VICS прощается с 6 миллионами долларов

Восточный порт - начальная и конечная точка Транссибирской магистрали. Конечная - для Европы и начальная - для Дальнего Востока. Раньше его помпезно называли морскими воротами, открывающими путь в Россию и СНГ. Ну а сегодня положение в порту просто аховое. Ступор на магистрали дал начало мертвому сезону в международном транспортном коридоре Европа - Азия. И в это время с отчаянным заявлением-меморандумом выступил генеральный директор компании “Международный контейнерный сервис” (VICS) Радо Антолович.

29 сент. 1998 Электронная версия газеты "Владивосток" №464 от 29 сент. 1998

Восточный порт - начальная и конечная точка Транссибирской магистрали. Конечная - для Европы и начальная - для Дальнего Востока. Раньше его помпезно называли морскими воротами, открывающими путь в Россию и СНГ. Ну а сегодня положение в порту просто аховое. Ступор на магистрали дал начало мертвому сезону в международном транспортном коридоре Европа - Азия. И в это время с отчаянным заявлением-меморандумом выступил генеральный директор компании “Международный контейнерный сервис” (VICS) Радо Антолович.

Cправка. VICS - совместное предприятие, созданное компаниями P&O (Австралия), SeaLand Servise Inc. (США) и ОАО "Восточный порт". Предприятие имеет терминал площадью 380 тысяч квадратных метров, причальную линию длиной 680 метров с глубиной у причала 10,5 метра, четыре береговых крана грузоподъемностью 30,5 тонны, транстейнеры, автоконтейнеровозы, погрузчики, оборудованный склад и мастерские.

Генеральный директор VICS австралийский гражданин Радо Антолович, весьма озабоченный имиджем компании, сказал, что все сделанное за несколько последних лет для возрождения и процветания Транссиба было перечеркнуто последними событиями в России. Первый удар по ТСМ был нанесен еще в апреле-мае. В Туркмении из-за наводнения был разрушен автопереход на Афганистан. Из-за постоянных задержек грузов афганского направления предприятие потеряло 80 процентов этого грузопотока.

Забастовки шахтеров, блокировавших Транссибирскую магистраль, привели к потерям до 80 процентов всех транзитных грузов, идущих через Восточный порт. Народное волеизъявление стало народным бедствием.

Третий, всесокрушительный удар нанесен кризисом политической власти, экономической нестабильностью в стране, 300-процентной девальвацией рубля. Контейнерный терминал Восточного порта пустует, грузы из АТР идут другим, более дорогостоящим путем. Но мы с этого не имеем ни копейки.

Как выживать в такой обстановке? Перспективы более чем неутешительные. Сокращаются транзитные и импортные перевозки через территорию Приморья. Политическая нестабильность лишает предприятие надежды на иностранные инвестиции.

В августе-сентябре грузопоток, обслуживаемый VICS, упал более чем в 2 раза. В дальнейшем потери будут только расти, и вряд ли можно всерьез рассчитывать на планировавшуюся на 1999 год перевозку через порт Восточный 104 тысяч контейнеров.

Ныне VICS затягивает ремешок до последней дырочки. Предприятие намерено сократить административные и оперативные расходы минимум на 25 процентов, а в дальнейшем и вовсе уменьшить все расходы вполовину. Предполагается провести досрочное заседание совета директоров VICS в начале октября, чтобы рассмотреть очередные меры по выходу из критической ситуации.

Радо Антолович обратился к своим коллегам, работникам предприятия с просьбой соблюдать режим строгой экономии. При этом он раскрыл экономические карты: ежемесячно VICS расходует на электроэнергию и воду 13 тысяч долларов, на топливо - 10 тысяч долларов, на колеса для погрузочной техники - 8 тысяч, офисные расходы - 3 тысячи. Теперь будут работать по принципу: копейка доллар бережет.

Г-н Антолович обещает сохранить рабочие места для россиян. Очевидно, с сокращением заработной платы. Но если ситуация на Транссибе останется прежней, прогнозируемые убытки составят 6 миллионов долларов. Налоги, выплачиваемые предприятием государству, сократятся вполовину, уменьшатся международные инвестиции.

В борьбе России и Китая за транзитный грузопоток, считает г-н Антолович, у нашей страны есть потенциальное преимущество: больше грамотных специалистов, в несколько раз выше потенциал природных и технических ресурсов. На руку российским грузопереработчикам и наводнение в Китае: можно было бы решить вопрос о снижении таможенных пошлин, увеличить грузопоток и тем самым восстановить престиж Транссиба как экономически выгодного средства перемещения товаров.

У г-на Антоловича имеются в Сиднее дом и квартира. Фирма VICS для него - первый опыт работы за рубежом. И он очень надеется, что находкинский блин не выйдет комом. Радо Антолович даже намерен продлить свой контракт, кончающийся в ноябре, еще на 2 года. Но при всем уважении к российским коллегам-специалистам он дает понять: в условиях, когда испуган инвестор, без государственной поддержки не обойтись.