Нотр Дам в окружении азиатских лавочек
Что рассказали друг другу корреспондент «В» и товарищ Нгуен, встретившись в Сайгоне
На протяжении целого столетия этот город называли восточным Парижем. Кто бывал в европейской столице Пятой республики, тот обязательно захочет посмотреть и на ее «копию» в Индокитае.
«Местная полиция штрафует только тех, кто ездит без шлемов, но особо охотится за гражданами других стран без вьетнамских водительских прав»
«Кто только не пытался захватить Вьетнам за последние 400 лет – китайцы, французы, японцы, американцы…»
«При освобождении Сайгона вооруженные северяне ворвались в Нотр Дам и частично его разрушили и разграбили (как в нашей стране в 1917 году в Зимнем дворце)»
И будет сильно разочарован. Потому что сегодня здесь намешаны всевозможные архитектурные стили. Попытки местных властей сохранить европейские кварталы имеют половинчатый успех, поскольку повсеместно рвутся в небо «американские» небоскребы, а по соседству с ними уживаются азиатские трущобы. Одним словом, город контрастов. Но лучше все же его увидеть. Корреспондент «В давно мечтал побывать в крупнейшем вьетнамском городе Хошимине.
До 1976 года он назывался Сайгоном, хотя местные жители до сих пор его так именуют, а международные и местные СМИ тиражируют оба варианта.
Для желающих совершить поездку в Хошимин не составит труда. Ведь для посещения Вьетнама на срок до 15 дней россиянам виза не нужна. Да и проблем с языком особо не возникает: некоторые люди старшего поколения здесь еще со школьной скамьи помнят русский, а местную молодежь можно и на английском расспросить.
Только самолетом можно долететь
Проще всего из России в Хошимин добраться регулярными рейсами Аэрофлота, Vietnam Airlines и S7, которые напрямую летают из Москвы и Новосибирска (еще есть регулярные и чартерные рейсы в Ханой и Нячанг). Если бронировать заранее и не в период бархатного сезона, то можно найти билеты за 25-26 тысяч рублей туда-обратно. Рейсы зарубежными авиакомпаниями не прямые, а с пересадками в Китае обойдутся еще дешевле.
Аэропорт Хошимина считается крупнейшим во всем Индокитае. И расположен он в самом центре огромного мегаполиса. Как так получилось? Аэропорт Таншоннят был построен французами 90 лет назад довольно далеко от тогдашнего Сайгона. Однако за прошедшие десятилетия город со всех сторон обступил здание аэрокомплекса и две взлетно-посадочные полосы длиной 3 и 3,8 км каждая. Взлет и посадку самолетам приходится выполнять прямо над городскими кварталами и над головами тысяч местных жителей (впрочем, они уже привыкли).
После реконструкции в 2007 году общая пропускная способность аэропорта была увеличена до 10 миллионов пассажиров в год. Однако уже сейчас пассажирооборот достигает 20 миллионов человек и находится за пределами возможностей. Иногда случаются сбои из-за перегруженности, и тогда местные авиамаршруты закрывают. Государство строит новый международный терминал Лонгтхань, однако работы затянулись, и сметная стоимость выросла в разы – прямо как в России. После ввода его в строй, а это случится не раньше 2022 года, действующий сейчас аэропорт полностью перейдет на обслуживание внутренних авиарейсов.
Из соседних государств и других вьетнамских городов до мегаполиса можно доехать и на автобусе. Лично я добрался в центр Хошимина из курортного городка Муйне на комфортабельном, с кондиционером микроавтобусе.
Дорога с окраины города до французского квартала Хошимина занимает пару часов.
От кхмеров до наших дней
В назначенном месте меня ждал профессор истории товарищ Нгуен, выпускник факультета русского языка и общеобразовательных дисциплин Российского университета дружбы народов, с которым я заранее по Интернету договорился о встрече.
