Мы будем жить. И будет «Гранд-ревю»!

Несмотря на вынужденный простой, театр Горького обещает приморцам грандиозный проект, который не уступит «Мулен Руж»

17 июнь 2020 Электронная версия газеты "Владивосток" №4697 (6402) от 17 июнь 2020
dcb315a7956cce5746b7b621ddaa13ef79f362ea.jpeg

Истосковавшиеся по сцене артисты театра имени Горького будут играть даже для 15 зрителей

Ведущий театр края, как и все храмы Мельпомены в России и мире, переживает сегодня непростые времена. Впрочем, как говорится, не привыкать…

Да, уж чего-чего, а непростых времен в истории российской культуры хватало. В свое время театр имени Горького смог достойно пройти сквозь лихие 90-е, не растеряв труппу, с приличным репертуаром. Так что и сегодня главный режиссер и художественный руководитель театра народный артист России Ефим Звеняцкий уверен: будет трудно, но свет в конце тоннеля виден. Только разрешите уже актерам играть…

Консервация спектаклям не на пользу

– Ефим Семенович, безусловно, пандемия повлияла на жизнь театра…

– Еще как! В конце марта мы закрылись в связи с пандемией, так и живем – без спектаклей, без репетиций. Толчем воду в ступе, и это невероятно грустно. Спасибо, что государство пошло нам навстречу и администрация края выделила средства на компенсацию потерь после возврата купленных билетов. У нас на месте только технические службы, поддерживающие функционирование здания. Творческая часть коллектива работает удаленно, хотя лично я весьма скептически отношусь к репетициям и читкам онлайн.

Мы внимательно следим за всеми новостями, которые касаются будущей работы театров, особенно из министерства культуры. Порадовало известие о том, что с 1 августа, вероятно, нам разрешать продавать билеты на спектакли. Теперь бы еще узнать, когда мы сможем возобновить работу. Словом, все зависит от того, когда будут сняты ограничения. Мы живем, как все в России. В стрессе.

– В планах у вас были «Мастер и Маргарита», спектакль об Элеоноре Прей. Что с ними сейчас?

– Да, премьера «Мастера и Маргариты» должна была состояться в апреле, и на все премьерные дни билеты фактически были проданы, был аншлаг. Сейчас спектакль остановлен. Что это значит? Что как только снимут ограничения, нам нужно будет все начинать сначала. С нуля. Потому что актеры сидят дома, на удаленке! И значит, происходит своего рода разбалансировка, ведь актерское ремесло – это прежде всего общение, взаимодействие… Мы верим, что скоро начнется какое-то хорошее движение в смысле отмены ограничений и артисты заполонят гримуборные, возьмут в руки свои роли, которые они хоть и выучили за время изоляции, но не обкатали на сцене, во взаимодействии. И начнутся репетиции. Интенсивные, динамичные репетиции…

Второй не состоявшийся из-за пандемии спектакль – это музыкальное представление «Сны о войне». К юбилею Победы его должна была поставить Тамара Данцигер-Дельсаль, в марте активно шли репетиции, актеры готовили песни военных лет, песни о войне. Конечно, мы постарались хоть как-то донести готовый материал до зрителя, накануне 9 Мая опубликовали несколько отснятых номеров на «Ютубе», на нашей страничке в «Фейсбуке».

Вообще, мы цепляемся за каждую возможность напомнить о себе, проявить себя в соцсетях. Что приятно – наша работа оказывается востребованной. У нас много просмотров, хорошие добрые комментарии.

Но все же спектакль пока остановлен. Впереди у нас Дни мира на Тихом океане, возможно, покажем «Сны о войне» в сентябре. Ведь, как и в случае с «Мастером и Маргаритой», все готово: декорации, костюмы, актеры заряжены. Только заново отрепетировать…

Онлайн пока что репетирует с актерами Дмитрий Астрахан, он ставит спектакль «Семейная идиллия». Работы Астрахана в нашем театре всегда хорошо принимаются публикой.

Во славу нашей истории

– Есть еще спектакль, работа над которым тоже приостановлена, – «Ковбой. Король. Великолепный» о Юле Бриннере. Юрий Гончаров написал прекрасную пьесу! Андрей Климов создал великолепные декорации и костюмы, ведь у нас такие персонажи: Марлен Дитрих, Мэрилин Монро… А главное, в центре спектакля нашенский парень! Наш земляк. Великолепный Юл!

Увы, должен сказать, что сегодня это имя многие не знают. И услышав «Великолепная семерка», далеко не все понимают, о чем идет речь. Очень печально… К слову, возможно, во время кинофестиваля «Меридианы Тихого» во Владивостоке появится с нашей подачи сквер Юла Бриннера – там, где стоит памятник ему…

С некоторых пор для меня стало важным исследование одной темы. Это история края, в котором мы живем. История города, в котором работает театр имени Горького. Заниматься ею я стал, когда поставил «Крейсера». Затем появился «Фрегат «София» по рассказу Бориса Пильняка. Эти спектакли для меня очень важны. Показательно, что их с восторгом принимали на гастролях в Москве, Ереване, Санкт-Петербурге. Местечковая тематика, говорите? Нет, история страны в истории одного города, в истории одного большого события. Во славу людей, отдавших свои жизни и труд великой России. А уж как эти спектакли принимают во Владивостоке!

