Транспортная перезагрузка
Маршруты поменяют, безналичный расчет введут, вернут автобусы-экспрессы
От безналичной оплаты проезда городу никуда не деться. Как и от повышения тарифов
Перефразируя крылатое выражение из всеми любимого «Золотого теленка», сегодня можно сказать: общественный транспорт для большого города – это не роскошь, а средство передвижения. Даже заядлым автомобилистам с учетом дорожной обстановки порой приходится пересаживаться на общедоступные автобусы, что уж говорить о сотнях тысяч безлошадных горожан. Именно поэтому вопросам транспортного обеспечения администрация дальневосточной столицы всегда уделяет повышенное внимание.
Каким может стать новый тариф на проезд в автобусе? Изменятся ли схемы привычных городских маршрутов? Будем ли мы по-прежнему искать мелочь, чтобы расплатиться за проезд, или перейдем на современные системы оплаты? Зачем Владивостоку суда на воздушной подушке? Появятся ли у нас московские трамваи и новомодные электробусы?
Об этом и многом другом рассказал заместитель главы администрации Владивостока Владимир Черепков во время прямого эфира на «Радио России», посвященного работе городского общественного транспорта и его перспективам.
О повышении тарифа на проезд
– По расчетам, которые представили в администрацию города перевозчики, стоимость проезда в автобусе сегодня должна составлять от 30 до 50 рублей. Каждое из автопредприятий представило экономическое обоснование своих затрат, – подчеркнул Владимир Викторович. – Почему такой разброс цен? У всех разные маршруты, условия работы и транспорт. Могу точно сказать, что администрация города планирует сохранить стоимость проезда в автобусах в пределах 30 рублей. Более того, итоги исследования пассажиропотока подтвердили стоимость перевозки на сегодняшний день на уровне 27-28 рублей. К таким результатам пришли независимые экономисты. Важный момент: изменение тарифа возможно не чаще одного раза в год, так что при утверждении нового тарифа мы должны выдержать этот временной интервал.
О новых автобусах. И трамваях
В конце августа – начале сентября ожидается прибытие во Владивосток первой партии новых автобусов в количестве 46 единиц, до конца года – еще 49. Как уточнил замглавы администрации, 95 % средств на их приобретение выделены из федерального и краевого бюджетов, 5 % – из городского.
– Нужно отметить, что Владивосток сегодня активно участвует в различных национальных и региональных проектах, где есть серьезное софинансирование, – сказал он. – Городу это только на пользу.
Кроме того, по словам Владимира Черепкова, достигнута договоренность с правительством Москвы о передаче Владивостоку десяти трамваев. Представители мэрии и ОАО «Электрический транспорт» съездили в столицу, осмотрели и выбрали подвижной состав, который подходит для нашего города.
– Почему именно десять? Во Владивостоке сохранилась единственная трамвайная ветка от Борисенко до Мингородка. Десять трамваев – это то количество, которого на сегодняшний день достаточно для города и доставку которого мы можем себе позволить без ущерба для городского бюджета, – пояснил вице-мэр.
О закупке электробусов
Сегодня в России реализуется национальный проект по внедрению экологически чистого транспорта. Он подразумевает субсидии в размере 8 миллионов рублей за каждую единицу такой техники. Администрация Владивостока приняла решение об участии в этой программе и закупке двух электробусов.
– Посмотрим, как они зарекомендуют себя в условиях нашего непростого рельефа, – отметил Владимир Черепков. – Если эффект будет положительный, планируем в дальнейшем запускать электробусы на остров Русский и туда, где раньше были трамвайные и троллейбусные линии. Экономически это выгодно: для работы электробусам необходимы станции подзарядки, которые устанавливают на старых тяговых подстанциях. Именно поэтому первые электробусы во Владивостоке встанут на линию, по которой курсировал трамвай маршрута «Луговая – Железнодорожный вокзал». Там же будет установлена зарядная станция.
О судах на воздушной подушке
В начале 2019 года администрация города провела аукцион на приобретение двух судов на воздушной подушке. Специально для Владивостока их строят в Ленинградской области. Каждые десять дней специалисты мэрии связываются с заводом, контролируют, как идет строительство первого судна. Его корпус уже готов, сейчас идет работа по энергетической установке. Параллельно компания «Ховеркрафт» произвела закладку второго судна.
– Оба судна – классическая воздушная подушка. Они экономичны, ремонтопригодны, – рассказал вице-мэр. – Суда данного типа хорошо зарекомендовали себя во времена Советского Союза, технологии изначально использовались военными. Сейчас производитель выпускает гражданскую продукцию.
