Дорасти до джаза
В этом году международный джазовый фестиваль на Большой сцене Приморской краевой филармонии открывал квинтет Вадима Эйленкрига – трубача, звезды мирового джаза, автора и ведущего программы «Шаболовка, 37» на канале «Культура».
Интересно, что пригласить Вадима Эйленкрига организаторам посоветовал Игорь Бутман, открывавший фестиваль в прошлом году. А знаменитый трубач с восторгом (как он сам сказал) согласился приехать в наш город.
– Как вам кажется, в чем важность фестивалей, проводящихся так далеко от центра России?
– Мы сегодня живем в таком мире, когда понятия центра и периферии очень сильно сдвинулись. С развитием технологий в мире вообще нет центра и окраин: где бы ты ни находился, всегда можешь быть в центре событий. Так что на ваш вопрос отвечу так: фестивали важны везде, потому что приносят удовольствие публике.
Я не первый раз во Владивостоке. Впервые приезжал, когда еще работал в коллективе Игоря Бутмана, потом был гостем вашего кинофестиваля. И вот я в вашем городе уже в третий раз. Кстати, Игорь Бутман просто в ярчайших красках, в самых позитивных тонах рассказал мне о джазовом фестивале. Он под большим впечатлением.
На сцене Приморской краевой филармонии я выступаю впервые, кстати, так уж повелось в нашей стране, что для уважающего себя музыканта главное место в любом городе – филармония. И потому наше главное выступление в вашем городе на сцене филармонии.
– Джаз считается элитарной музыкой, а как вы считаете?
– Джаз требует от человека определенного уровня культуры, воспитания и образования. Причем речь не о количестве дипломов. Джаз надо чувствовать, поэтому человек должен быть эмоционально развит. Конечно, все это уже предъявляет некие требования к слушателям, да. Но, с другой стороны, настоящее мастерство завораживает, и если на сцене настоящий мастер, ну Игорь Бутман, к примеру, то даже человек, ни разу доселе не слышавший джаз, не сможет не понять, насколько это круто и прекрасно. Да, наш жанр не так популярен, как остальные, но, может, это и к лучшему. У нас всегда в зале изумительные лица. Поэтому если считать, что элитарно – это хорошо, то да, джаз элитарен. Если считать, что элитарно – это плохо и не для всех, то джаз не элитарен. Он открыт для слушателя. Только в джазе все происходит здесь и сейчас. Эта магия творится теми, кто в зале, вместе с теми, кто на сцене. У нас нет заученных к концерту произведений, ни одного выученного соло. И даже привычные композиции мы можем сыграть по-новому, и в этом прелесть. Да, джаз не для всех, он для тех, кто умеет чувствовать происходящее на сцене.
– Вы играете джаз, про который говорят: легко ложится на ухо…
– Мне кажется, что даже сложный джаз должен легко ложиться на ухо, а если что-то пошло не так, не факт, что вы к этому не готовы… Множество может быть причин.
– Вы планируете познакомиться во Владивостоке с творчеством местных джаз-коллективов и пригласить их в свою программу «Шаболовка, 37»?
– С развитием Интернета такой необходимости нет. Любой музыкант из Владивостока или другого города может связаться со мной и показать свое творчество. А я могу пригласить в программу. Другой вопрос – как и где искать средства на перелет, на проживание… Вот это куда серьезнее. А так моя программа открыта для всех.
– Как вам кажется, искусственный интеллект сможет играть джаз?
– Искусственный интеллект сможет – и довольно скоро – играть классическую музыку, в этом я уверен. У хорошего классического музыканта все выучено, причем в стилистике того времени, музыку которого он исполняет. Этому можно научить искусственный интеллект.
Импровизация же – это абстрактное мышление, это как чувство юмора, оно должно у человека развиваться, оно не появляется с рождением. И вот пока искусственный интеллект не научится блестяще шутить, джазменам можно спать спокойно. Нам ничего не грозит до той поры.
– А кого бы вы порекомендовали организаторам фестиваля – ну вот как вас Игорь Бутман – пригласить на будущий год?
– Барабанщика из моего квинтета Сашу Машева. У него есть свой изумительный проект. А в целом – тех, кто играет современную импровизационную музыку. Именно таких я приглашаю в свою программу и советую приглашать на любой джазовый фестиваль.
Фото Алексея ВОРОНИНА
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