Мэр в законе
Общеизвестно, что громче всех “Держи вора!” кричит сам вор. В одном из своих многочисленных радиовыступлений один очень известный во Владивостоке человек заявил, что его задача на высоком посту в нашем городе - “не пустить братву к бюджету”. Вскоре то же самое он повторил в двухсоттысячном тираже верного печатного издания.
Общеизвестно, что громче всех “Держи вора!” кричит сам вор. В одном из своих многочисленных радиовыступлений один очень известный во Владивостоке человек заявил, что его задача на высоком посту в нашем городе - “не пустить братву к бюджету”. Вскоре то же самое он повторил в двухсоттысячном тираже верного печатного издания.
- Верьте мне, люди, - вещал самый совестливый человек в России, - я всегда защищаю обиженных и обездоленных.
И обиженные, и обездоленные верят ему.
Тем временем вот уже второй месяц во Владивостоке работает бригада московских следователей, распутывающих финансовую аферу, в которой одним из главных фигурантов является как раз наша “всероссийская совесть”.
Вот один из эпизодов, характеризующих стиль работы мэрии Владивостока. 30 декабря 1997 года был заключен “договор поставки” №10.9 между мэром г. Владивостока и московским ЗАО “Гранд-Н” на поставку мазута в количестве 3000 тонн на общую сумму 2 миллиона 850 тысяч рублей (здесь и далее приводятся деноминированные цены и суммы денег). В этот же день все 100 проц. суммы авансом были перечислены в Москву. По тогдашним ценам сумма составляла примерно 450 тысяч долларов США.
Деньги перевели быстро. А вот топливо идет так медленно, что до сих пор его не видно. И не увидите вы его. Департамент по делам строительства, ремонта и благоустройства мэрии г. Владивостока трижды делал запросы в адрес ЗАО “Гранд-Н” и повторял заявки на поставки мазута, но даже на сегодняшний день отгрузка топлива от ЗАО “Гранд-Н” не подтверждена.
И что же предпринял самый “бдительный” из владивостокцев? А ничего. Он приказал списать эти деньги по разделу “ЖКХ”. Оплошность? Ее можно допустить один раз. А если это система? Московские следователи увидели систему. Вот потому и начали эту систему распутывать.
Вот другой характерный пример. Нашим “совестливым” деятелем было подписано трехстороннее соглашение “О проведении взаимозачета между мэрией г. Владивостока, Дальневосточной железной дорогой (ДВжд) и ООО “Гарант” из Москвы” от 10.07.97г. В соответствии с этим соглашением мэрия произвела гашение задолженности по налогам ДВжд в местный бюджет на сумму 15,9 млн. руб. В счет гашения местных налогов ДВжд ООО “Гарант” обязалось поставить мэрии Владивостока товары производственно-технического назначения на сумму 15,9 млн. руб.
Во-первых, такое соглашение является само по себе незаконным, так как должно заключаться, только когда у конкретного предприятия уже есть задолженности и оно имеет готовую продукцию, которую может поставить в качестве компенсации. Во-вторых, комитетом экономики и прогнозирования мэрии г. Владивостока в адрес заместителя мэра г-на Никандрова Г. А. было представлено письменное заключение от 9.07.97г. № 07-270 о нецелесообразности такого взаимозачета “...в условиях дефицита городского бюджета, проблемы для города с недостатком “живых” денег, а также ввиду отсутствия острой необходимости в указанной продукции ООО “Гарант”. На заключении рукой заместителя мэра Никандрова Г. А. на имя мэра написано о том, что предлагаемая схема зачета является сомнительной и вообще надежность ООО “Гарант” вызывает большое подозрение, так как скрыт юридический адрес фирмы.
