаре, идут по накатанному пути, а ведь они приходят в театр за другим – за живой реакцией, за чудом, которое рождается на твоих глазах. 

– Вы ведете тренинги в ситуации, когда актеры только вышли на работу после более чем четырехмесячного перерыва. Внесли ли вы какие-то изменения в тренинг?

– Мне сначала предлагали сделать мастер-класс онлайн, но я отказался – именно потому, что тоже устал от четырехмесячного сидения дома. Очень хотелось живого общения. Именно за месяцы карантина мы поняли, насколько оно ценно.

Но изменений в программу я не вносил, разве что провожу все несколько энергичнее, динамичнее. В самом начале тренинга мы делали простые упражнения, которые помогают научиться не бояться первого импульса. Когда что-то случается неожиданное (не только на сцене, но и в жизни), наша самая первая реакция, тот самый первый импульс – он самый нештампованный и верный. Но мы гасим этот импульс и опираемся на реакцию мозга, а он чаще всего предлагает стандартные варианты. Первый же импульс индивидуален у каждого. И важно научиться не бояться его, давать ему волю… Вот этому и учились. 

Я вижу, что ребята в хорошей форме, чувствую их живой отклик. Они хотят работать, хотят узнавать новое. 

С первого же дня работы стало ясно: можно начинать не с элементарного, а сразу давать сложные, разноплановые задания. Ребята предлагают свои идеи, и это мне тоже очень нравится. 

Я работаю в мастерской Дмитрия Брусникина. Одна из наших задач – выпускать не актеров-исполнителей, а актеров-художников, которые не просто следуют воле режиссера (как сказал, так и работаю), а сами творят, являются сохудожниками в создании спектакля. Так вот, я вижу, что в театре молодежи именно такие артисты, готовые к совместному творчеству. Они думают, предлагают, фантазируют, и это воодушевляет.

Мы работаем над такой актерской импровизацией, когда хочется не только насмешить, но и серьезные темы обыгрывать. Надеюсь, что актеры театра, получив в свое распоряжение такой инструмент, будут им пользоваться постоянно. А в итоге может возникнуть некое шоу, как, например, на канале ТНТ, или спектакль, построенный на импровизации. Все может быть…

Любовь БЕРЧАНСКАЯ

Фото Алексея ВОРОНИНА