В яму за миллионы

На зоне делают спортивные ставки, зарабатывают на машины и квартиры, плетут интриги и планируют убийства на воле

14 авг. 2019 Электронная версия газеты "Владивосток" №4555 (6260) от 14 авг. 2019

В основе этой публикации материалы уголовного дела, которое расследовал старший следователь первого отдела по расследованию особо важных дел следственного управления СК России по Приморскому краю Дмитрий Коробов. Имена и фамилии некоторых персонажей изменены.

«Он так тщательно закопал и утрамбовал яму, что, если бы Корнелюк не показал это место, мы бы ни за что его не нашли. Даже запаха бы не было»

Николай Корнелюк, приговоренный в 2002 году за убийство к 17 годам лишения свободы, в июле прошлого года постановлением Партизанского районного суда был освобожден условно-досрочно – за два года и три месяца до окончания срока отбытия наказания. Можно сказать, что Фемида сделала ему подарок к сорокалетию. Бывший осужденный, за плечами которого не одна судимость, мог начать жизнь заново, с чистого листа. Тем более что у него были жена и малолетний ребенок. Но вышел он за ворота колонии не с чистой совестью, а с черными мыслями. 

1001 роза для «заочницы»

Шестого сентября 2018 года осужденный Анатолий Одинцов, отбывающий наказание в исправительной колонии строгого режима № 22 ГУФСИН России по Приморскому краю (ИК-22) за совершение тяжкого преступления, получил на мобильный телефон SMS-сообщение от своей супруги. Благоверная писала, что машину она продала, квартиру тоже и что они с дочерью уезжают из Врангеля (микрорайон города Находки): 

– Нас не ищи. На развод подам сама.

Послание показалось Одинцову странным: за несколько дней до получения этого послания Надежда приезжала к нему в Волчанец на свиданку. Они не ругались, да и никаких предпосылок для ссоры не было. Мужчина попытался дозвониться до жены и дочери, но их телефоны были отключены. Тогда он позвонил своему брату, который тоже жил во Врангеле. Одинцов попросил его сходить к нему домой и посмотреть, не случилось ли какой беды. И, если что, чтобы брат обратился в полицию.

Небольшая ремарка. Иметь мобильники спецконтингенту в колонии строжайше запрещено. Тем не менее практика показывает: осужденные этот запрет обходят и без проблем в любое время могут позвонить на волю. Каким образом сотовые телефоны попадают на зону – загадка. Но, по словам бывших осужденных, если отрядник (сотрудник исправительно-трудовой колонии, под начальством которого находится отряд. – Прим. авт.) не беспредельщик, то с ним всегда можно договориться, чтобы во время шмона мобильники не изымали. По крайней мере, не у всех…

Одинцов в ИК-22 значился бригадиром на хозяйственном дворе, в его ведении были ремонтные и строительные работы. Он не был в группе блатных и приближенных к авторитетам зоны, тем не менее сотовый у него имелся. И в этой истории мобильный телефон сыграл свою роль. 

В этот же день Одинцову от жены пришла еще одна эсэмэска, последняя, которую он запомнил навсегда: «Я все знаю про всех твоих баб. Живи с той, которой ты подарил 1001 розу». 

Лет пять назад Анатолий действительно подарил огромный букет роз своей знакомой «заочнице» из Москвы. На тот момент Одинцов уже сидел на зоне и был в разводе с супругой. Позже они помирились и расписались по второму кругу. Такое случается. 

С москвичкой он познакомился в социальных сетях Интернета (как, впрочем, и со своей супругой). Стали переписываться. Сиделец ничего ей не обещал, и женщина это понимала. Она знала, с кем поддерживает заочные отношения, но связь не прерывала. Для Одинцова, осужденного за убийство, их переписка была восстановлением утраченных связей с внешним миром. В знак благодарности Анатолий через Интернет заказал и оплатил доставку цветов: букет из 1001 розы «заочнице» вручили в день ее рождения.

О розах для его московской пассии знали только три человека – сам Одинцов, его друг по зоне Денис Кузьменко, а также их общий знакомый Николай Корнелюк, недавно вышедший по УДО. Было время, когда их связывали дружеские узы. 

