Где интересно, там нет асфальта…
Мотопутешественник из Владивостока рассказал о своих поездках за полярный круг и в Монголию
С 7 по 11 августа рядом с Большим Камнем пройдет мотофестиваль «Навстречу ветрам». Мотопутешественники – одни из самых интересных собеседников, в чем убедилась ведущая программы «Экватор» на радио VBC Александра Смолина.
«Хотелось бы, чтобы ушло это старое впечатление о байкерах: какие-то бородатые, непонятные и страшные дядьки, которые все заваливают горами банок из-под пива»
«Потом американцы мне поднадоели – слишком долго раскачивались, завтракали, ехали. И я от них отъехал...»
Есть у братьев Стругацких в «Трудно быть богом» цитата: «Там, где асфальт, ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта…» Эти строки подтверждает гость студии Алексей Севостьянов, побывавший на своем железном коне в степях Монголии, песках пустыни Гоби и за полярным кругом.
Дружба под рычание моторов
– Мотофестиваль заявляет о себе как о неформальной встрече байкеров. Почему неформальная встреча? Без протоколов и галстуков?
– У фестиваля дружеский формат, который предполагает свободное общение. Но это еще и серьезный организационный процесс. Любое действие, которое собирает много людей, нужно как-то подготовить. Чтобы не просто люди приехали на пляж, его изгадили и свалили. Иногда читаешь Интернет и видишь релиз о какой-нибудь байкерской встрече, а под ним комментарии – вот опять, дескать, приедут эти мотоциклисты и все замусорят. На деле же все совсем не так. Естественно, под фестиваль выделяется определенная часть пляжа, мусор вывозится, за порядком следят. Хотелось бы, чтобы ушло это старое впечатление о байкерах, как из американских фильмов: какие-то бородатые, непонятные и страшные дядьки, которые все заваливают горами банок из-под пива. Все будет цивилизованно.
– Чем отличаются мотопутешественники от привычных в нашем понимании байкеров?
– Все эти понятия – байкер, мотоциклист, фрирайдер и прочее – только вносят ненужные сложности. От них надо отойти. Мотомир огромный, он включает большое количество увлечений. Кто-то возится со спортивными мотоциклами, кто-то берет «эндурики» (мотоциклы для езды по бездорожью. – Прим. авт.) и едет с ними в лес, кто-то на красивом, отполированном и дорогом байке приезжает на набережную кофе попить и сделать селфи. А кто-то путешествует. Я бы не сказал, что таких много. Мотопутешествия – это не бюджетный вариант. Нужно готовить к поездке сам мотоцикл, нести кучу других расходов. Не хочу говорить, что тратятся какие-то сумасшедшие деньги, но это действительно дорого.
– Это состояние души и кошелька. Насколько понимаю, фестиваль будет юбилейным. Ему исполняется пять лет?
– Да. Все помнят нашего известного мотопутешественника Игоря Соколова по прозвищу Синус, который начал свои поездки еще 20 лет назад. Их активно освещали в СМИ. Он начал ездить тогда, когда еще не была построена трасса «Амур», по которой в 2011 году проехал Владимир Путин на желтой «Ладе-Калине». Дорогу построили, и вся страна перед тобой – сел и поехал. Раньше все было куда сложнее.
И вот Игорь Синус создал в Интернете форум «Беспечный ездок» для таких же любителей путешествий на мотоциклах, как и он. Одна из участниц форума – Наталья по прозвищу Катастрофа – выступила с инициативой проведения фестиваля мотопутешественников. Игорь ее поддержал. Мероприятие получилось, и его формат удался.
– Уже известно количество участников?
– Сколько приедет точно, мы не знаем. В прошлом году фестиваль посетило около 800 человек. Время бежит, у участников появляются семьи, дети. Так что люди к нам приезжают и на автомобилях с женами, сыновьями и дочками. Некоторые такие крохи, что их катают в колясках. Есть и 70-летние участники. Приезжают участники из других регионов и стран. Из Донбасса была девушка по прозвищу Джоконда.
