Подайте руку даме из прошлого

Молодая художница воскрешает романтику, глядя из окна на Владивосток столетней давности

5 авг. 2020 Электронная версия газеты "Владивосток" №4718 (6423) от 5 авг. 2020
24.jpg

Доводилось ли вам, читатель, прогуливаясь по центру Владивостока, задумываться о том, как жили люди здесь много-много лет назад? Не было ли у вас ощущения, к примеру, когда не спеша идешь по Пушкинской, что вот сейчас навстречу из-за угла появится дама в длинном платье под руку с морским офицером? Не хотелось заглянуть в прошлое? Ведь это так романтично…

Возможность взглянуть на любимый город в буквальном смысле сквозь время дает вам выставка, что открылась в Приморской картинной галерее на Алеутской, 12. Она так и называется: «Владивосток. Взгляд сквозь время» (12+). 

Культура видеть город

Экспозиция состоит из двух дополняющих друг друга частей. Первая – это 15 картин нашей современницы, молодой художницы Анастасии Медведевой. Вторая – открытки с образами старого Владивостока, газеты начала прошлого века, театральная реклама и другие артефакты, рассказывающие об истории города языком немых свидетелей – документов. Их предоставила антикварная галерея «Раритет».

– Проект «Владивосток. Взгляд сквозь время» начал осуществляться еще три года назад, – рассказывает куратор выставки искусствовед Светлана Руснак. – С творчеством Анастасии Медведевой мы были знакомы по ее выставкам на других площадках, например, в галерее «Арка». Город для нее – любимая натура, к которой она относится трепетно и ответственно. И мы предложили ей создать серию картин, вдохновляясь не только обликом города, но и изучением исторических документов, писем, старых газет.

В итоге за три года было создано 15 работ, которые стали основой выставки, задуманной комплексно: наряду с картинами такое же место здесь предоставлено свидетельствам времени. Эта выставка призвана стать размышлением о том, как мы воспринимаем прошлое нашего города, как воспринимаем и чувствуем Владивосток. Ведь город и его облик – это не только городские пейзажи или фотографии, запечатлевшие его на века, но и многое другое: реклама, газеты, архитектура. И ощутить, почувствовать время мы можем, касаясь его свидетельств. Например, на выставке представлены открытки, а за этим стоит искусство фотографии, культура видеть город. И это дает зрителю возможность воспринимать работы, созданные современным художником, и погружаться в документальный материал, из которого можно черпать свое понимание города.

Нерастворимые миры

В работах Анастасии Медведевой он предстает очень многогранным. Художница тщательно выбирает городские виды, и в том, как она строит композицию, чувствуется особая насмотренность – знакомство с образами Владивостока разного времени в фотографии и живописи. При этом изначально в концепцию создания картин была заложена сезонность, и потому в ее работах есть чудесная городская палитра разных времен года: осенняя прозрачность, туманные, жаркие дни лета, особые зимние цвета. Анастасии удается точно передать мимолетное состояние в природе в разные сезоны. Вот залитая солнцем улица перед отделением торгового дома «Кунст и Альберс» в Офицерской слободе, наполненный влагой весенний воздух и распутица на Светланской, хрустальность ясного осеннего дня…

Характерная особенность – присутствие жанровых сцен в городском пейзаже. Вот вид с Успенским кафедральным собором, хорошо известный по открыткам старого Владивостока. Но особое звучание ему придает сценка из городской повседневной жизни: дети катаются на санях. Художник сохраняет ее как документальное свидетельство.

В работе «Зимний Владивосток. Вокзал» перед нами целое высказывание о городе, о времени, подмечена важная черта его облика, а может быть, и всего уклада жизни. Композицию Анастасия строит на эффектном сочетании здания вокзала, выстроенного в неорусском стиле, с традиционным домом, деревянными заборами, утопающими в снегу. И сегодня среди высотной городской застройки мы можем встретить эти уютные домики, словно обособившиеся миры, которые не собираются растворяться в урбанистической среде. 

Эта живопись – как распахнутое окно, за которым проплывают «годы, люди, облака». Глядя на работы Анастасии Медведевой, мы узнаем силуэты зданий, известные места в городе и открываем для себя другую жизнь: на фоне всем знакомого памятника снимается группа военных, но это времена, когда на этом постаменте стоял памятник адмиралу Завойко. Ранняя весна, тянутся в небо ветви деревьев – может быть, некоторые и сегодня шумят в Театральном сквере…

А на другой картине мы видим тот же сквер, или Детский парк, как его тогда называли, ранней осенью, видим прозрачный воздух теплого осеннего дня. Но теперь наш взгляд устремляется мимо прогуливающейся публики – за солидную ограду, мимо скучающего в ожидании извозчика, через Светланскую к Триумфальной арке и дальше, к Золотому Рогу. Так привычна нашему глазу эта перспектива – и прежняя, и нынешняя. А там, на рейде, уже стоит белоснежный красавец корабль. Крейсер «Варяг»? Или «Россия»? А может быть, «Громобой»? Вид на город из бухты так же пленительно прекрасен. И кажется, вдали слышна музыка корабельного оркестра…

А вот голоса людей, собравшихся перед премьерой в Пушкинском театре: чудесный осенний день, оживленная публика в предвкушении новых впечатлений. Разве может быть город без театра? И без катка на льду Золотого Рога дореволюционный Владивосток вообразить невозможно. Читая объявления в газетах тех лет, рассматривая старые фотографии, так просто представить себя на этом катке среди горожан начала XX века. Так от картины к картине оживают образы города, воскрешенные талантливым художником…

Шагни в поток времени

– Анастасия пишет легко, ей удается точно передать световоздушную среду, наполненную тем самым особенным светом в Приморье, который Михаил Пришвин называл итальянским, говоря, что «для этого итальянского солнца нет различия, от какого предмета исходит цвет, все равно цвет вспыхивает и горит», – объясняет искусствовед. – В работах художницы этот свет окрашивает Владивосток в нежные сиреневато-розовые тона, проявляя синие и фиолетовые тени, придавая индивидуальной манере импрессионистские черты. И этот жанр можно определить как ретроспективный городской пейзаж.

За этой выставкой стоит возможность поразмышлять о том, как мы видим город, как воспринимаем его в потоке времени. У Анастасии Медведевой очень романтичное отношение к Владивостоку. Кажется, что ее картины оживают, когда на них смотришь, узнаешь места, которые на них изображены: вот здесь ходила Элеонора Прей, вот тут прогуливались дамы и морские офицеры. И кажется, что все так и осталось, что можно сделать шаг – и оказаться там… Так вот, то, как мы воспринимаем все, что было не с нами, это своего рода тоже показатель культуры, современной городской культуры. Остался ли дух города, есть ли в нем то, что позволяет изображенному прошлому легко встроиться в сегодняшний день? Это важно. 

Выставка для многих станет приятным открытием. Вы полюбите живопись Анастасии Медведевой и получите возможность поразмышлять об особенностях визуальной среды Владивостока. Кроме того, в рамках выставки планируется множество других интересных мероприятий. Мы надеемся, что будут наконец сняты ограничения и мы сможем провести серию театрализованных концертов, творческую встречу с художницей, встречи с историками, серию встреч с фотографами, чтобы поговорить об образах нашего романтичного во все времена города… 

Любовь БЕРЧАНСКАЯ

Фото Алексея ВОРОНИНА