Не говори о картинах словами. Просто сходи в «Артэтаж»
К активной выставочной деятельности приступил муниципальный музей современного искусства «Артэтаж», распахнувший свои залы после вынужденного пандемийного простоя
На днях в залах музея открылись сразу две выставки, очень разные и в то же время очень интересные.
«Во всех сложных сочетаниях лежат простые законы, доказывает ВАН»
«Художница создает образ окружающего пространства с помощью карандаша»
Когда играет свет и тень
– Выставка известного омского художника-графика Анастасии Гуровой «СвеТТень» (6+) в музее «Артэтаж» является без преувеличения художественным событием в жизни краевого центра, – рассказывает искусствовед Ольга Зотова. – Слывущий в профессиональном сообществе городом живописцев, Владивосток дает возможность увидеть графику в ее специфической красоте. Тем более графику Анастасии Гуровой, по мнению профессионалов, работающую в серьезных, отнюдь не женских формах.
Ее материалы – листы больших форматов и графит. Большие плоскости черного, а если точнее, приближенной к черному мерцающей плотной графитной массы и абсолютно девственно-белого. Плоскости воды и снега, крыш домов и деревьев, дымов из труб и листьев…
Потомственный художник (Настя работает преподавателем в художественной школе Омска, носящей имя ее отца), она бесповоротно выбрала карандаш. Работает в черно-белой графике, создавая вариации композиционные, тоновые, фактурные. В основном графические листы Анастасии Гуровой посвящены пейзажу. Художница создает образ окружающего пространства с помощью карандаша. Ее листы отличаются ритмическим построением, акцентированием плоскостей и пятен, что придает им большую выразительность.
Многие искусствоведы и ценители называют творчество Анастасии Гуровой новым словом в графическом искусстве. У владивостокцев есть редкая возможность взглянуть на ее работы и лично в этом убедиться.
И выставка идет, как дождь
Виктор Норкин, художник из Пензы, известный также как ВАН, представляет владивостокцам свои работы не впервые.
Горожане познакомились с Виктором и его работами на групповой выставке арт-проекта «Навстречу солнцу, против ветра» в Приморском отделении Союза художников в августе 2018 года.
– Тогда же ему было сделано предложение представить развернутую персональную выставку у нас в «Артэтаже», – рассказывает директор музея Александр Городний. – Было видно, что городом он очарован, его обитателями, окружающей природой. И вот Виктор привез к нам в город выставку «Я плыл, я тонул, я выпал дождем» (12+).
О картинах его судить и писать сложно, пока сам не увидишь, не прочувствуешь ту степень глубины, фантазийного добра, обнимающей и заволакивающей зрителя ауры, в которой каждый находит себе место. Вот что говорит о своих работах сам художник, придумавший название к своей персональной выставке в «Артэтаже»:
«Не вижу необходимости рассказывать о картинах словами, они говорят сами, отражая мечты, мысли и очень часто – реальные события. И этим похожи на дневниковые записи. Я писатель бесконечной повести, поскольку нет отдельных картин, все они объединены общей идеей и одним героем, а изображение плюс текст – наилучший способ выразить себя. И в этом повествовании важно все, даже мелочи: вот иду по улице, прикасаюсь руками к листьям, вдыхаю запах растений и сырой земли, ощущаю хруст снега под ногами или, наступив в лужу, замечаю, как брызнула вода и исчезло отражение, и думаю: «Эх ты!». И рождается картина с таким названием «Эх ты!», и я ломаю голову, как же написать хруст снега или запах листвы, стараюсь как можно точнее это передать. А себя изображать реалистично не хочу, потому что нет уверенности, что существую: закрытые глаза, контуры лица и рук, что-то вроде тонкой оболочки, которая может растаять от капель дождя, улететь с порывом ветра, исчезнуть в любой миг. Меня не было, потом я родился, дальше опять исчезну… Человеческая жизнь очень условна, а творчество вообще загадка. Людям иногда хочется понять смысл конкретной картины, и они обращаются ко мне с вопросами, на которые иногда нет ответа. Тогда, чтобы обойтись без объяснений, я стал писать тексты прямо на холстах. Но проблему не решил: теперь приходится объяснять еще и смысл текста, и вопросов стало больше. А ответов как не было, так и нет. Если задаться целью ответить на все вопросы, тогда надо бросить живопись и только этим заниматься – написание картин отпадает. Зачем они, если можно все сказать? А вот молчать можно о многом, и молчание порой красноречивее слов».
Творчеством ВАНа восхищались в разных странах. Не так давно его выставка прошла в Италии, в культурном центре Castello di Bovino. Вот что писали кураторы этого проекта Александр Лакманн и Марина ди Джиноза: «Нетрудно заметить главную черту художественного стиля этого живописца – символическую ясность его взгляда на вещи. Во всех сложных сочетаниях лежат простые законы. Именно это и доказывает ВАН. Он тонок, изящен, проницателен, элегантен и ненавязчив. Оставляет самому себе выбор комфортно прогуливаться в лабиринтах собственной свободы. Мудрое молчание – высшее признание ценности жизни.
Художник словно в лабиринте огромного мира, где нет пугающих видений, где прикосновение солнца – награда за легкое умение быть счастливым. И он купается в океане солнечного тепла. Понимание. Согласие. Любовь. Вот так и струятся с полотен ВАНа переливы красок, столь же невесомые, как запахи южных просторов – апельсина, лаванды и розы, превращая пространство вокруг зрителя в лабиринт тайных и простых созвучий нежности и комфорта».
Отдел новостей «В»
Фото предоставлено музеем современного искусства «Артэтаж»