Учеба со здоровьесберегающим эффектом
Школы и детсады Владивостока дают детям не только образование, но и современные технологии и комфорт
До начала учебного года остались считаные дни. Готовы ли детские сады и школы приморской столицы к работе, какие процессы идут в системе образования города, рассказывают специалисты управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации Владивостока.
Из молодых педагогов растут директора школ
– В этом учебном году в школы города придет более 56 тысяч детей, более 25 тысяч малышей – в детские сады. Распахнут свои двери 78 школ и 120 учреждений дошкольного образования. Было предпринято немало усилий для того, чтобы все они были к 1 сентября в хорошем состоянии – отремонтированы, полностью готовы к приему детей, – рассказывает Лариса Карпачева, начальник управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации Владивостока. – В ряде школ был проведен капитальный ремонт, ремонты кровли и пищеблоков, капитально отремонтировано несколько спортивных залов, санузлов, в нескольких школах установлены новые АПС. Приобретена новая мебель, куплено оборудование для различных классов, в том числе компьютерных, приобретено технологическое оборудование для пищеблоков. Словом, сделано многое для того, чтобы наши дети учились в комфортных условиях.
– Более 56 тысяч учеников… А сколько в нашем городе педагогов?
– Во Владивостоке около пяти тысяч педагогов, средний возраст – 50 лет. За последний год пришло немало молодых специалистов, 485 сейчас работают в наших школах. Приходит больше, но остаются те, кто действительно готов работать, любит свою профессию и детей. Замечу, что несколько человек из тех молодых специалистов, которые отработали в системе образования несколько лет, назначены директорами школ: пусть проявляют рвение, вносят свежую струю!
Наши учителя активно участвуют в региональных конкурсах педагогического мастерства. Так, победитель городского конкурса «Учитель года» Ольга Фролова из центра образования № 28 заняла третье место в региональном конкурсе. А воспитатель Марина Косарева из этого же центра стала первой в региональном конкурсе «Воспитатель года». В краевом смотре молодых специалистов «Педагогический дебют» все три призовых места – за молодыми учителями из Владивостока!
Замечу, что с 2008 года мы ежегодно проводим конкурс молодых педагогов, его участники получают такой толчок к развитию, который они сами оценивают очень высоко. Например, призеры этого конкурса прошлых лет не только дружат, но и в этом году получили грант на проведение форума молодых педагогов ДФО. Два педагога из Владивостока, Ольга Михалишина из лицея № 41 и Татьяна Камянская из школы 74, получили денежные премии, войдя в число лучших учителей России.
В конце августа в городе пройдет большое совещание педагогов, на котором мы будем говорить в том числе об итогах ЕГЭ и ОГЭ-2019 и о том, какие выводы сделаны из аттестационной кампании прошлого учебного года и на что надо обратить внимание в новом. Наша цель – добиться того, чтобы все выпускники получали аттестаты.
В первый класс – на автобусе. Школьном
– Пару лет назад в Снеговой Пади случались настоящие скандалы с записью в первый класс, родители чуть ли не с ночи занимали места. Как обстоят дела сегодня?
– В этом году у нас записано в первый класс уже 6800 детей, и это еще не предел, эта цифра еще увеличится, – говорит Людмила Крупина, начальник отдела общего образования управления по работе с учреждениями образования администрации Владивостока. – Замечу, что это на 300 ребят больше, чем в прошлом году.
Что касается Снеговой Пади, в этом году ажиотажа не было, прием заявлений был проведен спокойно. Конечно, пока нам не удается принять в первый класс именно в школы Снеговой Пади всех малышей, живущих в этом микрорайоне. Но администрацией города был куплен автобус в школу № 53, который и доставляет ребят из Снеговой Пади в это учебное заведение. Также автобус есть в школе № 43, он доставляет детей из района Дальхимпрома. Куплен автобус в школу № 65 в районе Тихой – для доставки детей с улиц Сочинской, Можайской и других в районе Патрокла. Там планируется строительство двух школ.
– Все ли школы работают в одну смену?
– Пока что у нас не все школы в состоянии перейти на обучение в одну смену, и это несмотря на то, что все школьные площади максимально заняты весь учебный день. Да, мы стараемся, например, с этой целью начали ремонт некогда закрытой школы в районе Снеговой Пади. Подрядчик ведет работы, мы закупили ученическую мебель, компьютеры для этой школы.
В селе Береговом проведены большие ремонтные работы. Там не было теплых туалетных комнат – только уличные, во дворе. Сегодня построены вполне современные теплые санузлы. Кроме того, в этой школе не было пищеблока, теперь же, после ремонта, там будет организован буфет. Несмотря на то что в этой школе всего 30 учеников (и семь первоклассников, что нас очень радует), эти дети должны учиться в комфортных условиях.
– Насколько мне известно, особое внимание уделяется инклюзивному образованию…
– Да, могу сказать, что школы города открыты для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Также несколько школ осуществляют обучение детей, длительно болеющих, то есть находящихся на длительном лечении в медучреждениях. На базе гимназии № 2, например, ведется обучение ребят в онкологическом центре. В прошлом учебном году там был вручен аттестат одному из юных пациентов: юноша сдал все положенные экзамены и с честью получил документ о среднем образовании! В школе № 37 ведется работа по обучению детей в туберкулезном диспансере, в школе № 43 – в детском психоневрологическом.