– Я сразу понял, что Корнелюк здесь как-то замешан. Мы не собирались с супругой еще раз разводиться, и она не планировала уезжать и продавать машину. С какой стати, когда она ее только купила в апреле. Деньги на автомобиль Toyota RAV-4 мои, я их честно заработал на ставках на спорт. Я хорошо разбираюсь в спортивных играх, особенно в хоккее. Делал ставки со своего телефона через Интернет. Иногда просил сделать ставку свою супругу. Надежда оправдывала свое имя – ей везло. Мой первый крупный выигрыш составил около 500 тысяч рублей. Случалось, что проигрывал, но по мелочи. Чаще выигрывал по миллиону, 1,5 миллиона рублей. Было и 7 лимонов. В январе поставил 100 тысяч рублей на три хоккейных матча, выиграл 350 тысяч. Играл на сайтах FonBet, 1-XBet, «Казино Вулкан», историю моих выигрышей можно проверить. На этих сайтах мы с женой зарегистрированы. О моих выигрышах знал весь отряд, в том числе и Корнелюк. Деньги я переводил на карточку Сбербанка, оформленную на жену. На эти деньги она купила квартиру и машину, – рассказал потерпевший Одинцов старшему лейтенанту юстиции Коробову на допросе. Подписывая свои показания, Одинцов криво усмехнулся: 

– Надо же, кем я только в жизни не был. Задержанным и арестованным был, подозреваемым и подсудимым был, теперь вот стал осужденным и потерпевшим в одном флаконе. И еще вдовцом. Видимо, такова моя планида – расплачиваться за свои грехи. 

Главпетух: злопамятен и кровожаден 

Интуиция Одинцова не подвела. Бывший приятель действительно был причастен к пропаже его жены и дочери. Позже следствие установит, что совершить злодеяние Корнелюк задумал еще на зоне… 

Они познакомились в 1994 году, когда находились в одной камере СИЗО-1 во Владивостоке. Потом судьба их свела в ИК-22, где Корнелюк в 2015 году стал смотрящим за осужденными с низким социальным статусом, то есть, как их называют на зоне, «петухами». Имел массу полномочий и привилегий. К примеру, раздавал команды своим подчиненным, кто и что должен делать в колонии. Одних мог отправить на уборку территории, других – на работу в промышленную зону или еще куда-нибудь. Среди «петухов» у Корнелюка была высшая власть. Для них он был пахан. Хотя сам, как и Одинцов с Кузьменко, тоже относился к осужденным с низким социальным статусом. «Блатные» и «мужики» считали западло иметь с ними какие-либо отношения. Особенно с Корнелюком: заключенные считали его человеком без моральных принципов и жизненной цели, жадного до денег, злопамятного и кровожадного. 

Как следует из материалов уголовного дела, летом 2017 года Корнелюк одолжил у Одинцова 1 миллион 200 тысяч рублей, пообещав вскорости вернуть полтора миллиона. Сказал, что деньги нужны на покупку наркотика – гашишного масла для последующей продажи осужденным. Корнелюк слово сдержал, вернул долг с лихвой. 

Вскоре он стал готовиться к условно-досрочному освобождению. Чтобы его получить, сдал правоохранительным органам заместителя начальника воспитательного отдела колонии, которого впоследствии уволили со службы и осудили за неформальную (финансовую) связь с осужденными. Потом он сдал начальника отряда, у которого «случайно» нашли наркотик – химку. Последней жертвой Корнелюка перед УДО стал парень, поставлявший ему с воли наркоту: сдал на расправу ФСБ. 

В колонии знали о двурушничестве смотрящего за «петухами». В отряде его возненавидели, поначалу даже хотели пришить втихую. Но не стали, никто из осужденных не захотел увеличивать себе срок из-за этого «животного». Потом Корнелюка перевели на облегченный режим с правом передвижения по территории колонии. В таком статусе он уже не мог самостоятельно заниматься сбытом наркотиков. Попытался завербовать новых продавцов среди осужденных, но ему все отказывали. Когда он уходил, в отряде оставались его 120 тысяч рублей, которые по решению сидельцев ему не вернули: деньги потратили на ремонт кабинета начальника отряда и комнаты приема пищи. 

В июле 2017 года Корнелюк освободился условно-досрочно, и о нем вскоре в отряде забыли. Но он о своих невозвращенных деньгах помнил. Как и о миллионах Одинцова, которые онлайн-игрок регулярно переводил на банковскую карточку своей супруги. 

