Надежды на удешевление ОСАГО не сбылись?

Госавтоинспекция сообщила, что режим самоизоляции снизил количество автомобилей на дорогах края, а это, в свою очередь, привело к снижению на 41 % уровня аварийности в Приморье по сравнению с 2019 годом.

28 апр. 2020 Электронная версия газеты "Владивосток" №4676 (6381) от 28 апр. 2020
16.jpg

Однако полицейские по-прежнему выявляют немало водителей, которые ездят без полиса обязательного страхования гражданской ответственности либо с фальшивым ОСАГО. Между тем, если у виновника аварии нет автогражданки, то ответственные автовладельцы, страхующие свои машины и пострадавшие в ДТП, возмещения от страховых компаний не получат. Чтобы получить компенсацию с виновника, они вынуждены обращаться в суд.

Что же провоцирует некоторых автолюбителей обходиться без ОСАГО – низкий штраф или высокая стоимость автогражданки, что влияет на ее цену? Корреспондент «В» обратился за комментарием к председателю НП «Лига финансовых институтов» Александру Ивашкину. 

– К данным ГИБДД добавлю немного экспертной статистики от своих партнеров – аварийных комиссаров из Владивостока. По их экспертной оценке, сотрудники ГИБДД до самоизоляции ежедневно оформляли 30-40 ДТП, а европротоколами «расходились» еще 40. Сейчас инспектора оформляют в среднем до 10 аварий во Владивостоке, а граждане – до 20 европротоколов в день. При этом в день в двух-трех ДТП один из участников оказывается без ОСАГО или с каким-нибудь цветным «фантиком» вместо полиса. Это обстоятельство порой серьезно отвлекает сотрудников ГИБДД, вынужденных из-за царапин на бампере оформлять аварию, от оформления серьезных учетных ДТП.

Между тем последний год эксперты обсуждали реформу ОСАГО. Как ожидалось, автогражданка должна была несколько подешеветь. Действительно, по данным Российского союза автостраховщиков (РСА), за 2019 год цена ОСАГО по стране упала по сравнению с 2018 годом на 5 %. При этом снижение средней премии по обязательной автогражданке отмечалось в 74 регионах в среднем на 3,35 % (страховая премия – это плата автовладельца за страхование, снижение премии означает удешевление полиса). Например, в Магаданской области цена полиса рухнула на 42,1 %, или на 1582 рубля. В Еврейской автономной области – на 13,4 %, или 394 рубля. Однако Приморье по итогам 2019 года оказалось среди 11 регионов страны, где полис обязательной автогражданки вырос в цене, подорожав в среднем с 4840 до 4977 рублей – на 2,8 %.

– И полису ОСАГО есть куда расти и сейчас? 

– Его максимальная стоимость по закону ограничивается только трехкратным значением базовой ставки тарифа. Стоимости есть куда расти, если правительство или ЦБ расширит тарифный коридор и ставка уйдет выше 4942 рублей. 

– В России существуют два рейтинга регионов (РСА и Центробанка) с оценкой рисков по недобросовестным действиям на рынке ОСАГО. По методике Центробанка Приморье входит в так называемую желтую зону, где риски мошенничества с автогражданкой велики, но не настолько, чтоб регион был включен в красную (с высоким риском) зону. А по методике РСА наш регион сейчас возглавляет (вместе с Северной Осетией и Адыгеей) список самых «токсичных» регионов страны по ОСАГО. Как это объясните? 

– Действительно, Приморье, по версии Российского союза автостраховщиков, сейчас находится в красной зоне рейтинга. Его перечень учитывает несколько критериев, указывающих на активность в нашем регионе «автоюристов», которых РСА любит называть «недобросовестными». На результат рейтинга от Союза автостраховщиков влияет величина отношения судебных издержек к несудебным, которая в Приморье находится, по мнению РСА, на критической отметке. Как РСА считает, свои расходы страховщики сейчас вынуждены тратить на урегулирование дел по возмещению убытков автовладельцу, да еще и гонорар адвокату выплачивать, что является, по мнению РСА, несправедливыми выплатами, формирующими тот самый «токсичный» рейтинг Приморья . Так как все накладные расходы страховщиков в регионе (штрафы, пени, неустойки, оплаты экспертиз) являются, по убеждению организации, неправомерными.

 – Как все это может повлиять на автовладельцев?

 – Сейчас в СМИ обсуждают новые законодательные инициативы, которые, по всей вероятности, будут приняты уже летом. Это так называемые новые протоколы контроля актуальности данных якобы для «… более справедливого определения размера цены ОСАГО…», уверяют инициаторы новелл. 

По их мнению, рост курса валют и последовавшее за ним подорожание импортных запасных частей должно привести к резкому росту стоимости ремонта и, следовательно, к увеличению размера выплат по ОСАГО. В этой ситуации глава РСА Игорь Юргенс говорит, что в текущих условиях для поддержания устойчивости рынка ОСАГО необходимо временное расширение тарифного коридора по обязательной автогражданке.

Инициатива вызывает вопросы: временное подорожание – это надолго или навсегда? И на сколько процентов ждать подорожания ОСАГО в Приморье? 

– А какова роль Банка России в этой ситуации? 

 – Фактически ЦБ ее не пытается обозначить. Быть может, еще и потому, что ЦБ сейчас больше занят регулированием банковского рынка и ключевой ставки, но никак не рынком обязательного страхования автогражданки. Тем самым мегарегулятор упускает факт того, что в России автовладельцев в разы больше, чем заемщиков в банках и кредитных конторах. Хотя сейчас, в кризисных условиях, надо следить не за соблюдением страховщиками коридора тарифа ОСАГО, а за тем, как облегчить жизнь граждан. 

 – Например? 

– Привести тариф автогражданки в Приморье к минимальному. Сейчас базовые ставки ОСАГО значатся в рамках коридора 2746–4942 рублей. Приведение же тарифа к самому минимальному значению – 2746 рублей – позволит уменьшить в среднем на полторы-две тысячи цену ОСАГО для жителей края. Это будет способствовать резкому снижению числа автовладельцев – уклонистов от полиса ОСАГО, а бюджеты приморских домохозяйств смогут сэкономить хотя бы эти гроши. 

Рынок ОСАГО в Приморье перенасыщен игроками – 36 компаний (из 44 компаний, работающих в РФ), это чуть более чем слишком много. Если кто-то из них не сводит дебет с кредитом, но пытается в период пандемии и снижения экономической активности сделать это за счет клиентов, то может отправляться на выход из этого сегмента страхования. Что случится непременно – рынок добровольного страхования будет сокращаться, это очевидно. Но вот на сколько – во многом зависит от продолжительности режима самоизоляции и сроков восстановления экономики РФ. Автолюбители, к сожалению, не богатеют, а машина давно превратилась в средство передвижения, но никак не в средство обогащения страховщиков. Либо продавай полисы ОСАГО по конкурентным ценам, либо сдавай лицензию – пусть этого простого правила придерживаются страховщики, работающие в Приморье. 

Фото из архива «В»

 

Автор: Татьяна ЯРМОЛЕНКО