Не ждите крика о помощи. Помогите заранее

Почему растет число детских суицидов и как предотвратить трагедию

13 нояб. 2019 Электронная версия газеты "Владивосток" №4606 (6311) от 13 нояб. 2019
16.jpg

Количество попыток подросткового суицида выросло в 1,8 раза – такова статистика за девять месяцев нынешнего года по сравнению с аналогичным периодом года прошлого. К сожалению, почти в два раза увеличилось и количество завершенных попыток самоубийства.

Эти данные стали поводом для психиатров поднять проблему детских самоубийств на общегородском родительском собрании, прошедшем во Владивостоке.

Умирать не хотят. Хотят изменить ситуацию

– У детей и подростков свои особенности суицидального поведения, – объясняет заведующая кризисно-адаптационным центром «Мир ребенка» Марина Божок. – Вы только вдумайтесь: лишь в 10 процентах всех законченных самоубийств действительно присутствовало желание умереть. В остальных 90 процентах суицидальное поведение подростки использовали как крик о помощи. Дети и подростки совершают попытки ухода из жизни не для того, чтобы умереть, а чтобы изменить ситуацию вокруг себя. Но из-за того, что ребенку трудно просчитать ситуацию, эти демонстративные попытки зачастую заканчиваются трагически.

К тому же у детей еще не сформировано представление о необратимости смерти. В своих фантазиях о собственном уходе ребенок представляет, как окружающие переживают и страдают, а он наблюдает за этим и оценивает их любовь к себе, а закончится-то все хорошо: он останется жив.

– Это опасное состояние, которое дает разрешающую установку предпринять попытку самоубийства, – утверждает Марина Васильевна. – На приемах у наших специалистов подростки часто заявляют: им хотелось бы посмотреть, как другие отреагируют на их смерть. 

Зачем вести детей на кладбище?

В формировании такого «интереса» виноваты и мы, родители.

– Мы перестали брать детей на кладбище, когда ходим туда поминать родственников, – констатирует главный врач краевой детской психиатрической больницы Анастасия Горохова. – Возможно, мы пытаемся защитить их от страданий, от мыслей о смерти. Но в итоге они не знают, что смерть человека причиняет его близким горе. 

Из-за того, что у детей мало опыта переживания, страданий, им кажется, что их ситуация исключительная, а их душевная боль никогда не кончится. А тут еще и взрослые не в состоянии оценить масштаб детской трагедии. И в самом деле, что у ребенка может серьезного случиться? А для их неокрепшего эмоционального интеллекта достаточно и малости (по нашим взрослым меркам), чтобы шагнуть за грань.

Порезаться, чтобы почувствовать себя живым

Несколько лет назад на подростковых аккаунтах в соцсетях можно было видеть фотографии с резаными запястьями. В последнее время этот тренд исчез. Но это не значит, что дети перестали наносить себе увечья. Сейчас они режут те места, что закрыты от глаз посторонних: подмышечные впадины, живот, бедра. Причиняя себе физическую боль, дети пытаются справиться с болью эмоциональной, или, как они сами признаются, почувствовать себя живыми.

– Подобное деструктивное поведение – порезы, удары головой об стену – лишь подтверждает то, что эмоциональный интеллект у подростка находится на очень низком уровне. Современные подростки не в состоянии даже дифференцировать свои чувства: вот плохо мне, и все. А почему плохо и в чем это «плохо» выражается – здесь тупик, – рассказывает Марина Божок. 

– Причина неразвитого эмоционального интеллекта объясняется просто: мы рушим естественные этапы развития детей, загружая детский разум ненужными знаниями и предъявляя им завышенные требования, – объясняет Анастасия Горохова. – До семи лет у детей идет физическое развитие. Я здесь всегда провожу параллель со строительством дома. Если строительство идет грамотно, по всем правилам, то сначала мы закладываем фундамент и даем ему отстояться. И уже после этого возводим стены и кроем крышу. Что же делаем мы – современные родители? Неокрепший фундамент украшаем черепицей. Вот зачем ребенку в три года нужны основы математики и иностранные языки? 
Все дети рождаются правополушарными, а, как известно, правое полушарие – это интуиция, эмоции. И только к семи годам к работе подключается левое полушарие, отвечающее в том числе и за языковые способности. Мы же его начинаем дрессировать в 3-4 года, при этом обедняя ведущее правое полушарие. Несомненно, ребенок английский к школе в какой-то степени осилит, но в дополнение получит в дальнейшем бронхиальную астму, нейродермиты, псориазы, гастриты, раздраженный кишечник, мигрени… Заметьте, осваивая иностранные языки в более подходящем возрасте, он получит те же знания, но уже без ненужных жертв.

О пользе обнимашек

Что заставляет наших детей так радикально просить о помощи? Причины известны. В большинстве случаев (62 %), по словам специалистов, суициды провоцируются семьей. Это либо семейные конфликты, либо насилие со стороны взрослых. На втором месте – школьные конфликты. 

Спусковым крючком одной из трагедий, произошедших в этом году, стал страх успешного ребенка перед наказанием за не очень хорошие отметки. Увы, это не исключение из правил: большинство суицидов пытаются совершить безупречные дети с высокими стандартами, самокритичные, которые боятся совершить ошибку. Врачи токсикологического центра привели статистику: лишь один процент попавших к ним детей из неблагополучных семей!

– Дети из асоциальных семей, как это ни странно звучит, более эмоционально развиты, – утверждает Анастасия Витальевна. – В том числе и по причине более естественного развития. Во всяком случае, на начальном этапе: их не грузят с трех лет математикой и языками.