Для начала мы заглянули в ближайшее кафе, расположенное на цокольном этаже старой гостиницы, построенной еще в XIX веке. Я отпускник, поэтому патриотично взял себе пиво с прежним названием города «Сайгон». Мой собеседник заказал чашку капучино с круассаном – вот они, отголоски французской оккупации. Пока ожидали заказ, я рассказал о сегодняшней жизни в России, в том числе и об открытии во Владивостоке в 2019 году бюста вождю вьетнамского народа Хо Ши Мину, который трижды посещал наш портовый город.
В свою очередь, ученый познакомил меня с историей Сайгона. Первое поселение на этом месте было основано предками камбоджийцев. Дошедшее до нас первое упоминание о нем появилось в середине XIII века. Городок именовался Прей-Нокор и занимался морской торговлей. Потом кхмеры потерпели сокрушительное поражение от Сиама. Постепенно они покинули долину реки Сайгон и вернулись на свою историческую родину. На несколько веков жизнь здесь замерла.
Сами вьетнамцы не признают этот исторический отрезок. Однако археологические раскопки и найденные статуэтки именно индуистских богов и черепицы глиняной посуды с их изображениями служат наглядным подтверждением кхмерского периода.
Вьеты заселили эти места в конце XVII века. В 1698 году они построили небольшую крепость, чтобы обезопасить себя от нападений со стороны соседей и европейских завоевателей. И отсюда же велось объединение Вьетнама с одновременным утверждением императорской власти.
В это же время здесь появились первые монахи-иезуиты из Западной Европы. Позднее началась постепенная экспансия территории, окончательно вылившаяся в захватническую войну. Помощь захватчикам-французам оказывали испанские войска.
В 1859 году французы взяли Сайгон, до основания его разрушив. Он строился заново на выжженной земле. Еще через три года Наполеон III официально нарек Сайгон столицей новых французских владений в Индокитае. Город стремительно развивался и становился одним из ведущих регионов Юго-Восточной Азии. В ту пору французское влияние распространилось на соседние страны и северную часть Вьетнама. В годы Второй мировой войны здесь уже хозяйничали японцы – союзники нацистов. Затем вновь вернулись французы. Но пришли они уже в основательно изменившуюся страну.
Вьетнам восстал против поработителей. Началась первая Индокитайская война. Против партизан французы бросили наиболее подготовленные части Иностранного легиона (ИЛ). Мало кто знает, что основу двух парашютных батальонов ИЛ составляли бывшие солдаты вермахта и СС, скрывавшиеся от наказания за преступления против человечности. И даже были русские из числа бежавших на Запад власовцев. Воевать они могли только в открытых сражениях, а в джунглях им успешно противостояли партизаны. Еще легионеры отличались зверствами в захваченных деревнях. В итоге ненависть к колонизаторам стала запредельной, которая и смела французов. Но Вьетнам оказался разделен на две части – социалистическую северную и прокапиталистическую южную.
С 1955-го по 1975 год Сайгон являлся столицей Южного Вьетнама. И опорной базой для американских оккупационных войск, отметившихся геноцидом народа. Почти 10 лет длилась гражданская война между Севером и Югом (вторая Индокитайская война). Победа коммунистического Севера привела к позорному бегству за океан американских войск (вместе с многочисленными союзниками из так называемых демократических стран), которые применяли запрещенное оружие и устроили геноцид местного населения. После чего падение режима южан стало делом нескольких дней. Главную помощь восставшему народу оказал Советский Союз.
Кто только не пытался захватить Вьетнам за последние 400 лет, и с кем только не воевали свободолюбивые вьеты. Среди оккупантов были китайцы, французы, японцы, американцы. Никому из них не удалось сломить волю к победе гордого и свободолюбивого народа.
Падение Сайгона 30 апреля 1975 года привело к объединению страны. А 2 июля 1976 года его официально переименовали в Хошимин – в честь коммунистического лидера и президента Вьетнама Хо Ши Мина.
И Богоматерь Парижская, и площадь коммуны
Из кафе историк повел меня на центральную площадь, носящую название… Парижской коммуны. Почему именно так, гид ответа не знал.
Ставший ныне историческим центр застраивался, как было написано выше, французами. Они обосновались здесь со всеми удобствами. Соответственно, и Сайгон они выстраивали по собственным лекалам. Широкие проспекты и улицы засаживались деревьями и цветущими клумбами. Респектабельные гостиницы соседствовали с кабаре и театрами. Большинство и сейчас еще в строю.
