Бегство от Армагеддона

Жительница Владивостока рассказала, как она попала в секту и как смогла из нее выйти

10 июнь 2020 Электронная версия газеты "Владивосток" №4694 (6399) от 10 июнь 2020
8ab0cb6a80f395a60f7ffb299e5c629a0f267c35.jpeg

Окончание. Начало в номере за 3 июня 2020 года

В предыдущем номере толстушки мы рассказали о судьбе Светланы Полуэктовой*, бывшем адепте «Свидетелей Иеговы» (деятельность организации признана экстремистской и запрещена в Российской Федерации. – Прим. авт.), куда она попала в 2008 году. Девушка вышла из секты, осознав враждебное и бесчеловечное отношение ее членов к другим людям. Сегодня – окончание ее исповеди.

«В организации есть картотека на все дома Владивостока, где указано, сколько жильцов в них проживает, что они за люди и как относятся к богу Иегове»

«У сектантов разработана схема разговора, где указано, как завязать беседу, как уговорить человека на вторую встречу»

«Потенциальных адептов иеговисты ищут на интернет-сайтах, где общаются суицидники или люди с депрессиями»

В 2008–2010 годах во владивостокском филиале «Управленческого центра свидетелей Иеговы в России» насчитывалось до 1700 иеговистов. Из них около 70 % – женщины. 

Наказание «любящей мерой» 

Когда Светлана пришла в секту (напомним, что она только что окончила вуз), в ее рядах было много молодых людей, и большинство из них – девушки. К примеру, «Английское собрание», возглавляемое старейшиной Дмитрием Бармакиным, ныне подсудимым, посещали адепты до 35 лет. Изначально это была языковая группа, где проповеди велись для англоговорящих жителей Владивостока, в основном приезжих из зарубежных стран. На этой же лингвистической основе были сформированы «Корейское собрание», «Вьетнамское» и «Узбекское».

– В «Английское собрание» ушли молодые старейшины из «Южного собрания», а также вся молодежь из других ячеек. Но меня туда не взяли. Выяснилось, что в ряды избранных попали внуки и дети старейшин и династийных «свидетелей», которые в организации уже много поколений, – рассказала Полуэктова. 

На собраниях «золотой молодежи» демонстрировались пропагандистские видеоролики на английском языке, скачанные с сайта, запрещенного в России. Поэтому иеговистам было чего и кого опасаться. Они понимали, что поступают противозаконно. Кстати, служебный помощник Бармакина сегодня тоже под арестом. Мужчине не повезло, на эту должность его избрали после того, как деятельность «Свидетелей Иеговы» запретили на территории России. 

По словам Светланы, дисциплина в секте железная, конспирация строжайшая. Братья и сестры все время находятся под прессом со стороны старейшин, пугающих паству арестами и судом. При этом им разъясняли, как себя вести и что говорить во время ареста и обысков. Отсюда у сектантов постоянно упадническое настроение и депрессии. 
Если член организации перестал посещать собрания, его начинали разыскивать, узнавать, куда пропал, что с ним случилось. Если сектант ослушался учения Иеговы или его уличили в ином грехопадении, то поведение отступника разбирает комитет из трех старейшин, которые выспрашивают, как человек дошел до такой жизни. К примеру, если это был сексуальный грех с лицом одного пола или с несовершеннолетним, то сектант обязан рассказать во всех подробностях, где, как и даже в каких позах произошли интимные отношения. Допрос может длиться несколько часов в присутствии всех участников соития. И если комитет установит, что иеговист виновен, то его ждет наказание в виде «любящей меры». То есть отступника отлучат от организации. Он может приходить на собрания, но его окружает заговор молчания. С ним никто не будет общаться, будут вести себя с ним как с прокаженным. 

Светлана помнит, как молодую женщину наказали «любящей мерой» за отношения с мужчиной из враждебного мира. И ее мать, фанатичная иеговистка, перестала с ней общаться даже по телефону. Хотя они посещали одно и то же собрание. 

При этом в случае выявления факта педофилии среди членов организации или изнасилования сестры братом старейшины не рекомендуют родителям ребенка или потерпевшей обращаться в правоохранительные органы. Говорят, что решим все сами среди своих. Мол, не надо приглашать сатанинский мир в нашу общину. 

