Доплыл ли Магеллан до коммунизма?
Корреспондент «В» не смог ответить на этот вопрос, так как завис над схемой Куликовского сражения
У родителей владивостокских выпускников 2020 года появилась возможность лично испытать всю гамму переживаний, которые ожидают их детей буквально через три месяца. Для этого мамы, папы и даже бабушки пошли сдавать экзамен по школьной программе.
Напомним, что Всероссийская акция «Единый день сдачи ЕГЭ родителями» проходит уже в третий раз. В прошлые годы представители старшего поколения проверяли свои знания по математике и русскому языку. В этом году – по истории.
Во Владивостоке, по данным управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации города, участие в «ЕГЭ на пробу» приняли 92 человека.
С эффектом полного погружения
Как объясняют организаторы акции, единый государственный экзамен – процедура волнительная, в том числе для родителей, поэтому одна из важных задач мероприятия – снять лишнее напряжение, связанное с подготовкой к ЕГЭ. Так вот: ничего у них не вышло. По крайней мере, по отношению лично к корреспонденту «В». Впрочем, и к другим родителям тоже, как выяснилось из опросов, проведенных позже.
Местом испытаний для нас стала школа № 77. Экзамен был запланирован на 15.00, но родственники будущих выпускников начали собираться в вестибюле гораздо раньше назначенного времени. Скорее всего, для того чтобы выговориться.
– Мой сын сдает в этом году ЕГЭ, а я пришла, честно говоря, больше для того, чтобы свои нервы успокоить, – признавалась одна из мам. – Это ведь всего-навсего экзамены. Сколько мы их за свою школьную да институтскую жизнь сдали, а вот за ЕГЭ переживаю больше, чем ребенок! Пока успокоиться не получается. Наоборот, смотрю на всю эту подготовку и еще сильней мандражирую…
Организаторы обеспечили родителям эффект полного погружения. Как и при настоящем ЕГЭ, от них потребовали прийти в школу за час до испытаний. Это чтобы без лишней суеты определиться, в каком конкретно помещении пройдет экзамен (на информационной доске у входа были вывешены списки участников с номерами аудиторий), сдать на хранение личные вещи и телефоны, найти своего сопровождающего. А еще чтобы пообщаться с другими родителями и… все-таки начать волноваться, даже если до этого был абсолютно спокоен.
Обстановка, знаете ли, способствовала: родительский ЕГЭ был максимально приближен к настоящему. Те же рамки металлоискателей, видеокамеры в аудиториях и практически поминутно выдержанная хронология действий. Уже в 14.20 собравшихся, в руках которых остались лишь паспорта и гелевые ручки, провели в кабинеты на второй и третий этажи. За десять минут до начала они получили подробный инструктаж о том, что во время экзамена делать можно и что нельзя (если кратко, то можно проносить с собой воду и еду, выходить в туалет в сопровождении, получить медицинскую помощь при необходимости; нельзя проносить с собой средства связи и пользоваться шпаргалками).
Ровно в 15 часов был вскрыт электронный тест с заданиями, минут 20 задания распечатывались. Затем последовал подробный инструктаж по заполнению бланков: для каждой буковки, циферки – своя клеточка, причем написать их нужно строго в соответствии с предложенным образцом.
Единственное отличие – протяженность экзамена. Полноценное испытание длится почти четыре часа. Родительское ограничили символическими 30 минутами. Правда, и вопросов всего было 11 против положенных 28.
Скрылась в тумане Золотая Орда…
Первые три вопроса (и с этим согласились почти все опрошенные) не представляли собой ничего сложного. Нужно было соотнести событие с личностью, например, Никиту Хрущева с XXII съездом КПСС (это тот самый съезд 1961 года, на котором Хрущев объявил, что к 1980 году в СССР будет построен коммунизм). Еще требовалось вспомнить, что было раньше: кругосветка Магеллана или отмена крепостного права. И, наконец, определить событие из предложенного текста.
А вот на четвертом вопросе все настройки сбились. По карте сражений с отмеченными границами Московского и Рязанского княжеств и Золотой Орды нужно было назвать исторические битвы (без вариантов ответа), понять, в каком веке произошли эти сражения, вспомнить название неотмеченного, но важного города и в конце еще пройти небольшой тест на понимание карты!