Приезжают абсолютно на всем. Это может быть дорогущий БМВ за два миллиона рублей. Или «дырчик» – самый легкий мопед. На раритетной технике прибывают. Есть товарищ из Арсеньева, он приезжает на отреставрированном мотоцикле «Юпитер-5», которому уже более 40 лет. Пока к нам добирается, его раза три ремонтирует.
Злые пески
– Чтобы ездить на мотоцикле, обязательно обладать углубленными техническими знаниями?
– Тем, кто отправляется далеко, кто ездит по лесам, откуда будет очень сложно эвакуировать мотоцикл, обязательно. Какие-то технические навыки должны быть. А если человек не ездит дальше Владивостока, то ему напрягаться особенно и не надо.
– Погода не технику влияет? Как она ведет себя в наших туманах?
– Дождь и морось – не самое страшное, что может случиться. У меня были три поездки в Монголию, где дорожных маршрутов-то особенно и нет. Песок убивает мотоцикл. Он просто везде. Забивается во все щели, в карбюраторы, фильтры. А погода для мотоцикла – это мелочи.
– Вы бывали за полярным кругом?
– Да. Хочется посмотреть мир своими глазами. Я был на Кольском полуострове, на Белом и Баренцевом морях, а также в месте, где они сходятся, – на Северном Ледовитом океане. Ездил в Териберку (село в Мурманской области, одно из самых живописных мест на Севере. – Прим. авт.), чтобы посмотреть на косаток и искупаться.
Когда там оказываешься, первое, на что обращаешь внимание, – красота природы. Это невозможно передать. Лето короткое, но все в это время года просто расцветает.
Во-вторых, я там понял, что такое полярный день. Питерские белые ночи по сравнению с ним – небо и земля. Даже в расчет брать не стоит. Я вспомнил, как в первом классе учительница рассказывала, что где-то на Севере есть места, в которых солнце не садится. Для меня это было какой-то сказкой. И вот я уже взрослым оказываюсь в тех самых местах, вижу это все своими глазами. И превращаюсь в маленького мальчика, который только начинает познавать мир. Вроде жил долго, кажется, что все тебе знакомо, что все знаешь, что все повидал. А тут раз – и видишь тундру, полярный день, природу. Это очень интересно и завораживает.
Не в километрах дело
– Где еще удалось побывать кроме заполярного круга и песков Монголии?
– По России проезжал, с Золотым кольцом познакомился. На Алтае был пять раз. Был на плато Укок – в том самом месте, где откопали алтайскую принцессу. Был в пустыне Гоби. Долго перечислять.
У меня маршруты не на количество километров, которые надо преодолеть, а на места, которые надо разведать вдоль и поперек. Я могу за целый день проехать всего 200 километров, но это будет очень долгий и напряженный путь. По асфальту на быстром мотоцикле за день можно проехать и полторы тысячи километров. Мне сложно хвастаться большими расстояниями, мне проще похвалиться трудными маршрутами и территориями, где я побывал.
– А куда посоветуете съездить начинающему мотопутешественнику?
– Так как в Китай у нас не пускают на своем мотоцикле, Япония очень дорогая, а дорога в сторону Москвы одна, то советы особо не нужны. Можете доехать по трассе «Амур» до района Тынды и там либо свернуть на север – в Якутск и Магадан, либо поехать дальше в сторону Москвы. По этому маршруту по основной трассе после Читы Улан-Удэ и Байкал.
Обычно новички едут как раз на Байкал. Если честно, я бы посоветовал не замахиваться сразу на него. Лучше доехать сначала до Благовещенска, посмотреть, твое это или не твое. Когда сидишь дома и строишь планы, вроде легко. Но в реальности проблемы будут не в каких-то физических нагрузках, а в эмоциональном настрое. Долгое время у тебя не будет горячего душа, комфортного туалета. Будут и другие бытовые сложности.
Я бы советовал сначала проехать не больше двух тысяч километров, а потом уже решать, надо ли оно вам… Часто встречал людей, которые без опыта поездок замахивались на большие путешествия. А потом видно было, что эти люди удовольствия не получают. Доделывают маршрут уже чисто ради галочки.