Не уверен в вашей порядочности… 

Корнелюк знал адрес Надежды Одинцовой. Ему было известно, что недавно женщина приобрела дорогой автомобиль. Он также полагал, что в ее квартире, расположенной на первом этаже панельной пятиэтажки, хранятся большие суммы денег. 

В ночь со 2 на 3 сентября прошлого года, примерно в три часа после полуночи, Корнелюк приехал на своем автомобиле Toyota Prius в Находку к дому Одинцовой. Судя по пластиковой оконной раме, находящейся в режиме проветривания, хозяйка квартиры была дома и спала. Злоумышленник срезал ножом первую попавшуюся бельевую веревку, сделал из нее петлю, набросил ее на внутреннюю ручку окна и открыл его. Он хотел проникнуть незаметно, без шума – не получилось. Под окном на кровати спала Одинцова. Корнелюк наступил на кровать, женщина проснулась. От шума также проснулись 30 кошек и три собаки, которые находились у нее в квартире. Одинцова состояла в волонтерском движении по спасению бездомных животных. Подбирала с единомышленниками брошенных кошек и собак, кормила их, поила, если надо, лечила, потом пристраивала в добрые руки. 

Увидев нож в руке грабителя, Надежда все поняла. Она узнала Корнелюка, с которым ее познакомил супруг, когда она приезжала к нему на свидание. Непрошеный гость пообещал не убивать: ему нужны деньги и автомобиль, и он уедет. Женщина согласилась написать расписку, что она якобы получила от Корнелюка 1 миллион 200 тысяч рублей за свою Toyota. И еще подписать бланк договора купли-продажи, которого у вымогателя не было. Корнелюк позвонил своей жене, которая гостила в Партизанске у подруги, сказал, что покупает новую машину, и попросил привезти нужный бланк и забрать Prius. 

Корнелюк разговаривал с Одинцовой до рассвета. Около 9 часов женщина попросила грабителя погулять с собаками. Он согласился, прихватив ключи от ее автомобиля. Переложил в его багажник охотничье ружье «Бекас-12М», которое возил в Prius. По словам Корнелюка, ствол и коробку с патронами он купил за 50 тысяч рублей у некоего Александра во Владивостоке на рынке на Спортивной. Личность продавца оружия следствие не установило. 

Он отсутствовал в квартире не более 3-5 минут. Чтобы Надежда не выбежала из дома, связал ей ноги полотенцем и обмотал скотчем. 

Около полудня жена Корнелюка привезла бланк договора купли-продажи. Одинцова подписала его без проволочек, как и расписку в получении денег. Получив желаемое, вымогатель хотел дождаться вечера и уехать. Но тут в гости к матери пришла ее 20-летняя дочь Виктория. Девушка сразу поняла, что в квартире происходит что-то не то. Когда мать ей все рассказала, Вика стала кричать, угрожать Корнелюку расправой: мол, у нее связи в криминальных кругах и ему не удастся просто так уехать из Врангеля – местные бандиты его поймают и закопают. Девушка возмущалась до четырех часов утра. Корнелюку это надоело. Заявил, что не уверен в их порядочности: если их отпустить, то они могут побежать в полицию. Поэтому женщинам придется провести некоторое время с ним, пока он не зарегистрирует автомобиль на свое имя. Одинцова и Виктория согласились. 

Вели себя как дружная семья 

Оформить машину Корнелюк решил в Партизанске, где у него были связи в местном отделении ГИБДД. Но ни в этот день, ни в последующие сделать это не удалось. Помешал экономический форум, проходивший во Владивостоке: все полицейские края, в том числе и сотрудники Госавтоинспекции, были задействованы на этом международном мероприятии. Корнелюк решил остановиться в местной гостинице. Оформил номер на свой паспорт, заявив дежурной, что с ним супруга и дочь. Как расскажут на следствии работники гостиницы, женщины не проявляли ни малейшего беспокойства, все трое вели себя как дружная семья. 