Так и оказалось. Как показала финансовая проверка, исполнительным директором ООО “Гарант” Неяскиным В. В. на разных документах были указаны разные адреса. Учредителем ООО “Гарант” является одно физическое лицо с уставным капиталом 10 тысяч рублей, а основным видом деятельности - консультации, юридические услуги. Как показала встречная проверка, ООО “Гарант” имеет две гербовые печати, а “деятельностью” исполнительного директора Неяскина В. В. занимаются правоохранительные органы г. Москвы.
По письменному объяснению Неяскина В. В., представленному в ходе проверки в апреле, заказ на конструкции для мэрии еще не размещался, а только ведутся переговоры в городе Иркутске, достоверность которых вызывает сомнения. В подтверждение этого объяснения в ходе проверки получена справка от департамента по делам строительства, ремонта и благоустройства мэрии г. Владивостока о том, что никакой продукции в адрес мэрии от ООО “Гарант” за период с июля 1997 г. по апрель 1998 года не поступало. Эта справка вступает в противоречие с пунктом 2 распоряжения мэра от 14.11.97 г. № 125 и “Соглашением ГБ-186-97” о взаимозачете за поставленные фирмой ООО “Гарант” мостовые конструкции.
Говоря проще, доходная часть городского бюджета в 1997 году завышена на 15,9 миллиона рублей (сумма зачета), так как ООО “Гарант” продукцию не поставило, хотя это было одним из условий соглашения о взаимозачете. По этой же причине завышена и расходная часть бюджета города на 15,9 млн. руб. (в расход списана сумма, не подтвержденная фактическим поступлением продукции от ООО “Гарант”). Можно объяснить еще проще - почти год деньги города Владивостока в сумме 2 миллиона 650 тысяч долларов США прокручиваются неизвестно где и обратно их уже получить невозможно.
Не дожидаясь получения продукции по заключенному договору, 19.02.98 г. мэрия заключает очередной договор между фирмой ЗАО “Синэтак” (в лице того же исполнителя Неяскина В. В.) на поставку мостовых балок. А ведь нарушения законодательства в документах очередной неяскинской фирмы просто вопиющие. Например, адрес ЗАО “Синэтак” в договоре значится: г. Владивосток, ул. Березовская, 25 (общежитие); печать на договоре имеет реквизиты - ЗАО “Синэтак” РФ, республика Калмыкия, г. Элиста; в договоре не указаны банковские реквизиты; спецификация на поставляемую продукцию и протокол согласования цены как неотъемлемая часть договора отсутствовали. Но договор подписали и указали сумму - 8000,0 тыс. руб. Однако в приложении к договору (датирование 25.03.98 г.) указана сумма сделки 4547,4 тыс. руб. Следуя пунктам договора, мэрия обязана была перечислить ЗАО “Синэтак” аванс в размере 25 проц. от суммы сделки (1136,9 тыс. руб.), фактически же аванс составил 2453,2 тыс. руб. Или 54 процента!
Продукция частично начала поступать только тогда, когда “мэрские” деятели забеспокоились после проведенной ревизии финансовой деятельности мэрии! Отправителем оказался Красноярский завод. Но получателем была не мэрия города, а коммерческая фирма “ПИМЭСКО”, на территории которой производилось складирование получаемой продукции. При этом получатель не имел и не имеет на руках ни договора о поставке, ни спецификации. Это значит, что в адрес фирмы может приходить любая продукция из любого места и декларироваться как поставка по договору между мэрией и ЗАО “Синэтак”. Таким образом, невозможно точно установить, сколько денег получил завод-изготовитель и сколько получил посредник. Более того, у следствия есть серьезные подозрения, что завод денег не получил, а должен получить после отгрузки заказанной продукции.
