Пейзажи Владивостока очаровали импрессиониста

Приморская картинная галерея на своем сайте и страничках в соцсетях продолжает рассказывать посетителям о художниках, работавших в Приморье, и их работах, хранящихся в фондах галереи. Один из них – Карл Каль.

4 июнь 2020 Электронная версия газеты "Владивосток" №4691 (6396) от 4 июнь 2020

– Сейчас, когда еще цветут фруктовые деревья, мы хотим поделиться этюдом «Яблони в цвету» Карла Каля (0+) из нашей коллекции, – говорится на страничке галереи. – Карл Николаевич, выпускник Дюссельдорфской академии художеств, приехал во Владивосток в 1911 году уже состоявшимся художником. С его именем связывают становление региональной школы пейзажа и появление импрессионистического метода в искусстве Дальнего Востока.

С 1911 года он жил во Владивостоке, где и умер в 1938-м. С именем Карла Каля связано развитие приморской школы пейзажа. В своем творчестве он сохранил и развил традиции импрессионистической живописи. Его пейзажи выполнены мелкими раздельными мазками чистого цвета, построены на контрасте теплых и холодных тонов. Многие работы Карла Каля 1920-х годов были написаны на даче на Седанке.

Карл Каль, когда приехал во Владивосток, просто влюбился в природу, в пейзажи. Он изумлялся нашим цветовым контрастам: яркому небу, солнцу, сияющему морю, сочным и в то же время нежным оттенкам травы, цветов, деревьев… 

Владивосток тогда был молодым городом, и каждый, кто приезжал, способствовал формированию его культурной среды: художники проводили выставки, рассказывали о современных течениях, поэты читали свои произведения и так далее. И влияние Карла Каля на новые поколения приморских художников трудно переоценить. Во Владивостоке он создал множество прекрасных пейзажей и натюрмортов и был весьма уважаемым, популярным художником.

Немногие музеи России обладают коллекциями работ Каля. В ДФО в музеях всего несколько произведений: четыре в Хабаровске и девять – в Приморской картинной галерее. 

Этюд «Яблони в цвету», как и все пейзажи художника, носит пленэрный характер. Живописное пространство холста пронизано солнечным светом, проникающим сквозь крону цветущих деревьев. Колорит солнечных бликов и теней от стволов на стене хаты построен на сочетании дополнительных цветов, что усиливает ощущение материальности света. Рельефные мазки выразительно моделируют форму травы, листвы и яблоневого цвета.

Отдел новостей «В»

Фото предоставлено Приморской картинной галереей