Любимого кота много не бывает

История усатого-полосатого толстяка из Владивостока может повлиять на изменение правил авиаперевозки животных

27 нояб. 2019 Электронная версия газеты "Владивосток" №4614 (6319) от 27 нояб. 2019
5.jpg

Обаятельный гладкошерстный флегматик по кличке Виктор, тот самый «толстый кот», которого не пустили в салон самолета из-за перевеса (десять кило вместо разрешенных восьми), на несколько недель стал самым популярным животным в России и, пожалуй, в мире. О его приключениях в московском аэропорту написали все: и местные, и федеральные издания, и зарубежные информагентства. Это именно тот случай, когда говорят: наутро он проснулся знаменитым. 

А на днях появилась новость о том, что министерство транспорта рассмотрит возможность введения доплаты за перевозку домашних животных, чей вес превышает норму для провоза в салоне самолета. Как сообщил Интерфакс, пересмотреть эти правила на фоне инцидента с котом Виктором ранее попросил глава комитета Госдумы по экологии Владимир Бурматов. По его мнению, хозяин должен иметь возможность заплатить за перевес и взять питомца с собой на борт в том случае, если состояние здоровья животного не позволяет сдать его в багаж. Таким образом, история с котом Виктором не только стала одной из самых обсуждаемых в России, но и запустила целый законодательный маховик.

Слава упитанного зверя из Владивостока продолжает греметь. В эфире вечернего шоу на VBC «Чай, котики, рок-н-ролл» хозяин «толстого кота» Михаил Галин рассказал, как они с питомцем справляются с испытанием медными трубами, а ветеринарный врач Светлана Глазырина объяснила, как надо правильно перевозить домашних животных в самолете, чтобы им было комфортно и правила не были нарушены.

Шаг отчаяния

– Михаил, расскажите вашу историю еще раз для тех, кто, возможно, все пропустил. Что же произошло с котом в аэропорту и как вы обрели такую популярность?

– У меня был рабочий контракт в Латвии, я переехал туда на два года вместе со своим котом. И вот пришло время возвращаться – по маршруту Рига – Владивосток с пересадкой в Москве. До столицы долетели без препон со стороны авиаперевозчика. Но коту перелет дался тяжело. Он очень плохо себя чувствовал, его тошнило. А нам предстоял еще восьмичасовой перелет. 

В Москве мы прошли ветеринарный контроль. На взвешивании нам сказали, что кота необходимо отправить в багаж: он не проходит по нормам, на два килограмма больше. Я не мог согласиться с таким вариантом. Посчитал, что не имею морального права так рисковать жизнью питомца. Он еле одолел один час от Риги до Москвы, а восемь часов до Владивостока стали бы для него настоящей пыткой и могли завершиться плачевно. 

  Увы, представители авиакомпании не пытались пойти навстречу, не предлагали альтернативных вариантов. Только в багаж! Тогда я вернул билет и стал думать, что делать дальше. В итоге сделал так: купил новый билет, нашел через соцсети кошку меньшего веса, взвесил в аэропорту ее, а потом пересадил в переноску Виктора.
– Вы провезли кота, подменив его на регистрации подставным, чем явно нарушили правила транспортировки животных. Как сами расцениваете свой поступок?

– Все мы хотим жить в правовом государстве, и правила нарушать нельзя ни при каких условиях. Я в данной ситуации однозначно не прав. Признаю это. Существовали риски, и я заранее был готов понести наказание. Лишился всех бонусных миль. Но я оправдываю себя тем, что другого выхода просто не нашел. Это был шаг отчаяния. 

– Совесть грызет немного, что поступили неправильно?

– Сейчас на фоне нашей истории в правительстве продвигают законодательные инициативы, посвященные упрощению правил перевозки животных в салонах самолетов. Если эти проекты получат продолжение, я перестану терзаться тем, что поступил неправильно…

– Как изменилась ваша жизнь после обрушившейся на вас с Виктором популярности?

– Звезда у нас – кот. Я у него что-то вроде пресс-секретаря, – смеется Михаил. – Сейчас мне больше хочется нормально поесть и выспаться. Последние две недели с этим было сложно. Надеюсь, что ажиотаж спадет. А пока пиковый период – это день, когда начинается активность российских СМИ. К вечеру стартуют звонки европейских СМИ. А ночью и ранним утром звонят американские журналисты. В отдельные дни удавалось поспать часа полтора, не больше. 

Корвалол в помощь

– Светлана, вопрос к вам: существуют ли обстоятельства, при которых животное ни в коем случае нельзя сдавать в багаж? 

– Проблематично перевозить самолетом собак и кошек с плоскими мордами, потому что у них генетические нарушения кровообращения, работы дыхательной и сердечной системы. Резкий перепад давления в салоне и в багажном отсеке для них может стать летальным. Как и для людей с проблемами сердца. Бывали случаи, когда даже при коротком перелете те же пекинесы просто не выживали. Тут ответственность целиком лежит на хозяевах, которые, реально понимая, что есть опасность, пользовались самолетами. Сейчас большинство авиакомпаний запретило перевозить таких животных хоть в салоне, хоть в багаже. Хозяева берут билет на поезд.

– С пекинесами, мопсами и другим плоскомордым зверьем понятно. А при каких заболеваниях животных лучше не брать с собой на борт? 

– Тут все как у людей. Если имеются сердечные заболевания, насморк, эпилептические припадки, нарушения дыхания, кровообращения головного мозга и так далее, ответственный хозяин сначала идет в ветеринарную службу, обследует животное, готово ли оно к перелету, и только при положительном ответе отправляется в аэропорт.

