Поселковый модельер: а жизнь ведь только начинается

Нет женщин толстых и некрасивых, есть плохо сшитые платья, уверена Виктория Цой из Кавалерово

5 авг. 2020 Электронная версия газеты "Владивосток" №4718 (6423) от 5 авг. 2020
35.jpg

– Творческий человек реализует свои планы в любом возрасте и независимо от жизненных ситуаций. Надо только побороть свои страхи, – убеждена мама трех дочерей, круто изменившая свою жизнь в возрасте, в котором многие уже не видят для себя никаких перспектив. 

Нет, она не из тех, кто родился с портняжными инструментами в руках. Даже куклам своим платья не шила. То, что нравится моделировать и шить, поняла лет в 16, когда очень хочется выглядеть и одеваться модно, оригинально, а не как все в поселке. Но Вика росла без отца, помимо нее у мамы были еще младшие дочь и сын, так что денег в доме всегда не хватало. За неимением средств на покупку ткани будущий модельер перекраивала и перешивала мамины платья и блузки по собственным лекалам или по выкройкам из «Бурда Моден». 

Не хочу как все

После 9-го класса девушка перевелась в вечернюю школу, где параллельно со средним образованием три года училась на курсах кройки и шитья. А потом устроилась продавцом в магазин. Иного варианта тогда не было: в 90-е Кавалерово, как и всю страну, накрыл финансовый и социальный кризис. Местное градообразующее предприятие – Хрустальнинский горно-обогатительный комбинат – закрылось. В поисках лучшей жизни люди стали уезжать из поселка. 

Между тем желание конструировать, шить платья и костюмы лучше, качественнее и интереснее, чем те, что челноки привозили из Китая и Турции, Викторию не отпускало. И она рискнула уйти из торговли в ателье моды учеником. Когда новенькая, к удивлению опытных портних, самостоятельно скроила и сшила три пальто без нареканий к качеству работы, директор ателье предсказала: у девушки есть все, чтобы стать Мастером с большой буквы, – талант и фантазия модельера-конструктора, усидчивость, трудолюбие. И пообещала помочь с учебой в вузе по специальности. Возможно, так бы оно и случилось, если бы Виктория вскоре не вышла замуж и не ушла в декретный отпуск, после чего в ателье не вернулась. 

– Где я только не работала: администратором, продавцом, торговым агентом, даже ездила с мужем в Корею на заработки. Это очень познавательный жизненный опыт. Пока сидела с ребенком в декрете, по книжке выучила корейский язык, научилась читать и писать. А до этого думала, что иностранные языки мне не даются… Когда в Корее оформляли дочь в детский сад, я уже самостоятельно заполнила необходимые бланки на корейском языке. Если надо, могла бы и китайский выучить, хотя он сложнее, – смеется Виктория.    
По ее словам, быт тогда засосал, жизнь закрутила-завертела. Но в 35 лет, когда она уже была матерью трех дочерей, в голове вдруг что-то щелкнуло: 

– Кто я, что сделала, чего добилась? Еще лет 15, и все, можно подводить черту.

Конечно, в семье достаток, но главное, к чему Виктория когда-то стремилась – моделировать и шить, осталось за горизонтом. И она стала вспоминать все, чему научилась на курсах и в ателье. Сначала шила для себя и дочерей, потом – для мужа. Когда окружающие стали интересоваться, где и за сколько купила ту или иную обновку, поняла: она на правильном пути. Ее платья и блузки, скроенные по последней моде, выгодно отличались от магазинной одежды, сшитой по типовым, зачастую устаревшим лекалам и непонятно на какой фабрике. 

Одним из своих достижений в портняжном мастерстве Виктория называет свадебное платье для сестры, которое она сшила без единой примерки, на глаз, интуитивно. Мастера в ателье признали: платье высшего разряда. Без примерки, причем неоднократной, они бы за такую тонкую работу не взялись. 

– Не скажу, что я супермастер, но кое-что могу. И у меня есть свои секреты. Благодаря интернет-ресурсам стала саморазвиваться. Сняла комнату, где давала мастер-классы подружкам, которые хотели научиться шить. Ателье, где когда-то работала, стало направлять ко мне клиентов, – рассказывает Виктория. 

Коленки тряслись от неуверенности 

Поворотной точкой в ее судьбе стало знакомство, случившееся три года назад. Модельер Алена Миланская, фешен-директор бренда с мировым именем Alena Milanskaya, которую за пристрастие к натуральным тканям называют русской Коко Шанель, давала мастер-класс во Владивостоке. На него случайно попала Виктория. Впрочем, теперь она знает: в жизни все закономерно. Когда ты чего-то хочешь, оно к тебе приходит само.

