Подкоп под Айвазовского и Верещагина

Из-за стройки делового центра залы Приморской картинной галереи пошли трещинами

28 авг. 2019 Электронная версия газеты "Владивосток" №4563 (6268) от 28 авг. 2019

Грозит ли Приморской картинной галерее накануне ВЭФ и грандиозных выставок закрытие на долгосрочный ремонт?

Посетителям, в том числе многочисленным туристам из АТР, гуляющим по залам Приморской картинной галереи каждый день и восхищающимся шедеврами живописи в ее залах, как и жителям Владивостока, с нетерпением ожидающим открытия выставок шедевров Боттичелли и Бориса Решетникова, и в голову не может прийти, что именно сейчас, в эти дни, решается важнейший вопрос: закроется ли галерея на длительный ремонт? 

В каком состоянии вообще находится это старинное здание, памятник истории и архитектуры? Нет, с фасада и даже внутри оно, не так давно (чуть более пяти лет назад) прошедшее капитальный ремонт, выглядит отлично. В рамках ремонта в залах установили системы климат-контроля, дизайнеры продумали цветовые гаммы каждого помещения, расположение осветительных приборов и множество других деталей. 

С одной стороны, сегодня Приморская картинная галерея – образец современного подхода к выставочным технологиям. С другой… Если обойти здание с тыла, то обнаружится обнажившаяся историческая подпорная стена, леса у одной из задних стен. А кроме того, сейчас в галерее работают эксперты, которые решают, что ждет это достояние Владивостока. Что же случилось?

Углубим исторический центр?

Все началось с того, что около года назад буквально в паре метров от задней части здания началось строительство общественно-делового центра (ОДЦ). Еще во время обсуждения проекта на градостроительном совете заказчику, ООО «ТИМКО», говорили о необходимости учитывать тот факт, что стройка по адресу Ланинский переулок, 4 будет вестись в историческом центре города, что вокруг – памятники истории и архитектуры. Представители заказчика кивали…

– Мы, собственно, узнали о том, что в двух шагах от стен галереи начинается строительство ОДЦ, только тогда, когда участок был огорожен, спилены деревья, – рассказывает Алена Даценко, директор Приморской картинной галереи. – Тогда же появилась и табличка с информацией о строительстве.

В принципе, мы не ожидали плохого. Но… Как выяснилось позже, уже не по проекту, а по воле то ли заказчика, то ли подрядчика было решено сделать большую выемку грунта – чтобы организовать в бизнес-центре подземную парковку. Работы велись серьезные, такие, что в наших залах, например парадных, когда применялась ударная строительная техника, ощущалась вибрация и люстры ходуном ходили.

Оказалось, что грунт в нашем районе подвижный и сложный. Вскоре после начала выемки грунта (а строители углубились более чем на 10 метров) по зданию галереи пошли трещины. Первая появилась на стене, что выходит на стройку. В этой комнате у нас располагалась бухгалтерия. 

Нашему зданию более ста лет. И да, трещины на нем есть. Но это была не просто трещина. Она начала стремительно расширяться. Мы, разумеется, связали это со строительными работами, забили тревогу. Обратились в надзорные органы – инспекцию по охране культурных памятников, пригласили на разговор и застройщика. Представители инспекции были в шоке, когда увидели, сколько грунта было вынуто, какой глубины выкопан котлован. Строительство было приостановлено, застройщика обязали устранить трещину на нашем здании.

 Мы спрашивали, проводил ли застройщик мониторинг состояния нашего здания во время работ, но внятного и однозначного ответа не получили, и никаких маячков на наше здание поставлено не было. Такое чувство, что представители компании не понимали, что начали строительство в историческом центре города, что вокруг – памятники архитектуры, мало того, мы, например, имеем огромной ценности фонды, которые хранятся в нашем же здании. Как можно так непрофессионально подойти к строительству, я не знаю. 

Что скажет экспертиза?

– А затем стала обваливаться историческая подпорная стена, которая идет вокруг нашего здания и служила ему верой и правдой с самого начала, – продолжает Алена Даценко. – Строители попытались ее укрепить, но при этом зачем-то вытащили и унесли в неизвестном направлении часть камней из кладки, которые составляли эту стену. Зато поставили просто смешные подпорки. И только потом представили на согласование в администрацию города проект укрепления этой самой стены! У нас теперь рядом открытая кладка, а дожди идут какие! Мы боимся, что стена поплывет в любой момент. 

 Но самое страшное, конечно, трещины. Мы не знаем, что творится с фундаментом сейчас, но недавно обнаружили, что в зале, где висит картина Айвазовского, по стене пошла глубокая трещина, появились трещины и в зале, где висят работы Верещагина. Застройщик сказал, что готов устранить их. Но это хорошо только на словах.
 Что для нас в реальности значит «устранить трещину в выставочном зале»? Это значит закрыть галерею! Потому что во время устранения трещины в бухгалтерии строители работали с дрелями, врезались в кирпич, было много шума, а уж пыли... 

Ну пересадить на время ремонта бухгалтеров в другую комнату можно (между прочим, он длился два месяца), а вот с выставочным залом такое не проделаешь. Нужно вынести все картины, законсервировать остальные залы, чтобы пыль не попала туда, снять панели, штукатурку. Провести работы по заделке трещины. Затем снова красить. Это огромный объем работ, и вести какую-либо деятельность в это время мы не сможем. То есть придется приостанавливать работу над всеми проектами, которые уже запущены, закрывать, повторю, галерею. На несколько месяцев! 

Поэтому мы решили пригласить экспертов, которые тщательно обследуют и фасад, и заднюю часть здания, и фундамент, сделают выводы, что происходит с галереей и чем конкретно обернулись для нас строительные работы по созданию ОДЦ. Эксперты уже начали свою деятельность, мы ждем заключения, после которого уже вместе с представителями департамента культуры администрации края, инспекции по охране памятников будем решать, что же делать дальше. Пока что мы можем только надеяться на лучшее. 

Подчеркну, что пока застройщик выражает готовность устранить все неполадки, но мы сначала хотим понять, какой именно ущерб получило здание. Идти методом «латания дыр» мы не готовы. Если речь пойдет о серьезном ремонте, нам придется и готовиться к нему всерьез. Напомню, что предыдущий ремонт галереи длился 10 лет...

ОТ РЕДАКЦИИ. После проведения экспертизы «В» намерен вернуться к теме и обнародовать ее результаты.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