– У нас был старейшина, который проповедовал только среди детей. Был у него такой бзик. Он брал маленького ребенка и куда-то уводил, что он с ним делал, можно только предполагать, – рассказывает Светлана. 

Пить – можно, рожать – нежелательно. 

Примечательно, что на фоне различных табу, действующих в секте, в том числе на курение, под запрет не попал алкоголь. Более того, употребление спиртных напитков приветствуется. Когда возникала какая-нибудь проблема, сектантам, по словам Светланы, предлагали после службы пиво или вино. 

– В нашей ячейке были две сестры, которые напивались, что называется, в стельку. Потому что не пить там невозможно. Алкоголь спасал от внутреннего напряжения и стрессов. Пикники на природе со спиртным – неотъемлемая часть жизни секты. При этом прелюбодеяния не было, даже если между людьми возникала симпатия. Почти все мужчины-сектанты женаты. Поэтому молодые сестры не могут выйти замуж за единоверца, а встречаться с мирским мужчиной, тем более вступать с ним в брак, запрещено. Многие женщины остаются одинокими, но это приветствуется организацией. Старейшины их восхваляют, говорят, что у них особая духовность, что они могут больше времени уделять богу, поскольку не обременены семьей, – рассказывает Светлана. 

В то же время у «свидетелей Иеговы» самые крепкие семьи. Но, если женщина забеременела, ее никто не поздравляет. Ей сочувствуют… Потому что в Библии есть фраза «горе роженицам и кормилицам». Для сектантов беременность и рождение ребенка – это трагедия. Им постоянно внушают: если завтра случится Армагеддон, то женщина в положении и людей не спасет, и сама погибнет вместе с плодом. Ты этого хочешь? 

Свадьбам среди своих иеговисты тоже не рады. Во-первых, семейные люди меньше проповедуют и со временем могут отдалиться от секты. Во-вторых, холостых сектантов одолевает зависть: дескать, она (или он) смогла найти себе пару, а я нет. 

Если женщина была замужем до прихода в секту и супруг остался мирским, она все равно не имеет права на развод. 

– В секте была сестра из мусульманской страны. Ее постоянно бил муж из-за того, что она «свидетель». Даже обещал убить, если будет посещать собрания. И однажды избил так сильно, что женщина попала в больницу. Тем не менее она от него не уходила. Потому что развод – это грех. Чтобы уйти из дома на собрание, женщина придумывала разные причины. Она обманывала мужа, и по-человечески это нехорошо. Но старейшины ее успокаивали, говорили, что мирских обманывать можно. Если ложь во имя Иеговы, то это не грех, – вспоминает Полуэктова. 

Богу отчет не нужен 

Через год после прихода в секту Светлану крестили, отныне она стала частью организации, а для иеговистов – равноправной сестрой. Перед крещением ее собеседовали трое старейшин-мужчин, женщины в секте не занимают лидерских позиций. Большинство вопросов было не на знание идеологии «свидетелей Иеговы», а про ее личную жизнь: кто друг, с кем спит, есть ли муж или любовник, сколько было мужчин и так далее. Были вопросы на лояльность: что она станет делать, если будет не согласна (и почему не согласна) с решением организации? Девушке надо было на словах доказать, что она верна братьям и сестрам. Если бы ее ответы старейшинам не понравились, Светлана не прошла бы обряд крещения и ее бы заподозрили в недуховности или в корыстном посещении собраний. Затем стали бы допытываться, с какой целью она это делает. Не шпионит ли? 

Спецпионеры-вербовщики

После крещения у новоявленной сестры началась другая жизнь в организации. Появились обязанности, которых оказалось больше, чем прав. 

– Иеговисты часто говорят: мы проповедуем, потому что нас послал бог. Но, если бог их послал, тогда зачем они отчитываются за миссионерство среди жителей города. Богу не нужен отчет на бумаге. Бог верит слову. Приведу пример из собственного опыта. В организации есть картотека на все дома Владивостока, где указано, сколько жильцов в них проживает, что они за люди и как относятся к богу Иегове. В центре города мне предстояло обойти несколько больших домов на 6-9 подъездов, чтобы поговорить с жильцами каждой квартиры. Фишка «свидетелей Иеговы» – служба от двери к двери. Для этого разработана схема разговора, где указано, как завязать беседу, как уговорить человека на вторую встречу. И после каждого посещения дома я писала отчет: в какой квартире удалось поговорить и какой результат, в какой – нет и почему, где вообще дверь не открыли, значит, сюда надо прийти еще раз. Объем работы огромный, но ее надо было выполнить за 2-3 месяца, – рассказала бывшая сектантка. 

