Никому ничего не обещаю
Вот вынес эту фразу в заголовок и сам испугался: как же так, ведь стержень любой избирательной кампании - особенно судя по тому, как они проводятся в последние годы, - как раз в том и состоит, чтобы “выдать на-гора” как можно больше самых разнообразных посулов и заверений. Зарплату, дескать, выдам поголовно всем чуть ли не завтра, слово “безработица” можно будет вычеркивать из языка, построим мост через Золотой Рог, а заодно и космодром на Русском острове... Чем не Нью-Васюки?..
Вот вынес эту фразу в заголовок и сам испугался: как же так, ведь стержень любой избирательной кампании - особенно судя по тому, как они проводятся в последние годы, - как раз в том и состоит, чтобы “выдать на-гора” как можно больше самых разнообразных посулов и заверений. Зарплату, дескать, выдам поголовно всем чуть ли не завтра, слово “безработица” можно будет вычеркивать из языка, построим мост через Золотой Рог, а заодно и космодром на Русском острове... Чем не Нью-Васюки?..
...Но потом подумал: а что, собственно, обещать? И зачем? А если не получится - как тогда людям в глаза смотреть? Я ведь, хоть и человек еще достаточно молодой - мне едва за 40, - но жизнь уже повидать успел и кое-что в ней понимаю. В серьезных избирательных кампаниях участвую в 3-й раз. В 93-м, помню, назначены были впервые в новой истории Владивостока выборы мэра. Участвовало тогда нас в “забеге” - напомню тем, кто подзабыл, - 19 человек. Во второй тур вышли мы вдвоем с Виктором Ивановичем Черепковым. Пришло на повторное голосование чуть больше 30 процентов избирателей. Черепков получил 18 процентов, я - 13. Вот и весь сказ, что было дальше - все помнят. А я помню, что и тогда никому ничего не обещал. Может, и проиграл поэтому?..
В 95-м, правда, снова были выборы, теперь уже депутатов Государственной думы. Кто-то шел по партийным спискам, кого-то откровенно поддерживала власть... И меня опять люди выдвинули - как самостоятельного, независимого кандидата. И снова мы схлестнулись с Виктором Ивановичем. Но теперь уже на выборы пришло более 60 процентов избирателей по нашему округу. Избрали меня депутатом с большим отрывом от ближайшего преследователя. Хоть опять ничего никому не обещал.
Видит бог, вспоминаю об этом не из какого-то хвастовства. Да и наперед не загадываю. Понимаю только, что правила игры за последнее время существенно изменились. Может, я устарел, может, мои взгляды на собственное поведение, на глупые заигрывания с избирателями стали несколько старомодными. Сейчас, может быть, и надо давать клятвы, что все городские проблемы будут именно тобой решены в одночасье; сейчас, наверное, модно без устали показывать, какие сильные у тебя рекомендатели, какие люди стоят за тобой. Но ведь стоящие за тобой - это еще не ты сам. Не говоря уж и о том, что за спиной могут стоять такие, про которых в народе обычно говорят: “Еще парочку таких друзей - и никаких врагов не надо...”
За мной никого нет. Я имею в виду из сильных мира сего. Зато за мной есть около тысячи человек, работающих в системе предприятий “Дальроссо-групп”, равно, я думаю, как и члены их семей, - ведь наши работники свою зарплату получают регулярно, независимо от того, какой на дворе политический климат - кризис или оттепель... Хотя и им тоже - нашим сотрудникам - никто никогда ничего не обещал и не обещает. Кроме одного: будем нормально, с полной отдачей, добросовестно и эффективно работать - будем достойно зарабатывать, будем жить как люди. Пока у нас это получается. Компания существует уже 10 лет и уверенно смотрит в будущее, продолжает активно развиваться. А между тем в нынешних условиях - условиях так называемого дикого рынка - 10 лет это совсем немало. Вспомните, сколько за это время возникало новых громких названий - Дальсо, Дальэко, АКФЕС - перечислять можно до бесконечности. Где они все сейчас? Испарились-растворились. Потому что принцип и создания, и существования этих однодневок был, мне кажется, один: хапнуть денег - и в сторону. Как у того же, будь он неладен, Приморского продовольственного благотворительного фонда (у меня, к слову сказать, по этому поводу куча писем от избирателей, я отправил ряд запросов и в прокуратуру, и в силовые ведомства; вот здесь-то уж единственное, где могу обещать - я этого дела так не оставлю, когда с иконкой на груди уворовывают народные деньги). У нас в компании подход другой: все, что ни делается, - всерьез и надолго. У нас и поговорка своя на этот счет есть: “Мы не шутим!”. Поэтому и заработанное вкладываем не в яхты, виллы и прочую роскошь, а в серьезное строительство и расширение сети наших предприятий.
