Юрий СЕРЕБРЯКОВ: Моя "команда" - весь Владивосток
Один день до часа “Х” Владивостока. Время последнего столкновения всех “за” и “против”. Время принятия решений. Поэтому, как никогда, сейчас взвешиваешь каждое свое слово, понимая свою ответственность за все происходящее в нашей стране, в нашем крае и в нашем городе. Чего уж лукавить, в том, что сегодня у власти нередко оказываются люди бесчестные, некомпетентные (а если умные - то бессовестные), есть и вина журналистов - из корысти ли, по недоумию ли “раскрутивших” нужного кандидата. Оттого десять раз “отмеряешь”, прежде чем высказать свое мнение в пользу какого-то кандидата. Сегодня случай иной. Сегодня я без сомнения представляю читателю человека, с которым знакома более десяти лет, - кандидата на пост мэра Владивостока Юрия Михайловича СЕРЕБРЯКОВА. И со спокойной совестью подписываю этот материал.
Один день до часа “Х” Владивостока. Время последнего столкновения всех “за” и “против”. Время принятия решений. Поэтому, как никогда, сейчас взвешиваешь каждое свое слово, понимая свою ответственность за все происходящее в нашей стране, в нашем крае и в нашем городе. Чего уж лукавить, в том, что сегодня у власти нередко оказываются люди бесчестные, некомпетентные (а если умные - то бессовестные), есть и вина журналистов - из корысти ли, по недоумию ли “раскрутивших” нужного кандидата. Оттого десять раз “отмеряешь”, прежде чем высказать свое мнение в пользу какого-то кандидата. Сегодня случай иной. Сегодня я без сомнения представляю читателю человека, с которым знакома более десяти лет, - кандидата на пост мэра Владивостока Юрия Михайловича СЕРЕБРЯКОВА. И со спокойной совестью подписываю этот материал.
- Я внимательно следила за вашей предвыборной кампанией, и вот вывод - на местном политнебосклоне вы не вспыхнули яркой суперзвездой. Но день за днем, без шума, уверенно набираете свои очки.
- Я действительно не профессиональный политик, не оратор и не агитатор. Вы заметили, перед камерами чуть теряюсь, на предвыборных фото (куда без них?) немножечко напряжен... Я гораздо проще, уверенней чувствую себя в непосредственном общении с людьми. Поэтому на одну обязательную "агитсъемку" у меня приходится с десяток личных встреч. Быть может, с точки зрения завоевания популярности это не самый эффектный прием. Но поверьте, пользы для дела гораздо больше. Есть прямое общение с горожанами, есть прямой и заинтересованный разговор.
- По-вашему, предвыборная агитация - это не только себя "показать", но и "людей посмотреть"?
- Последнее для меня оказалось более важным. Вне зависимости от конечного результата я считаю этот предвыборный марафон очень нужным с точки зрения понимания - а что же происходит с нами и с нашим городом? Почти сотня встреч за неполный месяц с самыми разными коллективами - от рабочих до академиков...
- И главный вывод кандидата в мэры?..
- Главное - я почувствовал, что при всей нашей непомерно тяжелой жизни в людях жива надежда на то, что все у нас в конце концов получится. Хотя ощущается и некоторая усталость, добрая ностальгия по старым, менее "р-р-революционным" временам. Когда Владивосток был для горожан добрым, надежным, уютным домом. Люди вспоминают местное "коммунистическое" руководство - Чернышова, Аверкина, Нечаюка... Причем не хают, с благодарностью вспоминают. Вы не поверите, но с такой теплотой говорят о некогда "клятых" коммунистических субботниках, когда полгорода в добровольно-принудительном порядке высыпало на сопки и выщипывало ненавистные одуванчики! Оказывается, была в этом какая-то объединяющая всех сила!..
- Неужели исключительно ностальгия? Мне кажется, город настолько политизирован...
- Я удивлен был, но собственно о политике избиратели говорили немного. Скорее, для формы спрашивали про Черепкова и про отношение к губернатору Наздратенко. Похоже, все наши конфликты-скандалы больше волнуют самих политиков, да вашего брата - профессионально. Как оказалось, людей интересуют более житейские темы. Все те же проблемы городского хозяйства, все те же тепло, вода и свет...
Радует и обнадеживает то, что люди настроены очень доброжелательно по отношению к кандидатам. Практически никакой агрессии, никаких подвохов в свой адрес я не встречал. И категорически не согласен с утверждениями, будто наш город - больной. Это политики наши больны, а с Владивостоком, с его горожанами - полный порядок.
- И все-таки, не чувствовали некоторого предубеждения со стороны людей к вам как к предпринимателю, представителю "новых русских"...
- Давайте уточним - к представителю новых русских промышленников. Только так. Потому что сегодня в головах зачастую путаница, всех подряд называют бизнесменами и предпринимателями. Какой я, к черту, бизнесмен! Бизнесмен - это "купил-продал-заработал". Я не "делаю деньги" - я делаю дело, и люди прекрасно видят разницу.
Еще на заре "новой эры" многие знакомые и коллеги бросились сколачивать капитал, торгуя и перепродавая. Я начал строить завод. Говорили: ты, Юра, дурак. Но время нас рассудило.
- Тем не менее и сейчас вам порой задают вопрос: как это так - на воде зарабатывать?
- На воде зарабатывать можно. Еще небезызвестный Александр Иванович Корейко с двух обыкновенных бочек, наполненных водопроводной водой, имел чистый доход "четыреста тысяч золотых рублей ноль ноль копеек" (кстати, и сегодня такие умельцы не перевелись, они называют это "бизнесом"). Повторю - я промышленник, и в доказательствах мое утверждение уже не нуждается. Нашу продукцию - "Монастырскую" - давно оценили и в России, и за рубежом.