Поэтому нет ничего удивительного в том, что мы взяли в работу еще одну пьесу на «локальную» тему. Об Элеоноре Прей. Лариса Белоброва, которая сыграет главную роль, как известно, принимала активное участие в выходе в свет книги писем Прей, в установке памятника ей. И когда возникла идея поставить пьесу об Элеоноре, я сказал: да. Написала ее Елена Исаева, с которой театр много и плодотворно сотрудничает. Режиссер – Сергей Боровков, творческий, интересный человек. Вот только почти год они не могут толком начать работу над спектаклем. Но он все равно будет поставлен!

Переезд в Артем? Это временно!

– Я хочу до начала июля в интенсивном режиме все-все попытаться восстановить: художественное, пластическое, режиссерское, оформительское…

– А потом?

– Мы уйдем в отпуск. По традиции. Он у нас всегда в июле. Я не мог отправить людей в отпуска во время самоизоляции, они и так дома сидели. Пусть у них будет в отпуске возможность если не поехать куда-то, то хотя бы гулять у моря, купаться. А не дома сидеть. Из отпуска мы выходим в начале августа и начинаем снова репетиции – «Мастера и Маргариты», «Семейной идиллии», спектакля о Юле Бриннере. Активные репетиции! А 20 сентября едем на театральный фестиваль в Хабаровск, где покажем «Великого Гэтсби». 

Мы отменили летние гастроли в Санкт-Петербурге и Минске, которых очень ждали. Но в сентябре я хочу попытаться (и веду переговоры) после Хабаровска все же на 7-10 дней привезти в Санкт-Петербург три спектакля. Если получится, прекрасно, тогда мы откроем сезон 3 октября. Если нет – 18 сентября.

Вы видите, что мы все время упираемся в слово «если». Но мы верим в лучшее. Нам отступать некуда – за нами Владивосток.

– А как обстоят дела с реконструкцией театра?

– Мы два года занимались работой над проектно-сметной документацией, экспертизами, которые то и дело возвращались. Но всему приходит конец, и вот все эти документы утверждены! Теперь главное, чтобы в бюджеты края на следующие три года была внесена строка «расходы на реконструкцию театра». Надеюсь, глава Приморья Олег Кожемяко нас поддержит.

У нас уже есть ясность, где мы проведем это время и как будем работать. Мы подписали все документы с главой Артема. Во Дворце культуры угольщиков будет наш филиал на время реконструкции. Это не значит, что мы будем там постоянно, но будем играть, репетировать, там будут храниться наш реквизит, костюмы. Осталось дождаться начала реконструкции.

И «Гранд-ревю» засверкает

– А еще я жду с большим нетерпением начала истории, которая называется «Гранд-ревю». Мы хотим создать во Владивостоке уникальное шоу, соединяющее в себе такие жанры, как театр, цирк, вокал, балет. Мюзик-холл! По образу и подобию лучших европейских шоу такого жанра. Конечно, мы не претендуем на то, чтобы составить конкуренцию «Мулен Руж», но постараемся сделать качественный, интересный продукт. Сейчас идут кастинги. Идут и переговоры о том, что под этот проект нам отдадут здание ДК имени Дзержинского. Мы бы его отремонтировали, переделали и создали настоящий мюзик-холл. Но все остановлено в связи с пандемией. Однако репетиции мы все же начнем и, вероятно, первые наметки покажем в паркетном зале театра имени Горького.

Это грандиозная история, которая может занять совершенно пустую нишу в нашем городе и дать импульс к развитию во Владивостоке жанра, которого здесь еще не было.

– И снова «если». Если будут введены в действие рекомендации Роспотребнадзора о шахматной рассадке, о 50 зрителях в зале, вы готовы так работать?

– Это большая ответственность – за здоровье зрителей. Я знаю, что директора театров по-разному относятся к этим рекомендациям. А я вот что хочу сказать. Мы будем играть, даже если нас заставят рассаживать публику квадратно-гнездовым способом. Даже если в зале разрешат находиться не 50, а 15 зрителям. Мы будем играть! Потому что для актера игра на сцене – жизнь. И никак иначе.

Я понимаю, что поначалу зрители будут осторожничать, что у людей стало меньше денег, которые они могут потратить на удовольствия. Я все это понимаю. Да, потери у нас будут колоссальные. Мы это все уже посчитали. Но мы будем играть! Дайте только нам возможность выйти к зрителю. Я за это время часто заходил в пустой зал, садился и смотрел на пустую сцену. Это страшно. Поэтому мы будем играть. Вопреки всему.

Любовь БЕРЧАНСКАЯ

Фото Алексея ВОРОНИНА