Но главной достопримечательностью города был и остается Нотр Дам де Сайгон. Это точная копия французского собора Парижской Богоматери и место паломничества католиков всего мира.
Для его строительства все стройматериалы, витражи, иконостас и кресты привезли из Франции. Стоимость возведения составила колоссальные на то время 2,5 миллиона франков, вся сумма была выделена из бюджета метрополии. Освещение и открытие собора состоялось 11 апреля 1880 года. Еще через восемь лет достроили две колокольни и увековечили их крестами. Таким образом, полная высота собора в нынешнем виде достигает 60,5 метра, что на протяжении десятилетий делало его самым высоким зданием Юго-Восточной Азии.
К сожалению, в 1975 году при освобождении Сайгона вооруженные массы северян ворвались в храм и частично его разрушили и разграбили (подобное произошло в нашей стране в 1917 году в Зимнем дворце).
Сейчас внутрь попасть невозможно, поскольку там впервые в его истории проводят реконструкцию и реставрацию элементов декора и витражей.
Зато открыта вторая достопримечательность – главный почтамт Сайгона. У туристов есть традиция, не меняющаяся почти полтора столетия, отправлять отсюда открытки, телеграммы, письма, бандероли с сувенирами.
А еще с тех времен действует медицинский университет с практикующей клиникой имени Марии Кюри. А также школы, в которых учатся дети, скверы, в которых отдыхают местные жители, и кафе, в которые захаживают туристы.
Попрощавшись со своим гидом, я прогулялся до самой высокой башни в Индокитае. С высоты 79-го этажа (а это порядка 400 метров) Нотр Дам де Сайгон выглядит совсем крошечным. Зато виды всего города с такой высоты завораживают.
Жизнь проста и беспечна
Однако, чтобы лучше узнать город и понять его жителей, нужно смотреть не сверху вниз, а оказаться рядом с народом.
Как и все восточные люди, вьетнамцы одержимы торговлей. Для своих магазинчиков или ресторанчиков они используют переднюю часть своих жилых домов. Или пристраивают террасы. И торгуют всем подряд. От собственноручно изготовленных членами семьи тапочек до товаров мировых брендов.
Чтобы ощутить весь контраст местной жизни, достаточно прогуляться по местным улочкам. Только будьте осторожны. И не только в плане безопасности за содержимое своих карманов или сумочек на плече.
Самой большой проблемой является дорожное движение. И все из-за мотобайков и мотоциклов. В стране их миллионы. Легковые машины и джипы стоят настолько дорого, что для большинства населения это именно роскошь и уж потом средство передвижения. Кто помнит период позднего СССР, тот меня поймет. Поэтому без преувеличения вся страна передвигается на двухколесном транспорте. Здесь в порядке вещей, когда родители на мото везут двоих-троих детей или когда водитель перевозит объемные грузы. Местная полиция штрафует только тех, кто ездит без шлемов.
Особо охотятся представители автоинспекции за гражданами других стран (китайцами, русскими, европейцами), разъезжающими без вьетнамских водительских удостоверений. В этих случаях штрафы для нарушителей запредельные. А если еще случилась авария, то грозит наказание вплоть до уголовного.
К правилам дорожного движения местные жители, а вслед за ними и туристы относятся весьма условно. Поэтому даже на зеленый свет и по зебре надо идти крайне внимательно.
Еще несколько слов об общественном транспорте. Много лет в бывшем Сайгоне строят первую линию метро, но конца и края этим работам не видно. По всему городу курсируют автобусы, которые у местного населения не пользуются спросом из-за дороговизны и трафика. Проще добраться на такси. Велорикш практически не осталось. Зато популярностью пользуются мототакси – стоимость проезда на мотороллере (мотоцикле) в 2-3 раза дешевле, чем на авто, и едут они быстрее, объезжая все пробки. Их много, распознаются легко по зеленым накидкам и шлемам водителей.
