Ходи и оглядывайся?..
Как не стать случайной жертвой психически нездорового человека, и кто ответит за его действия
Ежегодно во Владивостоке к пациентам психоневрологического диспансера прибавляется 1500 новых больных
Если верить статистике, то нет нужды бояться безумных. Так, например, в Европе подсчитали, что лишь 0,07 % от всех совершаемых в мире преступлений связаны с проблемами психического характера. Или вот еще: риск смерти в результате нападения безумного человека составляет 1/10000000. Такая же вероятность быть убитым в результате удара молнии.
Тогда тем более сложно понять причину случившегося во Владивостоке в сентябре. Звезды так неудачно сошлись, или осень в этом году слишком уж агрессивная, но факт остается фактом: два преступления (серьезных преступления, одно из которых закончилось убийством!), произошедших с разницей в неделю, были совершены явно психически нездоровыми людьми.
Напомним: пару недель тому назад неадекватный гражданин пырнул ножом 17-летнюю девушку. Случилось это днем в центре города. Аргументировал он свои действия нелюбовью к госслужащим. А на минувшей неделе произошло второе преступление: мужчина убил кондуктора трамвая.
Чем руководствовался больной на голову товарищ в первом случае, выбирая себе жертву, малопонятно. По большому счету, ему с таким же успехом госслужащий мог пригрезиться в любом из нас. Не совсем понятно с мотивацией и во втором преступлении: что человека заставило пойти на убийство – нелюбовь к общественному транспорту или любовь к деньгам (сумку-то с выручкой он попытался умыкнуть)? Несмотря на то что правоохранительные органы выдают о гражданине минимальное количество информации, судя по опубликованным в СМИ его предыдущим «подвигам», назвать его психически адекватным как-то язык не поворачивается.
Отсюда вопрос, вернее вопросы: как, находясь в общественном месте, не стать жертвой психически больного человека? Как определить, что от данного индивида лучше держаться подальше? И, наконец, почему вообще психи свободно ходят по улице?
По словам врачей-психиатров, мы имеем то, что имеем после того, как в 1992 году вступил в силу Федеральный закон «О психиатрической помощи…», который регламентирует выявление и лечение психически больных пациентов. Как утверждают специалисты со стажем (и обыватели, в общем-то, с ними согласны), до принятия этого закона на улицах было меньше странных, неадекватных субъектов.
Терапия по регламенту
По данным ВОЗ, четверть населения планеты страдает различными психическими расстройствами. То есть, грубо говоря, каждый четвертый из нас имеет какие-либо психические отклонения.
– Мы же лечим лишь тех, кто попадает в наше поле зрения: больных, которые обращаются к нам добровольно, и тех, кто становится опасным для себя или для общества, но уже принудительно. Причем понятие «недобровольно» строго регламентировано, – поясняет принципы работы с психическими больными главврач краевой клинической психиатрической больницы Максим Артамонов.
Законодательство выделило ситуации, при которых желание пациента не играет никакой роли. Самая распространенная, когда человек ведет себя неадекватно, то есть в его поступках есть признаки хулиганства либо асоциального поведения. Его задерживают органы правопорядка, и если у гражданина наблюдаются какие-то симптомы психического заболевания, то его доставляют в психиатрическую больницу. После того как сей товарищ попадает в приемный покой психиатрического отделения, врач после обследования принимает решение: есть у него заболевание или нет. При положительном результате человека госпитализируют. Но это возможно только в том случае, если он сразу подписывает согласие на госпитализацию. Если отказывается лечиться добровольно, но у него есть расстройства, которые не позволяют ему находиться в социуме, его задерживают на 48 часов, опять же в соответствии с законодательством. В эти сроки учреждение готовит необходимые документы и суд рассматривает их на выездном заседании, на котором присутствуют представители прокуратуры, защиты, родственники.
– Но суд далеко не всегда дает санкции на госпитализацию, – отмечает Максим Артамонов. – Порой больные, находясь в сильном психическом расстройстве, могут имитировать вполне себе разумное поведение – диссимулируют, одним словом. Они на заседании суда неожиданно становятся спокойными, адекватными, подстраивая свои действия под общепринятые нормы, и таким образом вводят в заблуждение суд. Было много случаев, когда суд больного отпускал, а тот, выйдя за пределы лечебного учреждения, вновь начинал проявлять признаки расстройства. Его вновь задерживали, привозили в клинику, и уже тогда суд все-таки принимал решение о принудительной госпитализации.
На принудительное лечение можно отправиться и после прохождения судебно-психиатрической экспертизы. Если гражданин (без разницы, стоит он на учете в психдиспансере или нет) совершает противоправный поступок и у следствия или суда есть сомнения в его психическом состоянии на момент совершения преступления, то назначается судебно-психиатрическая экспертиза. Если в результате проведенной экспертизы выясняется, что человек страдает душевным заболеванием и на момент преступления был невменяемым и не мог дать отчет своим действиям, его освобождают от ответственности, но назначают принудительное лечение. Оно, понятное дело, ограничено каким-то сроком. То есть вопрос изоляции или даже пожизненного наблюдения не стоит.
