Ждать ли нашествия «Мерседесов» из Поднебесной

В России уже скоро могут появиться подержанные автомобили из Китая, причем как чисто китайские, так и японские, европейские и американские модели, произведенные в Поднебесной. Главными воротами ввоза может стать Владивосток – здесь сейчас действует отсрочка на оснащение автомобилей системой «ЭРА-ГЛОНАСС». Причем цены на автомобили из Китая довольно заманчивые. Подробности – в материале «Известий».

8 авг. 2019 Электронная версия газеты "Владивосток" №4552 (6257) от 8 авг. 2019

Первое китайское предупреждение

В конце июля первая партия автомобилей с пробегом из Гуанчжоу была отправлена на экспорт. Таким образом местная компания отреагировала на решение министерства торговли Китая о снятии запрета на экспорт автомобилей китайской сборки с пробегом. Изначально жесткие ограничения на экспорт авто со вторичного рынка действовали по договоренности между китайским правительством и автоконцернами – существовали серьезные опасения, что плохое качество произведенных в стране автомобилей (иностранных в том числе) навредит имиджу этих компаний за рубежом.

За последние годы качество китайских автомобилей существенно выросло. В то же время в 2018 году рынок новых машин Китая вошел в фазу стагнации (28 млн штук – 2,8% к 2017 году), в связи с чем и было принято решение немного увеличить емкость рынка новых авто за счет экспорта подержанных.

Первая экспортная партия составила 300 штук суммарной стоимостью $2,5 млн. Таким образом, до таможенной очистки средняя цена одного отправленного на экспорт автомобиля составила $8,3 тыс., или примерно 510 тыс. рублей. Правда, компания из Гуанчжоу не указала, о каких именно марках и моделях автомобилей идет речь, но уже известно, что в качестве адресов назначения выбраны Мьянма, Камбоджа, Нигерия и Россия.

Ищут вход

Китайские бизнесмены уже проводили ряд предварительных встреч с некоторыми автодилерами Владивостока на предмет реализации китайских подержанных машин, рассказал «Известиям» источник, знакомый с ситуацией в автобизнесе Приморья. Местные продавцы, поставляющие японские праворульные иномарки, имеют все необходимые компетенции для оперативной растаможки, поставок в Центральную Россию и продажи подержанных машин, к тому же в регионе временно приостановлена обязанность при ввозе устанавливать бортовой модуль российской системы экстренного реагирования на ДТП «ЭРА-ГЛОНАСС».

Единичные поставки подержанных автомобилей из Китая в Россию уже осуществлялись. К примеру, сейчас на одной из площадок объявлений можно найти лот с BMW 530Li, буква L означает, что это удлиненная версия BMW 5-series. Такие машины производятся исключительно для Китая, но именно они могут быть интересны россиянам, считает автомобильный эксперт Сергей Ифанов.

«В прошлом году в Китае было продано 28 млн новых машин и только 14 млн подержанных. Всего же в Китае насчитывается около 300 млн автомобилей с пробегом, сравните это с 5,5 млн российского вторичного рынка и почувствуйте разницу – в 55 раз больше. Ассортимент там колоссальный, соответственно, предложение по цене очень выгодное, я бы даже сказал демпинговое. Конечно, не все, что есть там, может быть интересно нашему покупателю, но, скажем, хорошо зарекомендовавшие у нас модели Toyota, Volkswagen, BMW и Mercedes-Benz были бы наиболее востребованы. Тем более что и для перекупов они более маржинальны», – отметил Ифанов.

Не рассчитывайте на «много»

Впрочем, большой перспективы у подержанных китайских автомобилей в России нет. Экспорт вряд ли перешагнет хоть сколько-нибудь существенный показатель, считает аналитик по автопрому ВТБ-Капитала Владимир Беспалов. По его словам, меры российского правительства (заградительные таможенные тарифы и утилизационный сбор) защитили российский рынок от подержанных иномарок. Экономической целесообразности везти какие-либо подержанные иномарки в Россию нет, полагает эксперт.

Сейчас в России таможенная пошлина на легковые автомобили с пробегом составляет 22 %. Вдобавок не менее ощутимо бьют по импорту проиндексированные на 15 % в 2017 году ставки утилизационного сбора. Например, за автомобиль с двигателем объемом свыше 2 л придется заплатить сбор 84–126 тыс. рублей. Кроме того, придется потратиться на получение свидетельства безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС).

В правительстве такие барьеры считают достаточными: в Минэкономразвития вопрос по защите авторынка от импорта подержанных автомобилей переадресовали коллегам в Минпромторге. Там, в свою очередь, «Известиям» сообщили, что, несмотря на снижение таможенных пошлин в прошлом году (по договоренностям с ВТО), министерство не ожидает серьезного увеличения импорта подержанных автомобилей.

Сервис – и продавцы найдутся

Производители и продавцы автомобилей по-разному оценивают перспективы вероятного китайского нашествия. В российском офисе BMW «Известиям» сообщили, что любой автомобиль BMW может рассчитывать на качественное обслуживание в официальных дилерских центрах вне зависимости от места производства, но запчастей может на него и не оказаться у дилеров.

«Мы уважаем право потребителя выбирать товары и услуги, наиболее соответствующие его потребностям. Вместе с тем автомобили с пробегом, ввезенные в Россию с других рынков, могут быть не сертифицированы на российском рынке и не предназначены для постоянного использования в России с учетом климатических и других эксплуатационных особенностей. Существуют также определенные модели, которые предназначены для отдельных рынков, соответственно, запчасти для них не поставляются на другие рынки», – рассказал изданию официальный представитель BMW в России Василий Мельников.

В компании Toyota сообщили, что отзывные кампании и обслуживание у дилера будут производиться также независимо от страны ввоза, но на заводскую гарантию не стоит рассчитывать.

«Сервисные кампании не зависят от способа ввоза, модели автомобиля и возраста. Владелец любого автомобиля Toyota и Lexus может обратиться за сервисным обслуживанием и заказом запасных частей в официальный дилерский центр Toyota и Lexus. Что касается гарантии, то она распространяется только на автомобили, приобретенные у официального дилера на территории России, на транзитные автомобили и автомобили, поставляемые на экспорт».

Ну а для дилеров подержанные автомобили из Китая могут стать дополнительной точкой роста, считает генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Денис Петрунин.

«Сейчас российские потребители потихоньку начали привыкать к китайским автомобилям, спрос на них есть, и он постепенно повышается. Поэтому, если в России будет официальная дистрибуция китайских авто, мы будем рассматривать вариант дилерства и настроены положительно. Рано говорить о марках, так как пока неизвестно, какие именно авто будут поставляться в Россию. Обслуживать китайские автомобили планируем в случае доступности запчастей, даже если не станем дистрибуторами, – отметил Петрунин.

Автор: Отдел экономики «В»