Слышим музыку! Даже за девять тысяч километров…

Приморская филармония мечтает об осени и открытии границ

10 июнь 2020 Электронная версия газеты "Владивосток" №4694 (6399) от 10 июнь 2020
8.jpg

За время вынужденного «эпидемического» простоя филармония сильно изменилась. Причем к лучшему! Осталось дождаться тех, для кого это сделано…

Апгрейд любимой классики 

Так что же нового? Во-первых, прежний проекционный экран в малом зале заменен на новейший светодиодный. Мастера сцены установили новое цифровое оборудование, и теперь на этом экране любая, даже наполненная мелкими изображениями картинка смотрится в изумительном качестве. Как живая!

– Мало того, в результате и сцена стала больше, почти полметра пространства освободилось, – рассказывает Анна Алеко, директор Приморской краевой филармонии. – Теперь наши мастера думают, как усовершенствовать систему кулис, тогда сцена станет еще немного больше. Также установили в малом зале новое освещение. Думаем, как поменять звук. Собираемся переносить сюда виртуальный концертный зал – теперь малый зал может достойно принять лучшие выступления из Московской филармонии. А видели бы вы, какой новый свет у нас в большом зале, ждем не дождемся, когда сможем показать его возможности во всю силу! Ведь раньше там было просто морально устаревшее оборудование… 

Возможность купить новое оборудование филармония получила, когда в начале года ей выделили 10 млн рублей на укрепление материально-технической базы. Тогда и было принято решение о покупке светодиодного экрана и многого другого. Теперь здесь ждут самого главного события – отмены ограничений, чтобы возобновить концертную деятельность.

– Мы очень соскучились по публике, по живым концертам, по музыке в этих стенах, – признается Анна Николаевна. – Ведь для наших музыкантов, солистов встреча со зрителем – смысл творческой деятельности.

– По итогам 2019 года филармония была признана лучшим учреждением культуры края…

– Да, и мы очень горды этим. Независимую оценку по множеству параметров, среди которых были и такие, например, как «доброжелательность и вежливость работников», проводили эксперты на основе мнений посетителей. Нам приятно, что мы получили народное признание вместе с таким уважаемым учреждением, как Приморская краевая картинная галерея. Звание репутационное, никаких материальных благ оно не сулит, но для нас это знак, что мы все делаем правильно и двигаемся в верном направлении. Хотя нам и есть над чем еще работать.

– Например?

– Ситуация с введением ограничений из-за коронавируса вдруг и очень остро показала, что в филармонии не блестяще обстоят дела с видеооборудованием, с работой в социальных сетях. Когда мы захотели выложить архивы своих записей на «Ютуб», чтобы порадовать наших постоянных посетителей, выяснилось, что их качество очень низкое, особенно запись звука. Пришлось принимать решения на ходу, искать варианты. В итоге нам помогли коллеги с телевидения, записав несколько программ, но теперь в планах работы стоит четко и ясно: покупка нового видеооборудования. Составляем техзадание, будем просить дополнительное финансирование. В том числе на апгрейд по виртуальному концертному залу. В следующем году в крупных городах Приморья будет организовано четыре новых виртуальных концертных зала, и мы должны начать не только принимать видео из Москвы – показывать у себя концерты, проходящие на столичной площадке, но и передавать изображение и звук в край. 

Необходимость работы со зрителем через соцсети заставила и наших музыковедов, дирижеров, режиссеров меняться буквально на ходу. Оказалось, что строить программу для показа в Интернете нельзя так же, как для исполнения в зале. Все должно быть динамичнее, сжато по времени, нужно придумать другую подачу. И когда мы научились так делать, у нас пошел постоянный рост просмотров. Программы «Россия, история, мы» (6+), которую мы сделали ко Дню славянской письменности и культуры, программы ко Дню защиты детей (0+) и Дню России (0+) получают в соцсетях очень хорошие отзывы. А детская программа «Одиссея купца Галицкого» (6+) вызвала настоящий восторг. Мы сделали ее не просто музыкальной, а музыкально-познавательной. Рассказывали об истории возникновения и освоения Владивостока, о том, как жил и развивался город, подобрали музыкальные произведения. И это оказалось очень востребованным! Как приятно читать комментарии: «Мы скучаем по концертам в филармонии», «Когда же уже сможем прийти к вам в залы»…

Конечно, с другой стороны, записи даже очень интересных программ – это не живые концерты. Не устану повторять, как мы по ним скучаем.

