Служебного пса никакой робот не заменит
Пограничник с собакой – не клише из фильмов, а страшный сон нарушителя рубежей
Приморье давно уже стало популярным направлением среди иностранцев, поэтому встречает туристов, бизнесменов, специалистов и переселенцев с должным гостеприимством. Однако не у всех иностранных граждан добрые намерения. Контрабанду, браконьерство и террористическую угрозу, к сожалению, никто не отменял.
«Преследовать по следам человека по пересеченной местности, по тайге по силам только бельгийской или немецкой овчарке»
Злоумышленники, как правило, пытаются пересечь границу тайком, а запрещенный груз тщательно прячут. Глядя на наших пограничников и на их служебных собак, веришь, что шансов у нарушителей попасть в Приморье (по крайней мере, куда-то дальше заставы) нет.
В гостях у радио VBC побывал Александр Мудрый, подполковник запаса и ветеран пограничной службы, 20 лет отдавший защите наших рубежей. Александр Викторович также является судьей по породам собак и рабочим качествам, почетным членом федерации служебного собаководства. Пришел в студию он не один, а в компании с псом Тимофеем, немецким боксером. Собака не служебная – домашний питомец. Но у пограничников даже домашние питомцы несут отпечаток офицерского благородства.
Техника здесь не справится
– Главный вопрос: граница у нас на замке?
– Она всегда у нас под надежной защитой. В последние годы мы все наблюдаем в регионе наплыв иностранцев. О чем это говорит? О том, что регион привлекательный и что все эти граждане прибыли к нам на законных основаниях. Граждан, которые попали к нам нелегально, вы просто не увидите – все традиции, завещанные нам Никитой Карацупой (легендарный советский пограничник. – Прим. авт.), соблюдаются.
– Кто они, сегодняшние браконьеры, нарушители границ? Боятся ли пограничника с собакой?
– Боятся, пытаются приспосабливаться к новым временам. Совершенствуются в техническом плане, идут на всякие уловки. Но все равно против пограничника с собакой никакие ухищрения не действуют.
– Много ли собак на пограничной службе?
– Количество не назову. Но наша служба – самая крупная среди государственных структур по количеству служебных собак. На втором месте, наверное, уже только МВД.
– Сейчас стремительно развивается техника. Убрать собак с границы в обозримом будущем представляется возможным?
– Думаю, что никогда этого не случится. Это в принципе невозможно. Одна из особенностей Приморья – огромная протяженность границы. Более того, она у нас и морская, и озерная, и сухопутная, и речная. Есть и международные пункты пропуска. Все у нас имеется. И на каждой точке имеются служебные собаки с наиболее подходящими характеристиками.
По следам медвежьих лап
– Легендарный Никита Карацупа за 20 лет службы задержал 338 нарушителей государственной границы СССР. И помогал ему в этом верный Индус. А современные собаки-легенды существуют?
– Не скажу, что так было раньше, но последние лет 10 моей службы я заметил, что руководство стало обращать внимание на собак, поощрять их. Наиболее отличившихся как при задержаниях, так и в соревнованиях награждают медалями, жетонами. Надо отметить, что времена Никиты Федоровича были суровыми. Они за нарушителями бегали чаще. Да и граница, может быть, была не настолько оборудована в плане технических средств. Сейчас нарушителей меньше. И в основном это контрабандисты.
– Что тащат через границу? На что пограничники натаскивают современную собаку?
– Как правило, дериваты (части тела животных. – Прим. авт.). Край наш природой богат. Живности много. Очень часто находили медвежьи лапы. Морепродукты везут из нашей страны. По этим мероприятиям совместную работу ведут пограничные и таможенные органы. У каждого ведомства свои направления и свои тонкости в натаскивании собак.
– Собаки каких пород больше всего подходят для пограничной службы?