Как правило, проповедники обходили квартиры в выходные дни, когда хозяева находились дома. Но если в начале 2000-х годов миссионеры начинали разговор с фразы: «Здравствуйте! Хотите поговорить о боге?», то после 2010 года изменили тактику общения. Стали проводить «соцопрос», например, на тему предстоящих выборов. Так, за вопросами «Вы будете участвовать в выборах и за кого станете голосовать» следовали вопросы о проблемах быта или здравоохранения. Эти темы волнуют всех граждан, поэтому отказов в беседе не было. Особенно если вопросы задавали молодые и симпатичные девушки, вызывающие доверие. И только когда с человеком устанавливался тесный словесный контакт, разговор плавно перетекал на религиозную тему. 

По словам Светланы, с таким же успехом можно разговорить любую женщину, если начать общение с комплимента: «Вы сегодня чудесно выглядите! А хотите быть еще красивее и привлекательнее?» Положительный ответ очевиден. После чего миссионер зачитывал соответствующую фразу из Библии, которую можно было толковать как рецепт красоты и омоложения. После такого подхода дамы таяли и уже сами спрашивали: «А какие еще рецепты красоты есть в Библии?» 

Членов секты, которые занимаются только вербовкой новых адептов, называют спецпионерами. В иных акциях организации они не участвуют, поэтому проповедуют каждый день по восемь часов. Из-за этого почти все миссионеры уходят с основного места работы либо переходят на неполный рабочий день. Например, устраиваются ночными сторожами или дворниками. Чтобы их материально поддержать, секта платит им зарплату, но небольшую. Кстати, с недавних пор слово «Библия» сектантам запретили употреблять в разговоре с мирскими людьми. Чтобы сразу себя не раскрыть и запудрить человеку мозги, они говорят «одна мудрая, старинная книга». 

В секте Светлана Полуэктова получила статус общего пионера, в ее обязанности входила вербовка до 40 часов в месяц. Если девушка по тем или иным причинам длительное время не ходила проповедовать, старейшины интересовались, почему она не выполняет свои обязанности. Они постоянно требовали от своей паствы активной агитационной работы среди жителей Владивостока. В случае невыполнения плана вербовки пугали агитаторов страшной смертью в огне чистилища Армагеддона. Кстати, в Соединенных Штатах один из руководителей международной организации «Свидетели Иеговы» попал в госпиталь с диагнозом «COVID-19». Члены секты по всему миру восприняли его болезнь как начало Армагеддона. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. 

– Некоторые сестры искали потенциальных адептов в Интернете на сайтах, где общаются суицидники или люди с депрессиями. Сначала сектанты заводят с ними участливые невинные разговоры, затем общение переходит на личные сообщения. Сестры узнают имя человека, где он живет, его точный адрес, номер телефона. Всю информацию передают «свидетелям Иеговы» по месту жительства отчаявшегося человека. И такая схема работает по всей России. Секта – это огромная сеть. Это невидимое государство в государстве, где хорошо налажена связь, где все друг друга знают, где проблемы решаются по звонку. Преданность организации максимальная. Я абсолютно уверена, что, если сектантам скажут, берите оружие и убивайте неверных, они это сделают. Настолько они зомбированы, – говорит Полуэктова. 

Лучше смерть, чем чужая кровь 

Исходя из практики иеговистов из сотни опрашиваемых только один человек соглашался на повторное общение с проповедником и посещение собрания. На первый взгляд, результат незначительный. Но если активный член организации, а их в каждой ячейке не меньше 80, приведет хотя бы одного человека в месяц, то рост численности сектантов налицо. И чем больше во Владивостоке адептов, тем выше в Москве в «Управленческом центре свидетелей Иеговы в России» оценивали деятельность местных старейшин. Не исключено, что материально. 