Мне кажется, и в городе, в городском хозяйстве в целом должно быть так же: продуманная, нормальная работа с обязательной нацеленностью на конкретный результат. При этом, конечно, какая бы главная цель ни стояла, она ни в коем случае не должна заслонять более мелких, на первый взгляд, задач. К чему это я? Да к тому, что я, например, глубоко убежден, что мэр делает очень важное и большое дело, реконструируя дорожную сеть и строя развязки и переходы. Но я ничуть не меньше убежден и в том, что это ни в коем случае нельзя делать ценой разрушения коммунальной системы, конфликтов со “Скорой помощью”, энергетиками и так далее.. Необходим разумный баланс, реалистичный, я бы даже сказал, прагматичный взгляд на вещи. Кстати сказать, “прагматизм” был любимым термином китайцев, когда они начинали свои реформы. Мы тогда посмеивались. А теперь посмотрим: где они и где мы?.. Причина, мне кажется, проста: можно трезво смотреть на мир и исходя из этого действовать; а можно, как это почему-то у нас принято, или строить фантастическое громадье планов, или работать в режиме аврала. Отсюда все наши несчастья и беды последних лет, от отсутствия спокойной и взвешенной оценки: в какой ситуации мы оказались, что предстоит сделать, в какой последовательности.
...Мне тут, было, подсказывали: включи в свою программу обязательное стремление построить мост через бухту. Я понимаю, что это - престижно. Я понимаю и то, что человек, который это сделает в реальности, навсегда войдет в историю города. Но понимаю и другое: даже говорить об этом сегодня по меньшей мере преступно. У Владивостока и его жителей - детей и стариков, учителей и врачей, коммунальщиков и других бюджетников - сегодня огромное количество куда более животрепещущих проблем. Вот их-то решение и сделает честь любому градоначальнику. Может, в историю и не войдешь, но зато самому перед собой не стыдно будет.
Есть, правда, у этой медали и обратная сторона. Ко мне часто приходят просители, которые в разных вариантах повторяют одну и ту же песню: ты богатый человек, у тебя богатая компания - помоги же и нам. Да, я не бедный человек. И компания работает достаточно стабильно. Но я категорически против такого подхода. Не из жадности - все с собой в могилу не утащишь. Просто убежден, что любая помощь, поддержка должны быть адресными, конкретными. И уж никак не привязанными к неким политическим событиям. С полгода назад, когда никакими выборами еще и не пахло, я приобрел и передал в дар больнице ветеранов медицинское оборудование на 20 тысяч долларов. (Если кто-то думает, что для меня такие суммы нечувствительны, - ошибается.) Наша компания содействовала открытию в ДВГУ кафедры страхования, учредили и постоянно выплачиваем наиболее толковым студентам именную стипендию. По мере сил стараемся поддерживать некоторые детские учреждения, в первую очередь имеющие дело с сиротами.
Такие акценты не случайны. Я понимаю, что сегодня всем трудно. Но помогать нужно, в первую очередь, старым и малым. Взрослый, работоспособный человек, как бы ему ни было тяжко, может как-то выкрутиться, подзаработать, найти применение своей голове и рукам. Старики и дети такой, если хотите, роскоши лишены. Первые - это наше “вчера”, вторые - наше “завтра”. Ну а “сегодня” как-нибудь, сцепив зубы, переживем. Такой подход, думаю, должен быть и в масштабах всего города.