– Если мы говорим о породах, то на данный момент крупные собаки в приоритете, потому что работа требует выносливости. Представьте, 15 километров преследовать по следам человека по пересеченной местности, по тайге. Там применяется бельгийская овчарка. Голландская овчарка тоже подходит, но требует очень хорошего специалиста, который имеет глубокие знания о данной породе. Немецкая овчарка – самый универсальный зверь. Но и она требует хорошего отбора. Качество ее пока слабовато.
Учиться все должны
– Откуда берутся специалисты, которые работают с собаками? Их тоже нужно чему-то обучить, прежде чем доверить живой материал?
– При каждой структуре, где используются служебные животные, есть учебные центры. В Вязьме существует большая школа, где обучают специалистов для международных пунктов пропуска. В Амурской области находится учебный центр, специфика которого приближена к нашей. Там следовая работа готовится в условиях пересеченной местности.
– Кто кого выбирает – специалист собаку или наоборот?
– Это зависит от преподавателя, к которому на обучение попадает курсант. Конечно, собаки должны быть с экстерьером, с документами, тогда кинологу интересно с ней работать. Но такого, чтобы человек и собака не совпали по темпераменту, по складу характера, не происходит. Возможно, наверное, на каких-то первых этапах службы. Но, если специалист опытный, ему без разницы, какой у собаки характер. Он ее все равно воспитает и подстроит под себя. За три-четыре месяца это уже будет совсем другое животное, другой типаж.
– Какие основные качества у пограничной собаки? В приоритете физика или нюх?
– Все вместе. И физика, и обоняние, и конституция. Все должно соответствовать особенностям службы. В пунктах пропуска удобны маленькие собачки. Вот вы, когда Тимофей вбежал в студию, его слегка испугались. А если бы я с маленькой собачкой на руках зашел, вы бы, скорее всего, умилились. А она бы пару раз гавкнула – и я бы попросил вашу сумочку посмотреть. Маленькие собаки удобны не только тем, что их не боятся. В пунктах пропуска есть такие места, в которых приходится ее брать на руки и спускаться по лестнице в трюм. В самолетах имеются маленькие лючки, где она пролезет и все пронюхает. Это важные моменты.
А на сухопутье, где простор и по 15 километров протяженность от заставы до заставы, там немецкая и бельгийская овчарки отлично подходят.
Почетная пенсия
– Чем кормят пограничных собак? Не солдатской же кашей?
– У них пища сбалансированная, натуральная. Мясо первой категории, что и бойцу положено. Бывает, что бойцу достаются консервы, а собаке – все равно мясо. Сухой корм тоже закупается, но премиум-класса. Применяется он, когда другой возможности нет, в нарядах. Если домашние питомцы могут мордой повертеть, покапризничать, то на границе такого нет. Там собака всегда в тонусе, в движении. Поэтому, что дали, все съедает.
– На границе у собаки век долог?
– За 20 лет моей службы в погранвойсках могу сказать: собака в среднем на службе доживает до 14-15 лет. Служат они, конечно, поменьше. Все зависит от индивидуальности.
– А может пограничник, когда уходит в запас, забрать с собой четырехлапого напарника?
– Когда собака по своим физическим данным или по возрасту готова идти в запас, тогда пограничник может взять ее к себе домой. Некоторые животные остаются на заставе до конца жизни.
– Пенсия им не полагается?
– На мой взгляд, это и есть достойнейшая пенсия. Собаку отдают правильным и хорошим людям, которые знают, где она была и какие заслуги имеет.
– Александр Викторович, вернемся к вашему питомцу Тимофею. Есть мнение, что немецкие боксеры до старости остаются в душе щенками…
– Он у меня товарищ некапризный, ответственный. Но в целом это правда. Я как раз и привел его, чтобы популяризировать породу, чтобы люди перестали бояться таких крупных собак. Он очень общительный, игривый, как ребенок. До пяти лет такие псы всегда ласкаются. В семье очень хорошо себя ведут.
Сергей ПЕТРАЧКОВ
Фото Александра РАДАШЕВСКОГО