Полиция – в помощь
Если гражданин уже когда-то преступал закон и проходил лечение, его берут под активное динамическое наблюдение. Что это значит?
– Мы не изолируем пациентов (это функция специальных учреждений – интернатов), мы их лечим, – повторяет врач. – И наблюдаем этих пациентов очень длительное время. Раз в месяц они в обязательном порядке посещают врача. И если вдруг выпадают из нашего поля зрения, то мы вынуждены привлекать участковую службу, которая разыскивает «потерявшихся» и привозит их к нам.
Но, если в течение пяти лет при врачебных осмотрах пациент не предъявляет никаких жалоб, в совершении агрессивных действий или противоправных поступков не замечен, его снимают с активного учета и переводят в консультативную группу.
Листочки в клетку как доказательство
Однако, как говорится, все однажды случается впервые, в том числе и проявление неадекватности какого-нибудь прохожего… Увы, ни характерных симптомов или признаков, по которым можно стопроцентно и быстро угадать психически больного, нет. Вернее, не совсем так. Есть ряд поведенческих признаков, которые могут насторожить.
– Например, если к вам в редакцию (как, впрочем, и в любое другое учреждение) придет письмо на 5-6 листочках в клетку, исписанных мелким почерком с двух сторон, можете сразу быть уверены: его автор – психически нездоровый человек.
Но ведь те, кто сзади бьет арматурой, рукописи свои предварительно не показывают… Поэтому врачи надеются на помощь родственников больных, которые должны быть очень внимательны к своим близким. Поскольку кто, как не они, видят изменения в душевном состоянии своих домочадцев? Если они будут вовремя сигнализировать, описывать состояние своих заболевших близких, врач может осмотреть пациента или хотя бы попытаться это сделать (пациент вправе отказаться от беседы с врачом). Но в этом случае у доктора будет документ – описание поведения больного, записанное теми, кто с ним живет. В этом случае можно будет обратиться в суд и получить санкции на недобровольное освидетельствование гражданина. И тогда, если будет повод для госпитализации пациента, его госпитализируют.
– Не наша задача вылавливать с городских улиц неадекватных граждан. Это дело правоохранительных органов, – еще раз напоминает врач. – Мы можем только лечить, но и то не всех, а лишь тех, кто попадает к нам. Да и тех полностью излечить не получится – лишь 30 процентов пациентов поддается полному излечению. Остальные – хронические больные, у которых спустя какое-то время случается рецидив.
Психическое заболевание, как любое системное, требует пожизненной терапии. Вот, например, гипертоники в течение всей своей жизни вынуждены находиться на заместительной терапии – каждый день они принимают лекарство, в противном случае им грозит гипертонический криз или инсульт. Схожая ситуация и при лечении психических заболеваний: острое состояние врачи снимают в стационаре и выпускают пациента домой на поддерживающую терапию. Однако люди, почувствовавшие себя здоровыми, не считают нужным и дальше принимать лекарственные препараты. В итоге болезнь возвращается. В этом деле могли бы помочь родственники, если бы участвовали в лечении своих близких. К сожалению, и они самоустраняются. И через два-три месяца больные возвращаются в исходную ситуацию. Впрочем, бывает, что симптоматика нарастает и пациенту становится еще хуже.
Пятьсот больных в плюсе
– В данный момент во Владивостоке под наблюдением стоят 15,5 тысячи жителей города, – приводит Максим Николаевич уже местную статистику. – И каждый год количество пациентов растет в среднем на полторы тысячи. Правда, около тысячи пациентов с учета ежегодно снимается (большая часть из снятых уезжает в другие регионы). И все же идет устойчивый прирост. Большинство же больных вне нашего поля зрения, и по действующему законодательству мы ничего с этой ситуацией сделать не можем. Даже беседа врача-психиатра с пациентом, который прежде не стоял на учете, не может состояться, пока пациент не даст на это согласие.
Однако, по мнению специалистов, ситуацию драматизировать не стоит.
– В основном среди психических расстройств – депрессии, ипохондрии, неврозы, то есть заболевания, не ведущие к агрессии, – поясняет врач. – А тех, кто действительно может напасть, убить, – единицы, и если вдруг происходит прецедент, то он становится резонансным именно благодаря СМИ. Гораздо чаще в пустом переулке можно встретиться с наркоманом или алкоголиком…
Взялся опекать – отвечай
И последний вопрос: с кого спрос за преступление, если его совершил психически больной человек?
Как пояснил адвокат Игорь Поляков, если человек, совершивший преступление, ранее на учете не состоял и не был признан недееспособным (можно стоять на учете и при этом быть дееспособным. – Прим. автора), его по результатам судебно-психиатрической экспертизы отправят на принудительное лечение. Но вот если он еще до совершения преступления был признан недееспособным и ему был назначен опекун, то ответственность за совершенное преступление ляжет на опекуна. Понятное дело – в материальном эквиваленте. А психически больной преступник также отправится на принудительное лечение.
Автор: Анжелина ШИЛАН