Право на память
Почему до сих пор не установлены имена всех солдат и офицеров, погибших в августе 1945 года и захороненных в Приморье?
Увековечить память советских воинов, павших в сражениях с Квантунской армией милитаристской Японии, – такую задачу несколько лет назад поставили перед собой представители Совета ветеранов Владивостока, Союза десантников Приморья, Общественного совета предпринимателей Приморья и казачества. И не просто установить памятные, но безымянные стелы и мемориалы, а возвратить некогда утерянные имена воинов Красной армии, погибших в Маньчжурии и умерших от ран в 1945 году.
Акцию планировали завершить еще четыре года назад, 2 сентября, в очередную дату окончания Второй мировой войны.
Но, как выяснилось, до финала этой благородной миссии еще далеко.
Ничего, кроме одобрения на словах
Вся работа по поиску заброшенных захоронений наших солдат и офицеров и восстановлению их имен проводится на общественных началах, во время отпуска поисковиков-энтузиастов, на их собственные средства, а также на пожертвования.
Напомним, что газета «Владивосток» уже писала об их подвижничестве (cм. публикации в номерах за 13 апреля 2016 года «Возвращая погибшим имена» и за 6 сентября 2017 года «Эпопея лейтенанта Рожкова»).
Как рассказал «В» начальник отдела по работе с территориями Пограничного района, один из руководителей военно-поисковой экспедиции «Рокада» Анатолий Долженко, в результате акции «Вспомним всех поименно» на собранные 775 тысяч рублей увековечена память 1711 солдат и офицеров Красной армии. Всего же за четыре года поисков установлено более 2,5 тысячи фамилий советских воинов, похороненных только в Пограничном районе. Для их родственников, в основном проживающих в западных регионах России, это стало открытием. Они были уверены, что если отец (дед, прадед) пал смертью храбрых на территории Китая, то там и нашел вечный покой. Так было указано в похоронках. О том, что в конце сентября 1945 года по приказу Сталина тела советских воинов, похороненных в Маньчжурии, вывезли на родину и перезахоронили в Приморье, знали очень немногие. Извещения об этом получили не все потомки погибших.
Благодаря деятельности поиско-виков-энтузиастов 5 августа 2016 года на старом кладбище поселка Пограничного были установлены плиты с именами 153 советских воинов, погибших в августе 1945 года. А 2 сентября на мемориале «Сопка Снеговая» состоялось торжественное открытие плит с именами 1430 солдат и офицеров. На участке пограничной заставы в населенном пункте Новоалексеевка воздвигнут памятник рядовому Селиванову Степану Назаровичу. В 2017 году памятник 85 воинам, умершим от ран в госпитале, появился в селе Барано-Оренбургском. В селе Сергеевка, где в годы войны тоже был госпиталь, установлена памятная плита с фамилиями 42 солдат и офицеров, не доживших до разгрома Квантунской армии. В 2018 году в поселке Жариково на пожертвования жителей края установлен памятник летчикам 9-й воздушной армии. В 2019 году вновь обрели имена 13 воинов, похороненных в селе Духовском.
Между тем, по словам майора запаса Анатолия Долженко, до сих пор в сопках Пограничного района, где проходили бои и дислоцировались медсанбаты и госпитали, осталось много захоронений и госпитальных кладбищ. Но, где они находятся, неизвестно.
– К сожалению, в прошлом году большого прорыва в составлении нового списка погибших достичь не удалось. (Напомним: предыдущий список газета «Владивосток» опубликовала на своей странице в «Фейсбуке», и есть люди, которые нашли по нему своих родственников. – Прим. ред.) В марте мы с рокадниками ездили на 50-летие событий на острове Даманском в Дальнереченск и в Черниговский район. В годы войны в поселке Сибирцево (он тогда назывался Манзовка) размещался госпиталь, и здесь должно быть много информации по захоронениям воинов, умерших от ран. Через своих людей мы пытались выйти на тех, кто в Сибирцевском поселении занимается такими же поисками по должности или по зову совести. Я скинул необходимую информацию. В ответ – тишина. В Спасске такая же ситуация. Привезли в местный музей информации больше, чем у них было. Директор музея сказала, что все очень здорово, но в ответ я не получил от нее ни одного письма. То же самое в Дальнереченске. Все говорили, что это здорово, что это нужно, но за год ничего с места не сдвинулось, – рассказал «В» Анатолий Долженко.