А еще у них есть родительская любовь – нарочитая, ярко выраженная: у пьяных на определенном этапе бывают всплески чувств с объятиями и поцелуями. Лично я знаю очень много детей из семей алкоголиков, которые, став успешными, находили своих родителей на помойках, отмывали их и давали им достойную жизнь. У них иные приоритеты – не в конкурсе победить, а просто выжить, поэтому они по-настоящему ценят жизнь. Еще им помогает держаться на плаву огромная ответственность, суть которой они осознают: за свою жизнь и жизнь своих родителей. Социальные работники из реабилитационных центров часто рассказывают о том, как полученные на обед яблоки или конфеты дети из неблагополучных семей берегут, чтобы позже отдать их родителям… 

Это, конечно, не призыв вести асоциальный образ жизни. А вот позаимствовать полезное стоит. Например, опять вернуть в отношения обнимашки, от которых многие отлучили детей, как только те подросли.

Слова новые, суть прежняя

В последнее время в лексиконе педагогов, психологов и психиатров появились новые пугающие слова: боуллинг, моббинг, кибербуллинг. Суть их одна – насилие. Физическое, психологическое, которое, в отличие от терминов, появилось в наших школах не вчера (вспомните хотя бы фильм «Чучело»). Причем до трагедии может довести не только агрессивная травля, но и бойкот.

Да, именно психологическое насилие чаще всего провоцирует суициды. И, как это ни странно, чаще всего в роли агрессоров выступают девочки. Они эмоциональнее более жестко и едко изводят жертв, даже мальчиков.

Анастасия Горохова опровергает миф «жертвами становятся дети, которые сами виноваты». 

– В детских коллективах отлично работает групповая динамика, там всегда есть ребенок, который будет жертвой. Как в стае, дети группируются по физиологическим параметрам. Ребенок может спровоцировать чем угодно: будет он картавым, в очках или у него не будет последнего айфона. У нас многие школы грешат этим: нет айфона – ты лузер. 
И здесь главное – помнить, что самостоятельно выйти из конфликта дети – ни жертва, ни агрессор – не в состоянии. Всегда требуется помощь взрослых, а лучше специалистов. 

Алгоритм действий родителей должен быть четким: если вы увидели в поведении ребенка какие-либо признаки травли, необходимо обращаться по порядку в следующие инстанции: классный руководитель, завуч, директор школы, комиссия по делам несовершеннолетних.

– Никаких краткосрочных мер, никаких тренингов! Не допускайте к своим детям для решения подобных проблем платных психологов. Особенно когда он и кинезиолог, и невролог, и логопед, и дефектолог в одном лице. Поскольку каждая специальность, полученная качественно, это пять лет обучения, – предупреждает психиатр.

Модная любовь

– В нашем городе в последнее время появилась тенденция: девчонки стали ощущать себя лесбиянками, – рассказала родительскому собранию Анастасия Горохова. – Количество звонков и обращений в наш центр заставляет об этом говорить. Более того, причиной одного из суицидов этого года стала именно отвергнутая гомосексуальная любовь.
Тремя словами эту проблему, конечно, не решить, да еще при мощном гомосексуальном лобби, захватившем Сеть. Доктор Горохова дает простой совет: вводите в дочкин гардероб побольше девчачьей одежды – платья, юбки, блузки. Это один из действенных способов воспитать девочку, осознающую, что она – будущая женщина.

Осторожно: аптечка!

К дополнительным провоцирующим факторам специалисты отнесли и доступность средств, с помощью которых суицид становится возможным. Для того чтобы расстаться с жизнью, дети нередко используют содержимое домашних аптечек, в ход идет все: от парацетамола до нейролептиков. Тем более что в Сети при должном старании можно узнать не только о том, какой доступный препарат приведет к летальному исходу, но и какую дозу нужно принять. 

Повторимся, тут важно помнить: подавляющее большинство просто хотят изменить ситуацию, а не окончательно уйти из жизни. И, принимая горсть, казалось бы, безобидного парацетамола, ребенок не осознает, что спустя каких-то два часа последствия могут стать необратимыми и что ни промывание желудка, ни даже введение антидота ситуацию исправить уже не сможет. То есть испугать родных, напомнить им о своем существовании, а после благополучно вернуться в мир живых может и не получиться.

Что делать, чтобы максимально обезопасить ребенка? Прятать медикаменты, равно как и контролировать каждый его шаг, нереально – такой гиперзаботой ребенка недолго и удушить. Просто постарайтесь его вернуть. Общайтесь с ним не только на тему школьной успеваемости и самочувствия. Найдите время для совместного просмотра фильма или аниме (чтобы после обсудить увиденное), для прогулки по ботаническому саду (там в любое время года хорошо). Посидите вечером вдвоем в кафе. Сделайте эти просмотры, прогулки, посиделки вашей общей традицией. 

Внимание

На что конкретно обращать внимание, чтобы предотвратить трагедию?

Как ребенок встает по утрам. Если он лег в обычное время, а встал невыспавшийся, может, его будят ночью?

Если ребенок вдруг резко стал приводить свои дела в порядок или, напротив, ко всему потерял интерес.

Если он ходит в одежде с длинными рукавами и длинных штанах даже дома. Обязательно найдите способ непрямого сбора информации, например, организуйте УЗИ и попросите доктора посмотреть, есть ли у ребенка порезы.

Если он слушает музыку с суицидальным контекстом.

Если он обращается к врачам по надуманным причинам.

Скорая помощь

Телефоны, по которым вам и вашим детям помогут (круглосуточно): 

8-800-2000-122
207-70-75
220-65-73

Фото автора

Автор: Анжелина ШИЛАН