Вдохновленные Победой

На странице Союза художников в «Фейсбуке» можно совершить видеопрогулку по выставке дальневосточных живописцев

14 май 2020 Электронная версия газеты "Владивосток" №4681 (6386) от 14 май 2020
8.jpg

Почти монохромная – серые, черные, белые цвета –картина похожа на старую, выцветшую фотографию. С нее глядят на нас трое мужчин в солдатской форме и орденами на груди и хрупкая девушка в кирзовых сапогах. За их спинами – широкое поле. Кажется, вот пришли они с войны, три брата, позвали сестру, и запечатлел их на снимке сельский фотограф. На всю оставшуюся жизнь...

От картины «Мама с родными братьями» якутского художника Дьулустана Бойтунова на выставке «Великая Победа» (6+), что открылась онлайн в залах Приморского отделения Союза художников России, трудно оторвать взгляд...

– Я бы назвала работы якутских и бурятских живописцев изюминкой нашей выставки, ее особой приметой, – говорит Ольга Зотова, искусствовед, куратор выставки, на которой представлены работы художников и мастеров декоративно-прикладного искусства со всего Дальнего Востока. – Впервые проект «Великая Победа» мы задумали и осуществили в 2015 году, к 70-летию Победы. Он был так успешен и востребован, что решили повторить этот опыт. Пять лет назад часть экспозиции «Великой Победы» разместилась в павильонах у мемориала Боевой славы ТОФ. В этом году мы собирались также установить легкие палатки и представить в них работы. Администрация Владивостока поддержала нас, уже был разработан план экспозиции… Но, увы, в замыслы вмешался коронавирус. А ведь мы сотрудничали со всеми регионами ДФО, и у нас представлено более 500 работ 156 авторов! Когда стало ясно, что та часть работ, которую предполагалось показать на передвижной выставке, возвращается в залы, а наших выставочных площадок не хватает, мы обратились за помощью. К проекту присоединилась Приморская картинная галерея, предоставившая под «Великую Победу» свои парадные залы (о выставке в картинной галерее читайте в следующей толстушке. – Прим. авт.).

И пусть проект открылся онлайн, но на странице Союза художников в «Фейсбуке» можно устроить себе неспешную видеопрогулку по выставке. Экскурсия не сможет быть короткой: на каждой картине, керамическом изделии хочется задержать взгляд, присмотреться, вглядеться... 

– Показателен тот факт, что большая часть работ – это картины, написанные в 2020 году или специально к выставке, – говорит Ольга Зотова. – Проект дает возможность понять, как художники сегодня осмысляют тему Великой Отечественной войны. Конечно, молодым сегодня сложнее. Вот мне о войне рассказывал дедушка, он воевал. А им рассказать, как там было, уже почти некому. Они работают с отраженными источниками. И когда кажется, что Победа в интерпретации молодых художников плакатная, условная, глянцевая, надо понимать: они так видят. Поэтому задача таких выставок – дать живое настроение, живое ощущение не только посетителям, но и самим художникам. 
Представлены, конечно, и работы мэтров. Например, картина Владимира Снытко «Возвращение с Победой» – по сути, программная вещь на выставке, хотя и написана в 1997 году. Она одна из немногих передает всю ту гамму ощущений, которую пережили люди, узнав о Победе. Почему так попали в точку слова «праздник со слезами на глазах»? Потому что всю войну люди жили, сжав себя и свои эмоции в кулак, находясь в огромном, нескончаемом стрессе, с одной мыслью: надо перетерпеть, надо победить! А когда кулак, так сказать, разжался, когда пришло известие о Победе, наружу выплеснулись самые разные и очень сильные эмоции, в которых переплелись счастье и осознание утрат… И Владимиру Снытко удалось на редкость точно передать эти чувства. 

Или картина Николая Большакова «Портрет ветерана Тарулиса», которую просто нельзя было не взять, настолько она выразительна. В залах Союза художников на этот раз очень много портретов. Молодые воины, убеленные сединами ветераны, мужчины и женщины с орденскими планками на груди...

– Важно, что это портреты конкретных людей, – говорит Ольга Зотова. – И мы скомпоновали их блоками, решив в каком-то смысле продолжить идею «Бессмертного полка». 

Особое внимание, повторюсь, я бы уделила работам якутских авторов и авторов из Бурятии. Знаете, сегодня много публикуется исследований о вкладе в борьбу с фашизмом малых коренных народов СССР. Так вот, эти картины дают возможность понять, осмыслить эту тему. Вы знаете, насколько сильный патриотический порыв в годы войны был в Якутии? Яркий пример – строительство танковой колонны «Советская Якутия». Якутские актеры так часто играли оперу «Нюргун Боотур» на разных подмостках, а художники проводили выставки, чтобы собрать деньги на строительство танковой колонны, что это вошло в легенды. 

Вот работа Федота Макарова «Снайпер Пюмпэ». Как известно, многие из представителей малых коренных народов служили снайперами, разведчиками, поскольку умение вести охоту, выслеживать зверя, метко стрелять, терпеливо выжидая в засаде, – это их национальные умения, особая черта. И вот эта картина – портрет вполне реального человека, снайпера, Героя Советского Союза. 

Могу сказать совершенно уверенно: в целом при всей индивидуальности приемов каждого участника выставки в живописи, графике, скульптуре и декоративно-прикладном искусстве произведения, представленные на проекте «Великая Победа», объединены одной идеей: мы все – дети той войны, в ней участвовали наши отцы, деды и прадеды.

Фото Алексея ВОРОНИНА

   

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