В Китае – памятники, захоронения – в России
Сегодня, после поисков в Хасанском районе, Анатолий Валентинович сосредоточился на территории Китая, где осталось много могил военнослужащих Красной армии. Только в Порт-Артуре захоронено около тысячи солдат и офицеров. И это не считая погибших в Русско-японскую войну 1905 года. Как известно, существуют два списка учтенных воинских захоронений. Первый – китайский, составленный сразу же после боев в Маньчжурии. Но он неточный. Второй список – советский: был сформирован после перезахоронений на территории Приморья в конце сентября 1945 года.
Когда Долженко стал заниматься уточнением фамилий советских воинов, захороненных в Китае, оказалось, что в первичные китайские списки внесены данные погибших и умерших от ран с 1945-го по 1953 год. То есть не только при освобождении Китая от японских захватчиков, но и во время войны на Корейском полуострове, где советские военнослужащие принимали участие в качестве советников. По словам Долженко, половина списка уже отработана и выверена, на второй не хватает ни времени, ни сил. Кроме того, в китайских карточках учета фамилии погибших написаны по-китайски и по-русски. Многие с искажениями и без расшифровки инициалов. В нашей стране Петровых или Ивановых сотни тысяч, попробуй разберись, кто погребен в той или иной могиле.
– Когда после уточнения мы внесем в список полные данные погибшего, его год рождения, воинское звание, номер воинской части, то появится совершенно другая картина. Тогда люди, кто ищет своих родственников, будут понимать, где покоится их предок. Но после того, как в 1945 году провели эксгумацию и вывезли тела в Советский Союз, с китайцами очень тяжело говорить на эту тему. Они утверждают, что все тела вывезли в Приморье, а в Китае остались только памятники погибшим с указанием их фамилий. Китайцы их помнят, а у нас эти воины забыты, – с сожалением говорит Анатолий Валентинович.
Работа в Китае – это на перспективу. В данный момент больше всего Долженко интересует информация по Сибирцево. Он очень надеется, что через газету «Владивосток» поисковики выйдут на местных старожилов, которые знают, где в годы войны хоронили военнослужащих на территории станции Манзовка, и покажут это место. Тогда можно поставить там крест с фамилиями воинов. Хотелось бы, чтобы он появился в этом году – в год 75-летия Великой Победы.
Цель поисков – закончить войну
Акция «Вспомним всех поименно» продолжается, поскольку в Пограничном районе Приморского края еще много безымянных воинских захоронений. В текущем году на мемориале «Сопка Снеговая» запланировано установить две дополнительные плиты с 220 фамилиями погибших воинов Красной армии. Кроме того, в районе намечено реконструировать ряд небольших братских могил, а к 9 Мая и ко 2 сентября – открыть обновленные и вновь установленные памятники в Гнилой пади, на участке пограничной заставы в населенном пункте Новоалексеевка, в селе Решетниково и в поселке Таловом. Для завершения этих работ необходимо собрать 300 тысяч рублей. Желающие отдать дань памяти воинам Второй мировой войны и восстановить историческую справедливость могут присоединиться к акции «Вспомним всех поименно» и оказать материальную помощь поисковикам. Деньги можно перевести на номер карточки Сбербанка России 4276 3800 1868 5664, оформленной на члена инициативной группы
Андрея Викторовича Абрамова. Только не забудьте написать, от кого перевод и город, где живете. Наличные средства принимает руководитель военно-поисковой работы экспедиции «Рокада» Анатолий Валентинович Долженко по адресу: поселок Пограничный, улица Советская, 31, кабинет 105 (1-й этаж, в рабочее время, тел. 8 (42345) 210-50, тел. сот. 8924-248-62-87). Подробную информацию об акции «Вспомним всех поименно», о том, куда пошли перечисленные вами средства, можно получить через e-mail: 79242486287@yandex.ru.
Подводя черту под сказанным, можно лишь сожалеть, что в Приморье поисковая работа не поставлена на профессиональный уровень, как это отлажено в западной части нашей страны. Тем не менее Анатолий Долженко и его сподвижники уверены, что продолжат свою миссию до победного финиша. Как всем известно, война считается незавершенной, пока не будет похоронен ее последний солдат. Поэтому они должны закончить эту войну. В свою очередь, газета «Владивосток» продолжит рассказ об их поисках и об акции «Вспомним всех поименно».
Фото предоставлено Анатолием ДОЛЖЕНКО
Автор: Сергей КОЖИН