- Дело делом, но к деньгам-то вы как относитесь? Вы состоятельный человек (у нас ведь таких тоже не очень любят)?
- Потенциально я человек богатый, я владею контрольным пакетом акций ряда серьезных предприятий. Но подчеркну - созданных при непосредственном моем участии.
- И все атрибуты состоятельного человека у вас в наличии? Вилла, яхта, личный счет в зарубежном банке?
- У нас извращенное представление о состоятельном человеке. Ни счетов, ни яхт, ни виллы - не до этого пока. Все мое состояние в производстве, хватило бы, чтоб подняться после вот этой финансовой катастрофы... Что касается моей квартиры, то ее история вообще анекдотична. До позапрошлого года жил с семьей в двухкомнатной квартире обычного панельного дома. Как-то зашел в гости знакомый японский предприниматель, после чего его переводчик и задает вопрос: в каком бы районе Владивостока господин Серебряков хотел бы жить? Мол, японский гость готов сделать российскому промышленнику "презент". На следующий день на совете директоров состоялся крутой разговор - меня фактически обязали переехать в более подходящую президенту компании квартиру, чтоб не позорить фирму.
Вообще же миллионер - это не количество денег в кармане (хотя в России это зачастую именно так), это недвижимость, это оборотный капитал, которым человек управляет. У меня вообще никогда не было страсти "заработать" - было желание что-то построить. То есть деньги не цель, деньги - средство для какого-то достойного дела. И это единственно верное отношение к ним.
- Хватит о деньгах, давайте о душе. Старых друзей со своим новым статусом не растеряли?
- Друзья у меня все старые, новых не появилось. Люблю изредка рюмку выпить с мужиками, с которыми еще на "Металлисте" работал...
- В таком случае как вы расцениваете известную фразу экс-премьера Кириенко: "Бизнес, основанный на дружбе, - плохой бизнес. Дружба, основанная на бизнесе, - хорошая дружба"?
- Доля цинизма в таком утверждении, конечно, есть - это слова холодного прагматика. Я же предпочитаю вообще эти вещи не путать. Дружба - дружбой, а дело - делом.
- Значит ли это, что когда речь заходит о бизнесе, о деньгах, все товарищеские отношения "побоку"?
- Я сожалею, что вы так меня поняли. Бог свидетель, но в случае необходимости все мои возможности, все мои личные средства - полностью в распоряжении друзей. Они это подтвердят. Но на работе (и друзья подтвердят это также) я с них спрошу в три раза строже, чем с любого другого работника.
- То есть кумовства и семейственности (в случае вашей победы на выборах) в мэрии можно не опасаться?
- Принципиальных различий в организации дела - будь то производство или городское хозяйство - я не вижу. По формированию коллектива, по кадрам, по определению приоритетов...
- И главный приоритет...
-... человек. Житель нашего города - от младенца до глубокого старика. Мэр отвечает буквально за всех, это первая его обязанность. И если бы передо мной стал вопрос, что в первую очередь делать - построить шикарную развязку или расплатиться со "скорой", накормить пациентов больниц и детишек из Дома ребенка, я бы без сомнения выбрал последнее. Хотя это не так эффектно и лавров градоначальнику не сулит. А развязки... дело, конечно, доброе, но, уверен, жители города согласились бы подождать.
Я вообще остерегаюсь строить какие-то прожекты, обещать избирателям мосты к островам и прочие грандиозные стройки - будут деньги, поверьте, мы все построим. Пока же наша задача скромней - сделать наш город просто удобным для жизни. Чтоб улицы чистыми были, по ночам бы горели везде фонари и гуляли непуганые прохожие. Чтобы в каждом доме было необходимое - тепло, вода и свет.
- Кстати, в своих публичных предвыборных выступлениях вы достаточно лояльно отзываетесь о главном своем сопернике Викторе Черепкове. Не раз подчеркивали то полезное, что мэр для города сделал, и высказывали готовность все добрые его начинания поддержать. А вот чего вы в принципе в нынешней городской власти не приемлете?
- Мы с Черепковым в принципе люди разные. Как мне кажется, для него горожане - лишь средство. Средство, чтоб доказать что-то и окружающим, и самому себе. И дороги мостятся им - не для Сидорова-Иванова-Петрова, воду в дом подают не для них. Не для них чистят город, не для них устраивают гулянья... Потому что в центре всех этих "свершений" - он один, мэр-борец Черепков. А вокруг вакуум.
Мне вообще зачастую кажется, что не он для города, а Владивосток для него. Это в чем-то напоминает цирк, где посреди арены этакий гимнаст, демонстрирующий свои доблести и срывающий аплодисменты. Публика - это все мы, горожане: то в ладоши похлопаем, то зевнем, то посмеемся, то цветами осыплем... Но ведь жизнь города - это не цирк. И я глубоко убежден: пока граждане будут чувствовать себя лишь зрителями, лишь статистами - нам Владивосток не поднять. Я опять возвращаюсь к тем "застойным", но во многом для города добрым временам, когда мы не всегда и знали имя председателя горисполкома, но все ощущали себя хозяевами своего города. Все вместе выщипывали злосчастные одуванчики, все вместе чистили улицы, мыли, красили здания... Не всегда это было приятно нам, зачастую поругивали власть. Но согласитесь, именно это и рождало чувство хозяина, чувство собственной сопричастности к городу.
Возродить это чувство - добрая цель. И когда меня спрашивают сегодня о моей будущей команде, я отвечаю - в идеале это весь Владивосток.
Автор: Марина ЛОБОДА, обозреватель "В"