Виктория показала Алене свои модели. Модельер пригласила поучаствовать в проекте «Городок дизайнеров», созданном сообществом дизайнеров Владивостока. Но для этого надо было сшить несколько моделей и представить их на суд зрителей. На подготовку отводилась неделя, а у Вики на тот момент не было денег, чтобы купить ткань. Миланская выручила – дала ткань. На пути домой Виктория придумала две модели из пяти вещей. Сшить платья в срок помогли помощницы из родного ателье. 

– На премьере проекта у меня коленки тряслись от неуверенности в себе. Я приехала из деревни, а здесь известные дизайнеры одежды! Куда я лезу… Местные модельеры на показ привели по несколько девушек-моделей, а у меня всего две. И то одна из них перед вторым выходом от волнения упала в обморок. В результате я вышла на подиум с одной моделью. Но, когда мероприятие закончилось, члены жюри сказали, что у меня все отлично получается и что мои модели в числе интересных и красивых. Их оценка меня окрылила и прибавила уверенности. Значит, я тоже что-то могу. Это была моя маленькая победа! – рассказывает Виктория. 

Еще был перформанс в Приморской картинной галерее, также организованный Аленой Миланской. Участникам мероприятия предлагалось сшить юбки под свитшоты, нарисованные на картоне в натуральную величину. Конкурсанты из Владивостока могли взять копию рисунка с собой для вдохновения. У Виктории не было такой возможности, и она вдохновлялась по памяти. Но юбку сшила, которая смотрелась со свободным свитером очень гармонично. В качестве приза модельер Цой увезла домой благодарственное письмо от организаторов мероприятия.

Знаю, что буду делать на пенсии 

Виктория Цой с успехом показывала свои модели в нескольких модных проектах Алины Миланской, пока не поняла: работа над коммерческими коллекциями для прогулки моделей на подиуме – не ее стезя. Ее амплуа – одежда для обычных женщин, но выполненная в единственном экземпляре. 

– Мне хочется, чтобы женщина в моем платье на каком-нибудь мероприятии или на празднике сразила всех наповал, чувствуя себя королевой. Чтобы у каждой была своя изюминка. Вот это моя сверхзадача, моя миссия на земле, о которой я узнала к 40 годам, – улыбается модельер Виктория Цой. – Раньше я работала на интуиции. Сейчас учусь онлайн на имидж-стилиста, изучаю пропорции, подбор цвета, который должен освежать лицо человека, а не портить его. Каждой внешности – свое платье. Почему я это делаю? Потому что стали приходить полные женщины, с которыми непросто работать. Все хотят быть стройными и выглядеть достойно, а не как мешок с завязками в платье из магазина. У них есть деньги, но в продаже нет их размера, а если есть, то со стразиками, или бирюльками, или немодное. Когда женщине показываешь визуально, какой цвет ей подходит, а какой – нет, она начинает понимать, что хорошо, а что плохо. То же самое с длиной изделия. Все дамы хотят подол повыше, не понимая, что короткое платье расширяет и делает ноги некрасивыми. Не у всех они стройные и без изъянов. У каждого должна быть своя длина платья, юбки или брюк, чтобы человек выглядел выше, стройнее и красивее. Когда он красиво одет, то чувствует себя комфортно, уверенно, и у него в жизни может все поменяться кардинально. Не зря говорят: встречают по одежке, – говорит Виктория. 

Общаясь с дизайнером из Кавалерово, не мог не задать провокационный вопрос:  

– Не страшно было начинать новое дело почти под 40 лет, когда половина жизни уже позади?

– Нисколько! Это я могу утверждать, основываясь на своем опыте. Хотя есть женщины, которые действительно боятся начать что-то новое в этом возрасте. Потому что в наших головах сидит еще много страхов. Но, как сказала героиня известного советского фильма, в 40 лет жизнь только начинается. 

Под финал разговора Виктория с улыбкой призналась, что уже знает, чем будет заниматься, когда дочери разъедутся (а это неизбежно) и она уйдет на заслуженный отдых. 

– Также будете шить платья? 

– Нет! Буду делать женщин красивыми.

А корреспондент «В» мысленно добавил фразу из другого фильма: чтобы шли они по улице, а мужики штабелями укладывались…

Сергей КОЖИН

Фото предоставлено Викторией ЦОЙ