По словам Светланы, кроме отчетности о миссионерстве среди жителей Владивостока старейшины собирают персональные данные на членов своей ячейки. Уже после первых ее посещений собрания руководители паствы знали всю подноготную девушки: где живет, где работала и училась, с кем общается, ее пристрастия в моде, искусстве, ее привычки, кто родители, чем они занимаются и так далее. В досье на Полуэктову были данные ее паспорта и других документов. Эту информацию они вытащили из девушки потихоньку, между делом, во время разговоров о жизни и о боге. Некоторые сведения о себе Светлана рассказывала и вовсе в приватных беседах с сестрами, но и они оказались в ее досье. 

– Система слежки друг за другом там очень развита, поощряются доносы. У руководителя филиала есть картотека, где хранятся данные всех «свидетелей Иеговы» в Приморье, с копией паспортов. Для чего они это делают, не знаю, может быть, для иностранной разведки, – рассуждает девушка. – Еще мы подписывали отказ от приема некоторых лекарств и от переливания крови. Я тоже подписала такой документ. А через две недели мне предстояла операция. К счастью, чужая кровь не понадобилась. Иначе я бы отказалась и могла умереть. Иеговисты восприняли бы мою смерть на ура. Они были бы рады, что я уже на пороге вечности. И теперь им остается ждать моего воскрешения, и тогда мы все встретимся и всем будет хорошо. 

Светлане повезло. А вот у женщины, с которой она изучала Библию, оказались серьезные проблемы с сердцем. Ей срочно требуется операция, но сектантка отказывается от хирургического вмешательства только потому, что потребуется переливание крови. Она говорит, что лучше умереть, чем нарушить запрет, данный богу Иегове.

Уйти от «свидетелей» решится не каждый

После запрета «свидетелей Иеговы» в России, отчеты о деятельности «Управленческого центра...» исчезли из ежегодных международных отчетов иеговистов. Как будто секта самораспустилась. В реальности организация существует, только на нелегальном положении: сектанты встречаются на сайтах в Интернете, на конспиративных квартирах либо для своих собраний покупают пустующие дома в сельской местности.

Тем не менее во Владивостоке подпольная деятельность иеговистов не осталась незамеченной. Были арестованы несколько старейшин из самых активных братьев и сестер. Правда, старейшина «Южного собрания» бесследно исчез. Другие прекратили посещать собрания, переключившись на самостоятельное изучение религиозных догм. Но многие адепты переосмыслили свое пребывание в организации. Люди прозрели и стали выходить из нее, возвращаясь к нормальной жизни. А кто-то и хочет уйти от «свидетелей», но боится прервать отношения с родственниками, оставшимися в секте. 

– У меня сложилось ощущение, что американским руководителям «Свидетелей Иеговы» выгодна ситуация, сложившаяся с организацией в России. Выгоден запрет и выгодны аресты членов секты. Под эту марку они повышают свой статус в США и в Европе, где их все жалеют. За них заступились ООН и другие международные организации, правительство Германии обратилось к нашему правительству с протестом по поводу запрета иеговистов. То есть их авторитет в мире резко возрос. Хотя до этого они чувствовали себя не очень-то уверенно из-за серии скандалов с педофилией в Англии. Даже были вынуждены продавать недвижимость, – говорит Светлана. 

Полуэктова порвала с иеговистами зимой 2018 года. Она не писала заявления о выходе из организации – такая форма «увольнения» допускается. Просто перестала посещать собрания. Поэтому формально еще числится в рядах иеговистов. 

Этот разрыв дался ей очень тяжело – через болезнь, лекарства и обращения к психологу. По словам Светланы, она хотела найти в секте избавление от своих проблем со здоровьем, но после нескольких лет общения с иеговистами получила психические отклонения, страх и дикую депрессию. От этих напастей девушка избавилась только с помощью врачей. Сейчас у Светланы жизнь нормализовалась, она помирилась с мамой и друзьями. Но почти год после бегства из секты она оглядывалась по сторонам: не преследуют ли ее бывшие братья и сестры? 

* – имя и фамилия изменены. 

Сергей КОЖИН

Оперативная съемка. Фото предоставлено правоохранительными органами