В городе полно всевозможных закусочных и ресторанов. Присутствуют практически все кухни мира. А если у проголодавшегося человека денег немного, то можно заказать только горячую лапшу и чистую питьевую воду за 20-30 тысяч донг (60-90 рублей). Бутылка или банка пива стоит 10-12 тысяч (35–40 рублей), багет – 6-8 тысяч, порция картофеля фри – от 35 до 55 тысяч. В продаже много мяса, овощей, фруктов, рыбы и морепродуктов, изделий с рисом. Некоторые рестораны специализируются на блюдах из крокодила, змеи, акулы, саранчи и прочей экзотики. Но стоит опасаться: в том же китайском Ухане коронавирус стал распространяться именно с подобного рынка.
Третье место после множества магазинов и точек общепита по количеству на улицах города занимают массажные салоны. Для местных жителей массаж всего тела на один час стоит не дороже 100 тысяч донг (300 рублей), иностранцу то же самое может обойтись в 150, 180 или 200 тысяч.
Что касается иностранцев. Будьте готовы, что вас может остановить какой-нибудь местный житель на мотобайке с закрытым платком лицом и предложить вам марихуану или другое запрещенное удовольствие. Даже не пытайтесь с ним говорить.
Если вам нужно разрешенное удовольствие, то поблизости находятся песчаные пляжи и вечно теплое море. Можно загорать и купаться, заниматься виндсерфингом, вейкбордом или кайтингом, нырять с аквалангом или рыбачить, играть в пляжный волейбол и футбол. В этом и есть прелесть Сайгона, да и всего Вьетнама в целом.
Еще помнят…
В завершение стоит рассказать об отношении вьетов к иностранцам. Русских, как и раньше, уважают, хотя о заслугах россиян в оказании помощи в борьбе с военщиной США не вспоминают. Более того, самих американцев уже почитают, молодые вьетнамцы не знают или не помнят о геноциде и мечтают перебраться в Америку на ПМЖ. Так же как и не вспоминают местные жители о французских колонизаторах – дела давно минувших дней… Зато негативное отношение к китайцам видно невооруженным глазом. Нашим соотечественникам в их дела лучше не лезть.
Справка «В»
Хошимин расположен на юге Вьетнама в 1719 км к югу от столицы страны (Ханоя) на восточной границе дельты Меконга. Река Сайгон длиной 256 км с высоты выглядит как гигантская змея. Через нее прокинуто несколько мостов, но есть и подводные туннели. Местный климат субэкваториальный с влажным летне-осенним сезоном. Среднегодовая температура составляет плюс 28 градусов.
Согласно последней переписи в 2016 году в городе проживало 10,38 миллиона человек (преимущественно вьетнамцев и совсем немного китайцев, тайцев, малайцев, индусов). Ежегодно мегаполис посещают до 4 миллионов туристов, их возят по местным краеведческим, революционным и военным музеям. Спросом также пользуются парки и поездки на речные и морские острова с экзотическими растениями и животными. Хошимин является важным экономическим, транспортным, торговым и научным центром государства. Благодаря крупным инвестициям из наиболее развитых азиатских стран здесь быстро развиваются электронная промышленность, телекоммуникации, секторы информационных и компьютерных технологий, научные исследования.
Кстати
Все чаще россияне организуют собственный бизнес во Вьетнаме. В том числе и уроженцы нашего города.
Мои знакомые во Владивостоке попросили передать сыну гостинцы. Никита встретил меня в аэропорту, и мы с ним немного пообщались. В братской стране он впервые оказался еще студентом нашего университета на практике в конце нулевых годов. А потом и вовсе взял академический отпуск и отправился туда гидом зарабатывать деньги. Платили 500 долларов США в месяц плюс 1 доллар за каждую дневную экскурсию и добавляли небольшую фиксированную сумму в догах за аренду жилья. Сейчас у него пусть и небольшая, но уже собственная экскурсионная фирма. Он уже сам нанимает гидов, переводчиков, водителей вместе с автобусами. Возит туристов по всему Южному и Центральному Вьетнаму, а также в соседнюю Камбоджу. О том, сколько сейчас зарабатывает, предпочитает особо не распространяться.
Фото автора
Автор: Николай КУТЕНКИХ