Все вернется – и надежда, и тепло друзей

– А чем занимается сейчас творческий коллектив филармонии?

– С 25 марта мы были на удаленной работе. Репетиционный процесс шел дома. Дирижеры и музыковеды составляли еженедельный план, и потом небольшими группами через специальные платформы в Интернете, по WhatsApp проводились совместные репетиции. Но именно небольшими группами. Потому что, как показала практика, нормальную оркестровую репетицию провести, когда каждый исполнитель сидит у себя дома, просто невозможно. У кого-то тормозит Интернет, у кого-то звук плохой, гармонии и сыгранности добиться невозможно. Это утопия.

А с 30 мая все ушли дружно в отпуск. Радостно то, что нам пошли навстречу и помогли выплатить всем отпускные. Месяц будем отдыхать. 

Если нам разрешат работать с июля, тогда и начнем концертный сезон. Как и в каком виде? Пока ясности нет. В минкульте создана рабочая группа, которая готовит рекомендации по работе учреждений культуры в такой непростой период. Но четких вводных пока нет. Мы не музей. Не можем в один зал впустить 20 человек, в другой 20, контролировать их передвижение. В филармонии вообще все сложнее. Здание у нас историческое. В нем два зала и небольшое фойе. Мы не в состоянии развести всю публику на социальную дистанцию – просто места не хватит.

Есть вопросы и по рекомендованной рассадке зрителей в шахматном порядке: мы что, должны стулья в зале демонтировать? А потом, когда и эти ограничения снимут, монтировать их обратно? На какие средства? Думаю, что, вероятнее всего, мы будем работать по схеме: максимум 50 человек в зале, рассадка с учетом социального пространства. Это все только предстоит продумать.

Ну и, конечно, для нас вариант «50 человек в зале» означает еще и то, что мы даже мечтать перестаем о приглашении гастролеров, тем более звезд. Потому что их гонорары оплачиваются из внебюджетных поступлений – на средства от продажи билетов. А если мы продаем 50 билетов на концерт, то… Внебюджет – это и стимулирующие выплаты музыкантам, и покупка оборудования, и пошив костюмов, и многое-многое другое. Какие уж тут звезды…

Еще мы потеряли много денег из-за отмены бюджетных платежей. У нас есть арендаторы – рестораны. Они по закону были освобождены от уплаты арендных платежей. «Поддерживать штаны» становится очень сложно. А, к примеру, в прошлом году именно на средства от аренды мы купили два шикарных кондиционера в залы более чем за 1,5 млн рублей.

Конечно, государство нам помогает, за март и апрель мы получили компенсацию по выпадающим доходам: нам ведь пришлось вернуть 3,5 млн рублей за проданные на концерты билеты.

Впрочем, часть билетов зрители все же не вернули, и это греет нам сердце. Люди верят, что концерты, анонсированные, например, на «Дальневосточную весну», состоятся. И мы в это верим. И строим планы!

На минувшей неделе мы подписали соглашение с Министерством культуры РФ о том, что фестиваль «Дальневосточная весна» будет проведен осенью, в октябре. Я уже вижу заголовки газет: «Весна приходит в октябре». Мы надеемся, что так и будет, ведь у нас запланированы концерты таких мэтров! «Виртуозы Москвы» одни чего стоят…

Очень надеемся, что состоится и международный джазовый фестиваль, что откроют границы. Мы верим. И работаем.

Любовь БЕРЧАНСКАЯ

Фото Алексея ВОРОНИНА