И на острове есть детсад
– Что касается детских садов, то сегодня все трехлетки обеспечены местами в дошкольных учреждениях, – подчеркивает Лариса Карпачева. – И мы работаем над тем, чтобы путевки в сады получали стопроцентно и дети 1,5–2 лет. Для этого администрация Владивостока проводит огромную работу. Начато строительство трех детских садов: на Крыгина, Маковского и в Снеговой Пади. ОАО «РЖД» передало нам детсад на Военном шоссе. Заканчиваются ремонтные работы в бывшем детском саду завода «ЭРА» на Муравьева-Амурского, и там будут открыты группы для детей ясельного возраста.
Завершена работа по созданию групп кратковременного (4 часа) пребывания детей в районе Крыгина. Запрос на места в садах там очень большой, эти группы на базе школы № 39 дадут возможность частично снять остроту проблемы, пока будет построен детсад.
Большая работа была проведена на острове Попова. Там не было детского сада, только группа кратковременного пребывания, но по поручению администрации Владивостока были проведены большие ремонтные работы в помещении школы, завезена новая мебель, подобран педагогический персонал, и вскоре там будет открыт детсад на две группы.
Замечу, что всего во Владивостоке 18 групп кратковременного пребывания, и они пользуются большим спросом у родителей.
Большое внимание в детских садах уделяется здоровьесберегающим технологиям. Практически в каждом дошкольном учреждении имеются спортзалы. Есть семь бассейнов, и дети там обучаются азам плавания. Кроме того, в этом году в 15 садах внедряется новая оздоровительная программа «Маугли». Разработчик программы сейчас находится в нашем городе и работает с преподавателями физкультуры, которые будут вести ее в детских садах.
– Хочу отметить, что в нашем городе в детсадах реализуются две основные образовательные программы: «От рождения до школы» и «Детство». Помимо этого, в семи учреждениях функционируют группы компенсирующей направленности – для детей с ограниченными возможностями здоровья, – дополняет Наталья Птахова, начальник отдела дошкольного образования управления по работе с муниципальными учреждениями образования. – В детских садах № 29 и 145 работают группы кратковременного пребывания для детей с задержками психического здоровья. С ними работают специалисты – психолог, логопед.
В детсаду № 169 используется такая здоровьесберегающая технология, как игровой стретчинг (упражнения на растяжку), в 155-м – самомассаж и дыхательная гимнастика, в 156-м – ритмика, в 151-м – гимнастика с элементами хореографии. В детсаду № 172 дети оздоравливаются на основе методики Кудрявцева.
В прошлом году восемь детских садов стали работать по проекту «Интеллект», они занимаются развитием логического мышления у детей. В этих садах имеются детские лаборатории.
С этого года во многих детсадах появятся кружки по робототехнике. Уже в шести такие кружки существуют, они работают на специальных конструкторах фирмы «Лего». Один из таких садов, № 713, выиграл в этом году грант администрации Владивостока, привлекая к участию в кружке детей с ОВЗ. Детсад № 39 является пилотной площадкой по программе «Одаренные дети». Здесь реализуются программы по развитию межполушарного взаимодействия: ментальная арифметика, «Секреты домино», «Шахматы для дошкольников». Мы провели несколько обучающих курсов по внедрению ментальной арифметики в других детских садах.
Большую работу проводим с родителями, особенно по волонтерскому движению. В детсадах № 26 и 93 были проведены вместе с родителями мастер-классы, а затем ярмарки, средства от которых передали на благотворительность.
– В недавнем прошлом много вопросов у родителей возникало по поводу питания в садах...
– Сегодня организуют питание семь компаний. Меню утверждено с Роспотребнадзором, оно сезонное – зимнее и летнее. В детсаду пятиразовое питание. За качеством используемых продуктов следят специально созданные в каждом саду родительские группы общественного контроля – 3-5 человек. Также в каждом саду есть ответственный за качество питания, брокеражная комиссия, сотрудники детсада ведут постоянный контроль качества продуктов и технологии приготовления блюд. Наша цель – чтобы дети получали вкусное, разнообразное и качественное питание.
– Все ли дети получают путевки в те сады, которые находятся ближе всего к их дому?
– Увы, к сожалению, еще не всегда мы можем выдать родителям путевку в тот детский сад, который находится ближе всего к их дому. Есть у нас очень населенные районы, например Снеговая Падь, или те, где детские учреждения только будут строиться, Патрокл например. В таких случаях мы пытаемся предложить места в саду, расположенном ближе к работе мамы или папы или удобно с точки зрения транспортной доступности.
Мы надеемся, что в новом учебном году в образовательных учреждениях города будут только радостные события и счастливые дети.
Кстати
В рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» (одно из направлений которого «Образование») во Владивостоке создается детский технопарк «Кванториум». Образовательная деятельность технопарка будет осуществляться по следующим направлениям: промробоквантум, автоквантум, аэроквантум, IT-квантум, промдизайнквантум, VR/AR виртуальная реальность/дополненная реальность, энерджиквантум, биоквантум, хайтек. Откроется «Кванториум» ориентировочно в октябре.
В управлении работает горячая линия по вопросам записи в школу: 2-534-739 и 2-534-738.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