Одиночество в степи
– Вы путешествуете в одиночестве или с группой единомышленников?
– Найти товарища, по-хорошему сумасшедшего, который был бы готов отправиться в подобное мотопутешествие и который бы еще тебе психологически подходил, невероятно сложно. Легче себе, наверное, жену найти.
Кто-то хочет отдохнуть, кто-то ехать дальше, кто-то сова, кто-то жаворонок. Когда вы подстраиваетесь друг под друга, то главный результат – вам обоим будет некомфортно. Как правило, через некоторое время вы разъедетесь, уже поссорившись. Если честно, то такого товарища, с которым было бы комфортно ездить, не нашел.
Но в своих путешествиях я всегда встречаю такого же одинокого путешественника. И мы с ним договариваемся проехать какой-то участок вместе.
В 2016 году у меня был случай. Ехал по северу Монголии, недалеко от границы с Россией, с Республикой Тыва. И у меня сломался мотоцикл. Что-то с электрикой. А место безлюдное, пару раз монголы на лошадях проскакали, которые ничем, кроме сочувствия, помочь не могли. Я разобрал полмотоцикла на детали, сидел, думал, прикидывал. До ближайшего монгольского города было 100 километров. Думал, как бы мне на попутных лошадях с этими монголами доехать до города, найти грузовик, эвакуироваться. И вдруг уже под вечер подъехал ко мне такой же байкер, как и я. Звали его Сергей. Родом из Кемерово. Он разбирался в электрике. У него с собой были специальные приборы. Прозвонили всю электрику, нашли причину, сделали мотоцикл. Уже в ночь доехали до города, сняли там юрту. Надо сказать, что это в пригороде Улан-Батора за юрту берут большие деньги, а вдали от цивилизации – как договоришься. Мы за 300 рублей договорились. И мы с Сергеем вместе прокатились по северу Монголии. Со стороны Алтая в сторону Бурятии и Иркутска. Я его проводил до озера Хубсубул, мы пожали друг другу руки и попрощались.
А до этого – на Алтае – встретил американских путешественников. Мы с ними прокатились до китайской границы. Потом американцы мне поднадоели – слишком долго раскачивались, завтракали, ехали. И я от них отъехал.
Вот так и получается каждый раз, что ты вроде один поехал, а по пути со многими людьми повстречался.
– Как долго длятся ваши путешествия?
– Это вопрос комфорта. Кто-то может и на год уехать. А я, поколесив по миру, понял, что никогда не отправлюсь в кругосветку. Потому что такая история сильно вымотает и будет не в радость.
У меня формат следующий: я выбираю регион, который хочу изучить и в который хочу погрузиться.
В 2015 году у меня были Карелия и Кольский полуостров. Я этот маршрут готовил долго, сидел с картами, читал, смотрел, куда можно заехать. Неделю посвятил Карелии, неделю – Кольскому полуострову.
Мои поездки занимают, как правило, чуть больше месяца. Например, я отправляю мотоцикл в Новосибирск, там сажусь на него. Через Алтай еду в Монголию, где провожу месяц. Не просто езжу от границы до границы – ее так можно и за пять дней проехать. Нет, выбираю места, про которые читал и которые хотел бы навестить.
Есть путешественники, которые едут из Москвы во Владивосток. Это банальный маршрут. Они приезжают в наш город, добираются до видовой площадки, посмотрят на Золотой Рог, и все – у них завтра самолет. Ребят, но вы же не видели Приморский край! Вы можете поехать в морской заповедник – культовое для байкеров место, на север края – в сторону Тернея, тоже интересные места. А мне в ответ: мы бы съездили, да времени уже нет, сроки заканчиваются. Видя такие истории, я понял, что повторять их не буду. Чтобы посмотреть Приморье, нужно сюда приехать минимум на неделю, а то и две. Потом только можно вернуться в Москву и сказать: да, ребята, я все видел и понял.
Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