Подобные суда уже поступили для морских перевозок на Камчатку, для речных – в Хабаровск. А в Благовещенске, на Амуре, такие суда успешно работают более 30 лет.
Во Владивостоке первое судно на воздушной подушке, согласно контракту, ожидается в декабре, на прибрежные морские перевозки планируется выставить его после Нового года. Второе судно ждем к лету.
О безналичной системе оплаты проезда
– Процесс перехода на безналичный расчет в общественном транспорте не так прост, как кажется на первый взгляд. Есть много людей, которые в этом не заинтересованы. Некоторые перевозчики привыкли пользоваться наличным расчетом, который фактически является бесконтрольным. Но в администрации уверены: городу от безналичной системы никуда не деться. Это требование федерального законодательства, – подчеркнул Владимир Черепков. – Сегодня на безналичную оплату уже перешли 8 городских перевозчиков из 14. Остальные – частично. Полностью перешел муниципальный транспорт – автобусы ВПОПАТ-1, а также электротранспорт, то есть трамваи, троллейбусы и фуникулер, и мы сразу увидели реальный объем перевезенных пассажиров.
Для простого горожанина, пассажира, безналичная оплата проезда – это удобство расчета. Для организатора перевозок в лице администрации это еще и оперативная информация. И после полного перехода на систему безналичной оплаты нам не нужно будет заказывать в дальнейшем исследования пассажиропотока. Мы будем сами его видеть.
В этом году планируем завершить процесс внедрения безналичной системы оплаты проезда во всех городских автобусах. При этом никто не отменяет возможность расплатиться за проезд наличными.
О транспортной карте
В этом году во Владивостоке началась реализация так называемой транспортной карты. Вместе с системой безналичной оплаты такая карта позволит пользоваться ею пассажирам, которые являются получателями краевых и федеральных льгот.
– Это плюс и для перевозчиков, – заметил Владимир Викторович. – Сегодня автотранспортные предприятия не получают дотаций за льготных пассажиров, а карта дает такую возможность. Мы, со своей стороны, будем получать информацию, сколько таких пассажиров перевез тот или иной перевозчик.
Также транспортная карта в будущем сможет работать как месячный абонемент.
Об итогах исследования пассажиропотока
Во Владивостоке завершено масштабное исследование пассажиропотока. Его проводили специалисты Санкт-Петербурга.
– Уже сейчас можно сказать, что общественный транспорт Владивостока ожидает серьезная перезагрузка, – заявил вице-мэр. – Кроме стоимости проезда нам рекомендованы изменения маршрутной сети и видов подвижного состава. Планируем убрать из существующей автобусной сети около 10 маршрутов, которые экономически невыгодны – не перевозчикам, а самим пассажирам. И которые делают убыточными соседние маршруты.
При этом планируется ввести около 10 новых маршрутов. Ведь в городе изменилась дорожная сеть, появляются новые микрорайоны. Это все будет учитываться. А самое главное, исследование дало нам информацию, где создавать пересадочные комплексы, в результате чего, по прогнозам, снизится автомобильный трафик и уменьшится количество пробок.
Важный момент – работа на маршрутах автобусов различной вместимости. Так, в городе стало больше автобусов малой вместимости. Одним они нравятся, другим – нет. На этот счет исследование говорит, что нам следует сделать ставку на автобусы средней и большой вместимости. Рекомендовано на ряде маршрутов убрать маленькие автобусы, но это не значит, что они исчезнут с маршрутов вообще. Тем более что несколько перевозчиков недавно их закупили. В этом вопросе учитываем пожелания как пассажиров, так и бизнеса.
Планируем сделать градацию по маршрутам. Одни будут сквозными, то есть основными маршрутами на дальние расстояния с автобусами большой вместимости. А уже с ними на пересадочных комплексах будут стыковаться автобусы средней вместимости. Маленькие автобусы планируется задействовать в спальных районах.
Также рекомендовано вернуть в город экспресс-маршруты. Раньше такие автобусы ходили, например, с Окатовой до центра, но с меньшим количеством остановок, тем самым разгружая основной (сквозной) маршрут. Планируем первый такой экспресс запустить на остров Русский.
Внедрить все рекомендации – процесс небыстрый. Но мы уверены: лучше потратить несколько месяцев, но сделать все по закону. Наша первоочередная задача – подготовить всю необходимую документацию для изменения маршрутной сети.
Автор: Михаил НЕЩЕДРИН