Был момент, когда Корнелюк оставил своих спутниц одних в номере, а сам на 30–40 минут отлучился за продуктами. Но мать и дочь не воспользовались спасительным шансом, не обратились за помощью к работникам гостиницы, не позвонили в полицию или знакомым. Они даже не сбежали, когда выходили покурить на улицу…

В этот же день после обеда Корнелюк решил помыть автомобиль на мойке, при этом ружье, замотанное в полотенце, оставил в номере гостиницы. Попросил не трогать оружие. И его послушались! Хотя женщины, наверное, понимали, что ствол просто так с собой не возят. 

Между тем Корнелюк стал подозревать, что Виктория не успокоилась и, судя по ее странному поведению и перешептыванию с матерью, что-то замыслила. Он решил избавиться от заложников как от ненужных свидетелей. 

В гостинице на ресепшене узнал, что есть человек с экскаватором, некий Григорьев, который оказывает услуги за деньги. Созвонились, встретились. Корнелюк сказал, что нужно выкопать глубокую яму для утилизации строительных отходов. Указал место, где нужно копать. Григорьев запросил 2,5 тысячи рублей. Стоимость работы заказчика устроила, и через 20 минут яма была готова. 

Вечером Виктория заявила, что ее могут потерять на работе и что ей надо позвонить коллегам. Телефоны женщин находились в машине и были выключены. Корнелюк принес мобильник, разрешил позвонить девушке, чтобы она отпросилась у начальства. Что она и сделала, заявив невидимому собеседнику: 

– Я еду с мамой в больницу во Владивосток. Буду через день. 

На другой день троица выехала во Владивосток. Корнелюк не оставлял надежды зарегистрировать автомобиль на свое имя в краевом центре. Но и здесь ему помешал международный форум – отдел регистрации ГИБДД в эти дни не работал. Не добившись желаемого, они пообедали в ресторане «Токио», затем Корнелюк заехал к себе домой переодеться. Самое удивительное, что все время, пока он находился дома, женщины покорно дожидались его в автомобиле и машина была заведена. Езжай не хочу. Не захотели? Или надеялись на благополучный исход похищения? Ответа на эти вопросы нет. 

Ничего не оставалось, как убить 

В половине восьмого вечера они выехали из Владивостока в сторону Артема, где заночевали в гостинице. Рано утром рванули во Врангель (Виктории надо было на работу) и около 5 утра уже были в Шкотово. В районе сафари-парка Корнелюк стал засыпать, попросил, чтобы за руль села Одинцова. Женщина повиновалась, и они поехали во Врангель через Партизанск, где вновь сняли номер в гостинице. Здесь Корнелюк оставил ружье, так как опасался, что его могут остановить сотрудники ГИБДД и проверить машину. Одинцова тоже осталась в гостинице: мол, у нее болит голова и ей надо выспаться. 

По дороге, недалеко от села Новицкого, Виктория вновь наехала на похитителя, заявив, что непременно расскажет все местным бандитам и они его зароют так, что ни одна собака не найдет. 

Из показаний подозреваемого Корнелюка Н.Н.: 

«Виктория сидела на пассажирском сиденье слева от меня. От ее слов мне стало не по себе. Я не помню, что испытывал в этот момент. Левой рукой достал из бардачка нож, который заранее туда положил, и наотмашь нанес девушке не менее 4–5 ударов в живот. Куда конкретно попадало лезвие, я не видел, так как одновременно останавливал автомобиль. Мы двигались со скоростью 60–80 км в час. Виктория пыталась отбиваться руками и ногами, но быстро успокоилась. Когда я остановил машину, она уже не подавала признаков жизни». 

Вернувшись в Партизанск, Корнелюк сбросил тело девушки в яму. На допросе он скажет: у него не было иного выбора, как убить и Надежду Одинцову. Приехав в гостиницу, он заявил Надежде, что отвез Вику на работу и теперь ему нужно избавиться от ружья. 

– На трассе много полицейских. Ты поедешь со мной, вместе мы меньше привлекаем внимание, – сказал, улыбаясь, убийца. 

Надежда села на переднее сиденье, где еще час назад сидела ее дочь. До ямы в лесном массиве с трупом Виктории доехали за 10 минут. Остановились около брошенных бетонных плит. 

