Степан Ганзей: Обязательно доплыву до Олимпиады!
Что нужно, чтобы стать чемпионом? Талант, труд, упорство...
Что нужно, чтобы стать чемпионом? Талант, труд, упорство...
Все эти качества в полной мере присущи пловцу из Владивостока Степану Ганзею, победителю Всемирных юношеских игр, проходивших летом в Москве.
А еще, скажем, повезло. И что с самого начала с ним занимались чуткие, вдумчивые наставники. И что родители не побоялись отпустить его, 13-летнего мальчишку, в другой город - за тысячи километров от родного дома. И что, наконец, в самый критический момент судьба свела с замечательным хирургом Евгением Петровичем Костивым, сохранившим, без преувеличения, парня для большого спорта.
Но обо всем по порядку. Рос в нашем городе мальчик. Ничем таким особенным не выделялся. Когда пошел в 1-й класс, мама отвела в секцию плавания. Поначалу о каких-либо целенаправленных тренировках говорить не приходилось. Пока не попал Степа на глаза тренеру Виктории Викторовне Патрикеевой.
Сегодня, спустя 10 лет, трудно сказать, чего же такого выдающегося увидела в мальчике наставница. Как бы там ни было, но стала тренер больше с ним заниматься. А настоящая работа началась, когда при 46-й средней школе открылся специализированный спортивный класс. Впрочем, и тогда еще рано было говорить о будущей звезде российского плавания...
Переломным стал 1994 год. Степа плыл уже по второму разряду, но перспективы были неясные. Плавание в Приморье хирело, соревнования - от случая к случаю.
И тогда тренер решила рискнуть - вместе со Степой и еще одним мальчиком, Артемом Кравцовым, уехала в Омск, в известную на всю страну школу плавания.
Родители не возражали. Хотя, как рассказывает мама Степана, Лариса Анатольевна, далось это решение нелегко - как-никак мальчику было всего 13 лет.
Не побоялись родители принять ответственное, можно даже сказать, мужественное решение и тогда, когда стало ясно, что омская школа, сделавшая, будем справедливы, многое для становления спортсмена, увы, себя исчерпала. И хотя омские тренеры всячески возражали - к тому времени Ганзей уже был весьма перспективным мастером спорта, Степан уезжает. В Волгоград, в знаменитый на весь мир спортивный центр “Волга” - святую святых отечественного плавания, откуда вышли Александр Попов, Евгений Садовый, Денис Панкратов и многие другие звезды.
Сегодня в юношеском отделении центра собраны самые талантливые ребята из всей страны. Их всего 20 человек. Говорят, попасть сюда сложнее, чем в отряд космонавтов.
Под руководством тренера Виктора Авдеенко, наставника всех наших чемпионов, Степан стал быстро прогрессировать и уже к лету 1997 года по праву считался сильнейшим юным пловцом страны. Что и подтвердилось на Олимпийских днях Европы в Лиссабоне, где Ганзей трижды поднимался на высшую ступеньку пьедестала почета. Тогда же, в ходе чемпионата России, на стометровке вольным стилем показывает просто выдающееся для своего возраста время - 51.76 секунды.
Даже видавшие виды тренеры не могли скрыть изумления. 16-летний юнец вышел на 8-е место среди всех ведущих взрослых пловцов страны. Ближайший ровесник “терялся” где-то в районе 50-го места. Стали поговаривать, что недалек тот день, когда Ганзей доберется и до самого Александра Попова.
И вдруг все рухнуло. Будучи летом прошлого года во Владивостоке в гостях у родителей, Степан попал в автокатастрофу.
- Мне позвонили из краевого спорткомитета, - рассказывает заведующий вторым травматологическим отделением тысячекоечной больницы Евгений Костив, - и попросили прооперировать молодого спортсмена, у которого оказалась раздробленной левая стопа. Самая обычная операция, такие приходилось делать не раз. Но тут случай особый. Требовалось не просто залечить ногу, а восстановить двигательные функции так, чтобы парень смог плыть на прежнем мастерском уровне. По глазам подавленного пациента видел, что для него значит крушение спортивной карьеры.
Потом видные медики, следившие за процессом реабилитации, в один голос будут говорить, что сделать такую операцию лучше хирурга из Владивостока едва ли кто смог бы.
А Степану пришлось начинать все сначала. Медленно, шаг за шагом увеличивались нагрузки. Нога зажила быстро, но только спустя полгода смог тренироваться по полной программе. До главных стартов - Всемирных юношеских игр, о которых он так мечтал, оставалось всего ничего - 4 месяца. И он изо дня в день “наматывал” в бассейне сотни, тысячи километров. А в том, что наверстает упущенное, никто не сомневался. Ни наставник Виктор Борисович, ни ребята из сборной, кстати, избравшие Ганзея своим капитаном.
Трижды в московском бассейне “Олимпийский” выводил он на старт команду России - в комбинированной эстафете 4х100, 4х200, а также 4х100 - вольным стилем. В каждой дисциплине, завершая усилия товарищей, плыл на заключительном этапе и ни разу не дал повода усомниться в своем мастерстве. (В скобках замечу, что в комбинированной эстафете 4х200 участвовал еще один воспитанник приморского спорта, тот самый Артем Кравцов, начинавший вместе с Ганзеем, но у другого тренера - Нины Яцук.)
Вскоре после московских стартов состоялся разговор с тренером.
- Мы на правильном, Степан, пути, - подытожил Виктор Борисович, - теперь главная цель - Сидней, Олимпийские игры.
- Дальше, - сказал еще тренер, - все зависит только от тебя самого.
Верится, что этот упорный парень доплывет до Сиднея. Не может не доплыть!
И еще. Рассказывая о Ганзее, хотелось бы коснуться одного деликатного вопроса. То и дело информационные агентства передают, с каким размахом чествуют в других городах лауреатов Всемирных игр. Например, в Самаре их принял губернатор К. Титов. Ребятам говорили благодарственные слова, вручили сувениры, а наиболее отличившимся - и посолиднее награды. У нас же героев Всемирных игр просто не заметили.
А ведь и Ганзей, и Кравцов - не просто чемпионы. Они - единственные воспитанники спорта не только Приморья, но и всего Дальнего Востока, удостоенные наивысших наград на Всемирных играх. Вдобавок, как выяснилось, по-прежнему числятся в списках приморского олимпийского резерва. Все их достижения, в том числе и на Всемирных играх, идут в спортивный зачет нашего края. И это вполне логично, ведь задел сделан здесь - в Приморье. Но у нас об этом, выходит, забыли?..
Автор: Владимир КОНОПЛИЦКИЙ, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), "Владивосток"