Морское наследие Валерия Шиляева
Во Владивостоке открылась выставка картин приморского мариниста
В 2011 году на Пиренейском полуострове проходили Дни России в Испании. Вместе с оперными и балетными спектаклями, концертами классической музыки в исполнении российских мэтров жителям Мадрида, Таррагоны, Севильи и Барселоны организаторы представили персональную выставку дальневосточника – художника-мариниста Валерия Шиляева.
Это событие могло бы остаться и незамеченным, но королевская семья Испании пожелала купить несколько живописных работ нашего земляка, сейчас они висят в официальной резиденции монарха. И тогда европейские СМИ обратили внимание на полотна мастера из небольшого рыбацкого поселка Преображение на берегу Японского моря.
Это не значит, что творчество нашего земляка было никому не известно за пределами России. К тому времени его работы приобретали и выставляли художественные галереи и музеи в нашей стране, США, Польше, Южной Корее, Японии, Нидерландах… Причем в Стране восходящего солнца экспозицию картин кораблей, не спустивших флаги перед неприятелем, разместили в музее японского флота – на броненосце «Микадо» – флагмане императорского флота начала позапрошлого века.
Картины выставлялись и хорошо покупались в нашей стране. Примечательным является то, что инициаторами проведения выставок в Москве в разные годы выступали главнокомандующий ВМС России адмирал Владимир Высоцкий и руководитель фракции политической партии «Справедливая Россия» Госдумы Сергей Миронов. Живописные работы художника выставлялись не только на столичных площадках, но и по всему Дальнему Востоку – во Владивостоке, Хабаровске, Благовещенске, Южно-Сахалинске, Петропавловске-Камчатском, Находке. Ведь именно Дальнему Востоку автор посвятил свое творчество.
В нашем городе в залах Приморского отделения Союза художников России работает мемориальная выставка «Валерий Шиляев о Дальнем Востоке» (0+). Ее открытие приурочено к 160-летию Владивостока. Более 30 картин собраны вместе из частных коллекций.
Центральной работой нынешней экспозиции является «Шхуна «Крейсерок» в Охотском море». Это было первое в регионе погранично-таможенное судно, охранявшее в позапрошлом веке тюленей и морских котиков на Командорах, Курилах и Сахалине от японских и американских браконьеров. Сама шхуна и большая часть экипажа погибли при невыясненных обстоятельствах. Первый памятник во Владивостоке в 1897 году открыли именно «Крейсерку» и его морякам. Валерий Шиляев, изучавший в государственных архивах все, что связано с этой шхуной, написал картину, которая сейчас поражает своими красками и живописными деталями.
Еще одной значимой картиной является «Отряд владивостокских крейсеров в бухте Золотой Рог. 1903». Буквально через год эти корабли отправятся к берегам вражеского государства и покроют себя неувядаемой славой, а крейсер «Рюрик» и вовсе погибнет в бою с 15 крейсерами и эсминцами противника.
Художник-маринист, член Союза художников России Валерий Шиляев более полувека посвятил изучению Дальнего Востока и его прибрежных морей. В своем творчестве один из ведущих маринистов страны показывал корабли и суда, на которых первопроходцы осваивали и охраняли дальневосточные рубежи России, в их честь названы улицы, бухты и памятные места Приморья. Среди них «Улисс», «Патрокл», «Гайдамак», «Варяг», «Память Азова», «Разбойник», «Светлана», «Алеут», «Москва», «Челюскин».
Часть сюжетов посвящена историческим событиям. В их числе амурские экспедиции Геннадия Невельского, Николая Муравьева-Амурского и Петра Казакевича. Целые серии картин отражают боевые периоды: от защиты Камчатки в 1854 году (тяжелом для России, ведь в это время государство вело Крымскую войну. – Прим. авт.) до морских сражений Второй мировой войны на Тихом океане. Для этого художник изучал исторические документы, архивы, порой тратя по несколько лет, чтобы собрать информацию для очередной картины. Много работ посвящено нынешним надводным и подводным кораблям Тихоокеанского флота. С нескончаемой любовью выписывался Владивосток в разные этапы своего развития.
Руководство нашего города предлагало ему здесь жилье. Однако художник всегда хотел жить только в построенном им самим доме на берегу моря. Только здесь он считал, что мог свободно творить и выписывать свои шедевры.
Автор этих строк более четверти века дружил с Валерием Ивановичем, часто бывал у него в гостях в Преображении. Лично мне безумно нравились его морские и прибрежные пейзажи. Их можно было сравнить только с творениями великого мариниста Ивана Айвазовского. Кстати, двух живописцев неоднократно сравнивали. Каждый из них показывал собственное море. Айвазовский писал кистью, Шиляев чаще всего использовал мастехин, хотя брал на вооружение и другую технику. Что такое пастель и масло, известно, а вот мастехин в наши дни используют редко. Это когда мазки наносятся на холст металлической лопаткой. Наш талантливый земляк был уверен, что только подобным способом можно передать мощь и силу броненосцев и крейсеров, а также бушующие волны штормового моря.
На мастер-класс к нему в Преображение приезжали начинающие художники из Владивостока и Находки, оставались в доме мастера на ночевку, а с восходом солнца уходили с мольбертами на берег моря. Вообще, гостям здесь всегда были рады. Журналисты «В» часто приезжали к нему. Помнится, однажды даже пересеклись с командующим Тихоокеанским флотом адмиралом Виктором Федоровым. Но пишущая братия заваливала к своему другу просто так – пообщаться, в баньке попариться, послушать в его исполнении оперные арии, романсы, патриотические песни (у Шиляева был прекрасный голос, и еще в юности ему прочили карьеру оперного певца).
Уже два года талантливого художника нет с нами. Он многое успел сделать. Его картины сейчас хранятся в различных музеях, картинных галереях и частных коллекциях от Мадрида до Петропавловска-Камчатского. А кто еще незнаком с творчеством Шиляева, тот может окунуться в его марину на выставке.
Фото Алексея ВОРОНИНА
Автор: Николай КУТЕНКИХ