Лично для меня это было фиаско. Да кто из родителей нынешних выпускников помнит подробности Куликовской битвы?! Моя память выдала на-гора только дату – 1380 год. И еще с этим событием стойко ассоциировался князь Дмитрий Донской. Вот только в перечне исторических лиц, предлагавшихся в качестве вариантов ответов, никаких Донских не было. Только князья московские… Я была на грани провала. И едва ли не в последний момент в памяти всплыло: великий князь московский Дмитрий Иванович получил после победы в Куликовской битве прозвище Донской.
А неотмеченный город я так и не вспомнила…
В связи со всем вышесказанным вот вам полезный совет, уважаемые родители выпускников: настраивайте детей на то, что, если какой-то вопрос вызывает затруднение, не надо на нем зависать, как завис корреспондент «В» над схемой Куликовского сражения. Из-за этого на все следующие вопросы пришлось отвечать впопыхах.
Перестройка нам как-то роднее
Да, о следующих вопросах. Предлагалась, например, почтовая марка: нужно было определить год ее выпуска и выбрать из предложенных вариантов события, пришедшиеся на этот год. В нашем варианте была марка, посвященная 30-летию советского кинематографа. А очередным вопросом предлагалось выбрать… фильмы, вышедшие до этой даты. Предложенные варианты: «Веселые ребята», «Броненосец Потемкин», «Служебный роман», «Любовь и голуби». То есть шанс хоть на один вопрос ответить правильно у родителей был!
Во второй части шли вопросы повышенной сложности и предлагалось написать сочинение. Хотя сочинение – это, конечно, сильно сказано. Скорее, это было изложение очень лаконичных тезисов на заданную тему. Нам предлагалось порассуждать о том, что Петр I не заложил основы для стабильного и устойчивого развития экономики в России (именно НЕ заложил), приведя по паре аргументов и в пользу этой теории, и против.
В качестве аргументов «за» я вспомнила о крепостном праве и множестве войн, в которых участвовала Россия. Аргументами «против» стали создание флота, развитие горнодобывающей и металлургической отраслей, интенсивное строительство заводов, мануфактур, городов. Было бы времени побольше, можно было бы, конечно, вспомнить и государственную реформу, и присоединение новых земель. Но, честное слово, когда вы слышите «до окончания экзамена осталось пять минут», все разумные мысли исчезают в тумане…
Из общения после экзамена выяснилось, что самые собранные из родителей (или, может, просто «перешагнувшие» Куликовскую битву?) успели еще описать исторические периоды. В качестве вариантов были предложены X век, вторая половина XVIII века и период с 1985-го по 1991 год. Думаете, кто-нибудь взял для анализа первый или второй вариант? Вряд ли: вне стен аудитории эти мамы и папы активно обсуждали, что они успели и не успели написать про перестройку…
Только о результатах никому!
Да и в целом вопросы ЕГЭ и наши ответы на них обсуждались активно и весьма эмоционально.
– Лишь бы наши результаты нигде не публиковали, – переживал один из отцов. – Это же какой позор будет! У меня парень в этом году историю сдает. Так что его знания против моих посильнее будут. Не хочется мне авторитет перед собственным ребенком терять. Я, конечно, чуток подготовился перед экзаменом, Интернет полистал, но вопросы так построены, что и знающему человеку легко запутаться.
Обмен впечатлениями о пройденных тестах продолжался и на выходе из школы, и на остановке, и даже в автобусе.
– Ну какой Козельск?! – горячилась Лариса Владимировна, бабушка выпускницы, также пришедшая на «ЕГЭ на пробу». – Козельск был более чем за сто лет до Куликовского сражения, вы уж не путайте!
– Да, я тоже про крепостное право написала в качестве аргументов «за», – слышалось с задних сидений в салоне автобуса.
– А разве нужно было писать аргументы и «за», и «против»? Ой, а я только «против» написала, – сокрушался другой женский голос…
О том, насколько успешно мы сдали ЕГЭ по истории, можно будет узнать сегодня, 4 марта, на сайте управления образования мэрии или по телефону управления. И у нас останется еще три месяца, чтобы передать этот опыт своим детям.
Фото с сайта vlc.ru
Автор: Анжелина ШИЛАН