Следовательно, на сегодняшний день средства в сумме 2 млн. 453,2 тыс. руб. (400 тысяч долларов США) “прокручиваются” сомнительной фирмой “Синэтак” уже более шести месяцев! В числе контрагентов, с которыми мэрия заключила договор на поставку троллейбусов для Владивостока, ЗАО “Синэтак” в лице генерального директора Неяскина В. В. появляется еще раз - с теми же платежными реквизитами, но с другой печатью, где отсутствует название города Элисты в республике Калмыкия. Теперь эта фирма обязалась поставить во Владивосток троллейбусы. Согласно договору отгрузка первого троллейбуса должна произойти в течение 10 дней с момента оплаты. Но на 10 сентября 1998 года в адрес мэрии поступил только один троллейбус, да и то не из Минска, где их производят и где должна была их приобрести фирма “Синэтак”, а из Москвы. Отправитель - маленькая посредническая фирма. И, похоже, этот первый троллейбус может стать и последним, так как господин Неяскин натурально пропал без вести. Уж больно опасный свидетель для кого-то этот Неяскин. В общей сложности из городского бюджета было передано в его сомнительные структуры 26 миллионов 253,2 тыс. рублей. Общие же потери городского бюджета от аферы с участием господина Неяскина составили на сегодняшний день 50 миллионов новых рублей. А это по курсу того времени - 9 (девять!) миллионов долларов!
А ведь этих денег с лихвой хватило бы на содержание “Скорой помощи”, в услугах которой как раз нуждаются пожилые люди, так верящие во вновь созданного в их сознании непогрешимого идола. Депутат Орлова во время своего недавнего визита во Владивосток с негодованием говорила о том, что нигде в России нет такого количества судебных исков, как к городской мэрии. А позвольте Вас спросить, г-жа Орлова, есть ли в России еще один такой же руководитель, который не дает денег на содержание дома для малышей? И что необходимо сделать с тем, кто, иезуитски передергивая наши бестолковые законы, отказывается давать деньги на содержание малышей?
Это, конечно, эмоции, но давайте вернемся к фактам. Перефразируя древнее изречение, можно сказать так: “Скажи, кто твой соратник, и я скажу, кто ты сам”. Знакомьтесь: Ма Виктор Михайлович. Постановлением мэра города № 635 от 30 апреля 1998 года назначен советником мэра по строительству и благоустройству на неоплачиваемой основе, 1953 года рождения, образование - неоконченное среднее. Осужден судом г. Хабаровска 07.07.89 г. по ст. 174, ч.1 и ст.174, ч.2 (взятки, соучастие во взятках) на три года с отсрочкой на два года. Возбуждено уголовное дело 8.11.95 г. по ст. 147, ч. 1 (присвоение крупных размеров денежных сумм путем мошенничества, доказано присвоение 8,5 миллиарда рублей из госбюджета). Арестован, вышел по амнистии за хорошее поведение. Вновь арестован 03.02.97 г. прокуратурой Хабаровского края по ст. 147 (мошенничество). В ходе следствия установлено, что гражданином Ма В. М. приобретен незаконно пистолет “ПМ” и 16 патронов к нему, которые, по его показанию, он продал неизвестному лицу.
Несмотря на это, г-н Ма числится советником мэра по строительству, подписывает платежные документы как начальник департамента по строительству. Представляете себе: человек, на которого заведено три уголовных дела по фактам мошенничества, и советует, как распоряжаться муниципальными деньгами! Начальник казначейства мэрии Шабалина пыталась самостоятельно проверить наиболее сомнительные с ее точки зрения договоры, заключенные “борцом с мафией” с различными коммерческими структурами. За что и получила от мэра пояснение в грубой форме, что “лезет не в свое дело”! Последней попыткой протеста стал отказ принимать к исполнению на оплату документы, подписанные Ма В. В. Рядом с подписью Ма стала красоваться подпись и.о. мэра Маркелова. От Шабалиной решили избавиться.
Однако от горожан избавиться сложно. И только они могут помешать какой бы то ни было “братве” распоряжаться бюджетными деньгами. А для этого лишь следует прийти на выборы и хорошенько подумать, за кого голосовать.
Автор: Виктор СУВОРОВ