– Покурим перед дальней дорогой, – предложил Корнелюк, протягивая женщине пачку сигарет. Одинцова спокойно взяла одну. Они сидели молча и курили. Наверное, женщина все же что-то почувствовала: она вдруг вышла из автомобиля, сделала шаг к яме и остановилась. Корнелюк быстро достал заряженное ружье и выстрелил ей в спину. Надежда упала на землю лицом вниз без признаков жизни… 

После расстрела Корнелюк съездил в строительный магазин, расположенный неподалеку, купил оргалит, линолеум, несколько листов пенопласта. Вернулся к яме и накрыл ими трупы. После чего позвонил хозяину экскаватора и попросил закопать яму. 

Экскаваторщик, закапывая стройматериалы, удивлялся: зачем надо было рыть такой глубокий котлован, если мусора совсем немного? Он вновь получил 2,5 тысячи рублей, даже не подозревая, какую страшную работу выполняет. Представляете, какие чувства мужчина испытал, когда ему сказали, что он на самом деле закапывал… Трупы лежали на глубине почти пять метров. 

– Он так тщательно закопал и утрамбовал яму, что, если бы Корнелюк не показал это место, мы бы ни за что его не нашли. Даже запаха бы не было, – рассказал «В» старший лейтенант юстиции Дмитрий Коробов. 

Рано радовался 

Автомобиль Toyota RAV-4 выпуска 2015 года не интересовал Корнелюка, ему нужны были только деньги. Он попытался продать внедорожник через популярный автомобильный сайт. Но через три дня снял объявление, договорившись об обмене похищенного авто на автомобиль марки Subaru Legacy B4 выпуска 2015 года. В дополнение к автомобилю он передал новому владельцу RAV фиктивный договор купли-продажи и липовую расписку о получении денег гражданкой Одинцовой в сумме 1 миллион 200 тысяч рублей за проданный автомобиль. Для пущей убедительности законности обмена. 

Автомобилист был счастлив: по его мнению, сделка без доплаты с его стороны, ключ в ключ, была очень выгодной. До этого он год пытался продать свой Subaru, но никто на него даже не смотрел. А тут заполучил почти новый RAV-4, да еще в кузове его любимого белого цвета. Это было без пяти минут счастье. Правда, недолгое… Бедолага не мог представить, какие проблемы ждут его впереди. 

Через день после обмена, 13 сентября, Корнелюк зарегистрировал на свое имя Subaru в краевой Госавтоинспекции. И теперь изъять у него автомобиль можно только по решению суда: если гражданский суд отменит решение о его регистрации на имя Корнелюка. Но когда это случится, неизвестно. 

Что касается автомобиля Toyota RAV-4, то его вернули потерпевшему, точнее, родному брату Анатолия Одинцова.

Кому свобода, кому нары 

Брат Одинцова написал заявление в полицию о пропаже женщины и ее дочери, которые, по словам соседей, должны были вернуться из Владивостока еще 5 сентября. Но не появились ни 5-го, ни 6-го, ни даже 15 сентября. 

…За закрытой дверью квартиры Одинцовой выли и дико мяукали голодные животные. Когда 17 сентября специалисты спецслужбы в присутствии участкового и свидетелей вскрыли квартиру, под ноги им бросились 30 голодных кошек и три собаки. Животные выскочили из подъезда и разбежались в разные стороны. Запах в квартире стоял тошнотворный. Вся мебель и стены были исцарапаны, постельное белье разорвано в мелкие клочья. 

Николая Корнелюка задержали 19 сентября в Артеме сотрудники всем известного отдела по расследованию преступлений против личности УГРО Приморского края, расположенного во Владивостоке на улице Карбышева, 4. Не раскрывая подробностей всех следственно-оперативных мероприятий, скажем лишь, что преступника вычислили благодаря мобильнику одной из убитых, который он почему-то не выбросил и возил в своей машине. Хотя у телефона было разбито защитное стекло, да и внешний вид непрезентабельный. 

Подозреваемый Корнелюк сразу дал признательные показания и сдал ружье, из которого застрелил Одинцову. Он возил его с собой в багажнике. Будучи уже судимым в 2002 году за убийство женщины, которое совершил вместе с подельником, он понимал, что на щадящий приговор рассчитывать не приходится, поскольку имел за плечами особо опасный рецидив. Но и получить пожизненное наказание не хотел. Впрочем, здесь последнее слово за представителем Фемиды, которая уже давала ему шанс полтора года назад.

Автор: Сергей КОЖИН