– Сейчас на фоне истории с котом Виктором в обществе ведется дискуссия, справедливо или нет перевозить животных в багаже. Многие считают, что питомцы должны весь путь быть вместе с хозяевами, чтобы не нервничали. Но действительно ли перелет для них проще, если человек рядом? 

– Есть ряд мелких собачек – йорки, тойтерьеры и так далее, которые настолько привязываются к хозяину, что даже небольшая разлука может привести к припадку и сердечному приступу. Они на физическом уровне не могут существовать без хозяина. 

С кошками все по-другому. Это самодостаточные животные. Конечно, с определенными оговорками. Кошка, если она привязана к хозяину, спокойно может прожить без него неделю и только потом начать скучать, ждать у двери. На сердечной деятельности это никак не сказывается. Кошки более адаптированы к одиночеству. Несколько часов, проведенных без хозяина, никак на них не отразятся. Можно в переноску положить какую-нибудь вещь с запахом владельца, любимую игрушку и так далее. Им будет намного спокойнее. 

– Как подготовить животное к перелету?

– В первую очередь надо выяснить правила перевоза животных в той стране, куда вы летите. Бывает так, что человек отправляется в Японию и берет с собой питомца, не зная, что у них там карантин сроком в месяц. То есть после того, как животное приземлится, оно еще 30 дней проведет в аэропорту под наблюдением ветеринаров. Такие моменты следует уточнять перед вылетом, чтобы не стать заложниками ситуации. 

В остальном многое зависит от самого животного. Некоторые хозяева дают питомцам успокоительное, чтобы они не переживали. Если животное импульсивное, с сердечными проблемами, таким можно дать корвалол. Первый раз – за три дня до вылета, второй – за час до объявления посадки. Если животное возрастное или у него есть хронические заболевания, лучше заранее обследоваться у ветеринара – нет ли осложнений. 

Вашего кота и тут и там показывают

– Михаил, как вы с Виктором справляетесь с упавшей на вас славой? Тяжелы медные трубы?

– Пока чувствую только усталость. Но интересно. На улице подходят. Чаще узнают с котом, но сегодня узнали, например, и без кота. Парковался возле дома. Подошла барышня, долго на меня смотрела, потом сказала: «Хайповать научился, а парковаться – нет». Такая вот слава, – смеется Михаил.

– Сейчас у вас много поклонников в Сети. О чем вам обычно пишут? 

– В основном задают вопросы о коте и ситуации в целом. А один молодой человек поинтересовался, что у меня за кроссовки на фотографии, где я стою с котом в аэропорту. Помню еще очень милую историю, которую мне поведала учительница младших классов из Польши. Она написала, что на уроках истории рассказывает ученикам о том, что происходит в мире, о новостях и событиях. В том числе и о моем случае с котом. После этого рассказа у всего класса поднялось настроение, и они очень хорошо написали контрольную работу. Такая трогательная история… 

– А еще ваш случай расколол Интернет на два лагеря. В первом вас с котом целиком поддерживают. Во втором, наоборот, осуждают и утверждают, что списание бонусных миль – наказание, которое последовало от авиакомпании, было справедливым. В каком аспекте эта история обсуждается сейчас?

– История взаимоотношений «пассажир – авиаперевозчик» себя полностью исчерпала. Но сам случай и его широкая огласка, как я понимаю, вскрыли другие важные темы. В частности, Минтранс заинтересовался нашей историей и сейчас продумывает вопрос о том, чтобы дать возможность пассажирам, провозящим с собой питомцев, доплачивать за их сверхнормативный вес. У нас ведь как? За багаж, если он тяжелее нормы, можно доплачивать. А за животное нельзя. Есть опция, когда багаж можно провозить на отдельном пассажирском сиденье. А вот животное нельзя. И хорошо, если законодатель рассмотрит эту проблему и попытается ее решить. 

– Многие думают, особенно глядя на фотографии, что у вашего кота ожирение и вам бы стоило больше внимания уделить здоровью животного, а не соцсетям? 

– По поводу завоевания популярности в Сети: у меня никогда такой цели не было. А кот мой на диетическом корме. Если у него и есть лишний вес, то минимальный. Просто кость широкая. 

– У вас есть фотография, на которой кот смотрит в иллюминатор. Но по правилам запрещено доставать животных из переноски: они могут убежать, причинить другие неприятности, вызвать аллергию у пассажиров.

– Об аллергии. У всех перевозчиков есть правило: если на рейс регистрируется человек с аллергией, то либо животные в салон не допускаются, либо их провоз согласовывается в отдельном порядке. В крайнем случае у меня с собой всегда есть антигистаминные средства. И первое, что я сделал, сев на свое место в самолете, – спросил соседей, есть ли у них какие-то проблемы с животными.

А сфотографировались мы еще до взлета, пока люди размещали багаж на верхних полках. Все время полета кот, как и положено, сидел в переноске. 

– Ваш кот успел попасть во все таблоиды, радио, СМИ. Какова его дальнейшая судьба в качестве ньюсмейкера? Появится ли у него свой блог? 

– На самом деле меня до сих пор удивляет повышенное внимание к данной ситуации. Мне оно кажется преувеличенным. Звонили даже ведущие BBC World News – провел с ними прямое включение по Интернету. 

Я считаю, что любой хозяин в похожей ситуации к своему питомцу отнесся бы точно так же: искал бы варианты, чтобы его нормально довезти, а не играть в рулетку – выживет он или нет в багажном отсеке. У меня не было цели популяризации и монетизации славы кота. Если будут какие-то интересные предложения, я, конечно, их рассмотрю, но вся эта история – она не про деньги. 

Фото Андрея МИХАЙЛОВА / РИА VladNews

 

Автор: Михаил НЕЩЕДРИН