...Недавно с помощью газеты участвовал в “Прямой линии” с читателями, избирателями. Спасибо всем, кто позвонил. Спасибо тем, кто высказал слова одобрения и поддержки. Но мне, честно сказать, куда более важными показались вопросы жесткие, колючие, нелицеприятные. Ни в коей мере не рассматриваю авторов этих звонков как своих противников; куда лучше, когда человек не держит, а выплескивает то, что у него на душе, когда с ним можно объясниться. Спрашивали, например, почему это у нас такая солидная компания, не иначе как что-нибудь украли у народа. Иначе. Мы работаем в страховом бизнесе, где ничего не украдешь, а вот потерять можно при неразумном хозяйствовании все и сразу. Мы не участвовали в грабительской приватизации, не ворочали и не ворочаем пакетами акций бывших государственных предприятий, в одночасье ставших собственностью директоров или еще каких-то богатых дядей. Не прячем своих доходов и не скрываемся от налогов. Ведь “Дальроссо” уже 10 лет на виду, за это время было столько всевозможных ревизий и проверок - и по линии страхового контроля, и КРУ, и налоговой инспекции, и налоговой полиции - всего и не счесть. И всегда все чисто. А если, оборони господь, и было бы что - представляете, сколько бы уже об этом было писано-переписано?..
Спрашивали - и довольно резко - о моей деятельности в думе. Что тут сказать? Если кто-то надеялся, что я буду московским ходоком по чьим-то личным интересам, то увольте, этот человек голосовал за меня зря. Для этого существуют депутаты местных выборных органов власти - краевой думы, сейчас, очень надеюсь, сформируем и городскую. И есть Государственная (!) дума с государственными интересами. Я с первого дня работаю в думском комитете по бюджету, налогам и банковской политике. Работа, может, и незаметная - если, конечно, о ней не трезвонить без устали, - но и силы, и время забирает целиком. А с другой стороны, и опыт дает огромный. В первую очередь опыт работы с бюджетом - его наполнение, формирование и использование. Тоже, кстати, думаю, вещь для такого города, как Владивосток, очень немаловажная. Как, впрочем, и проведение разумной, сбалансированной налоговой политики, и многое, многое другое.
...В последнее время друзья, знакомые часто меня спрашивают: зачем тебе это все надо? Действительно, зачем? Деньги меня не интересуют, я заработал и на себя, и на детей. Политический статус тоже не главное: депутат Госдумы - не последний человек в России. Карьера? Говорить об этом в сорок с лишним как-то смешно. Но тогда - что?
Я долго (в предвыборную кампанию включился-то ведь одним из последних) размышлял над этим вопросом после того, как пришли люди и сказали: Владимир Николаевич, хотим снова выдвинуть тебя на должность мэра. А потом подумал: вопрос не ко мне, вопрос к избирателям - к тем, кто оказал мне доверие на первых выборах в 93-м году, кто решительно поддержал на вторых в 95-м, кто через пару дней, 27 сентября, несмотря ни на что, пойдет на избирательный участок и проголосует за нормальную жизнь - без истерик и скандалов, без отключений света и воды; за спокойные и вдумчивые решения и за их такое же спокойное воплощение в жизнь. Может быть, мои силы и знания будут востребованы горожанами.
Я нахожусь в том возрасте, когда еще достаточно здоровья и уже накоплен серьезный опыт - жизненный, образовательный, производственный. Я трепетно отношусь к Владивостоку. Но без слюнявой любви, а скорее как к товарищу, который попал в тяжелое положение и нуждается в моей поддержке, помощи, участии. Да и как иначе, если именно в этот город я приехал четверть века назад деревенским пареньком, здесь впервые примерил тельняшку и закончил мореходку, отсюда уходил на долгие месяцы в море и к этим самым причалам возвращался как к родному дому, здесь служил опером в уголовном розыске, здесь учился на юридическом факультете университета, здесь создал свое дело, осваивая все специальности сразу - и бизнесмена, и экономиста, и строителя... Здесь живут моя семья, мои друзья и коллеги, а главное - мои избиратели. Слово “главное” говорю, поверьте, без рисовки и позы. Потому что с подавляющим большинством тех, кто за меня проголосовал 5 лет и 3 года назад, я лично - что совершенно естественно - незнаком. Но эти люди мне поверили и верят. Так как же это может не быть главным?!
Поэтому я иду на выборы.
Автор: С уважением ваш депутат Государственной думы Российской Федерации, кандидат на пост мэра города Владивостока Владимир ШАХОВ