Горючий вопрос

Почему на АЗС стало меньше покупателей?

24 окт. 2019 Электронная версия газеты "Владивосток" №4596 (6301) от 24 окт. 2019

Спрос на бензин в России в 2019 году показал рекорд падения за четыре года.

О чем это свидетельствует: россияне стали избавляться от личных автомобилей или просто меньше ездить? А может, пересаживаются на электромобили или газифицируют свои машины? И повлечет ли уменьшение спроса на бензин снижение цен на АЗС, разбирался корреспондент газеты «Известия» Михаил Калмацкий.

Ускоренное падение

Спрос на бензин в 2019 году вновь стал снижаться после небольшого роста в 2018 году, сообщили «Известиям» в исследовательской группе «Петромаркет» и агентстве «Аналитика товарных рынков». По расчетам ИГ «Петромаркет», с января по сентябрь суммарное потребление бензина сократилось почти на 1 % к аналогичному периоду прошлого года. Причем на конец июля цифра доходила до 1,4 %, и лишь неожиданный подъем спроса в августе немного улучшил ситуацию.

В «Петромаркете» отметили, что для рынка бензина снижение в 1 % – серьезное. За последние 10 лет заметное падение наблюдалось только в 2015 году – 1,9 %, когда, напомним, из-за вступивших санкций против России был обвал всего – рубля, цен на нефть...

В 2016-м и 2017-м спрос снижался на 0,4 % и 0,3 % соответственно, а в 2018 году он вырос на 0,4 %.

Отклонение от среднегодовых колебаний – тревожный знак, считает аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев. Такое поведение свидетельствует о серьезном падении потребления бензина в стране.

В свою очередь, в Минэнерго сказали «Известиям», что не наблюдают значительного сокращения отгрузок бензина на внутренний рынок в этом году.

– В январе–сентябре 2019 года суммарные отгрузки автомобильных бензинов с нефтеперерабатывающих предприятий российским потребителям сократились всего на 0,4 % – до 26,2 млн тонн, – сообщили в Минэнерго.

В ведомстве заметили, что ситуация с топливом на внутреннем рынке сейчас стабильная, запасы автомобильного бензина составляют 1,7 млн тонн, что на 12,6 % больше, чем в 2018 году. Это обусловлено ростом его производства при слабом спросе, пояснили в министерстве.

Снижение спроса зафиксировала и Санкт-Петербургская товарно-сырьевая биржа, которая реализует порядка 20–25 % всего топлива в РФ. На ее сайте отмечается, что продажа бензина за три квартала этого года сократилась на 0,7 %. 

Вместе с тем, по данным Росстата, реализация бензина на внутреннем рынке за семь месяцев этого года выросла на 2,9 %.

– Не знаю, откуда Росстат взял такие данные. Ни один фактор не свидетельствует о росте спроса на бензин в России. Все, что мы видим на рынке, говорит именно о его падении, – считает гендиректор независимого агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов.

Меньше едешь

В ИГ «Петромаркет» слабый спрос на топливо объясняют прежде всего уменьшением потребительской активности россиян. По данным Росстата, реальные располагаемые денежные доходы населения за первое полугодие показали снижение на 1,2 % к тому же периоду прошлого года.

– Снижение потребительской активности негативно отражается и на интенсивности эксплуатации легковых автомобилей, и на их численности, – пояснил «Известиям» генеральный директор ИГ «Петромаркет» Иван Хомутов.

Еще одна причина уменьшения потребления бензина – постепенный переход автовладельцев на более дешевый газ, считает эксперт. В прошлом году потребление газомоторного топлива автомобильным транспортом выросло на 9 %, за восемь месяцев 2019-го увеличилось еще на 5 %, сообщил Иван Хомутов.

Снижение спроса на бензин в первую очередь характеризует потребительское поведение простых автолюбителей, ведь крупные грузоперевозчики в основном используют дизель, отмечает руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов. Как писали «Известия», за восемь месяцев 2019 года рынок новых автомобилей в России, по данным Ассоциации европейского бизнеса, снизился на 2,3 %.

– Думаю, снижение потребления не связано только с ценами на бензин. Эксплуатация автомобиля также стоит недешево – транспортный налог, расходы на парковку, штрафы. Поэтому в крупных городах люди начинают чаще использовать другие способы передвижения, например, общественный транспорт или такси. Последние же активнее переходят на газ, так как он дешевле, – пояснил «Известиям» эксперт.

По данным Росстата, с начала этого года бензин подорожал на 1,8 %. По итогам 2018-го его стоимость выросла на 9,4 %.

Но цены все равно не упадут

Аналитик Алексей Калачев полагает, что сокращение спроса в этом году не приведет к снижению розничных цен на бензин, поскольку в последнее время они регулируются не столько рынком, сколько государством. К тому же с начала этого года стоимость топлива растет довольно медленно, не превышая темпы инфляции, так что причин отыгрывать назад у АЗС нет.

– Не стоит забывать, что у нас постоянно увеличиваются акцизы на топливо, и с 1 января они опять вырастут почти на 4 %. А акцизы составляют до 20 % в розничной цене бензина. Значит, с нового года нас может ожидать некоторое подорожание топлива, – полагает эксперт.

Также, по мнению Калачева, на потребление бензина влияет общее снижение потребительского спроса – если падает средний чек в магазине и объем покупок, значит, за товарами стали меньше ездить.

Автор: Отдел новостей «В »