Буддийские мадонны

Знаменитый скульптор и его многочисленная семья играют в куклы. А весь мир немеет от восторга

24 июль 2019 Электронная версия газеты "Владивосток" №4543 (6248) от 24 июль 2019

«Изысканные» – первое слово, которое приходит на ум, когда видишь этих изящно-тонких кукол. Второе слово – «мистические», оно вырывается наружу, едва заглянешь в их опущенные долу монгольские глаза. Третье… Нет, больше думать о словах не хочется. Хочется только ходить от куклы к кукле и смотреть. Смотреть, смотреть, вглядываться, изучать, восхищаться, немея от восторга, и снова смотреть, смотреть…

Выставка, открывающая нам это чудо, называется «Ульгер. Куклы семьи Намдаковых», она приглашает в парадные залы Приморской картинной галереи. Здесь представлены 27 авторских кукол ручной работы. Сделаны они по эскизам всемирно известного бурятского художника и скульптора Даши Намдакова его семьей – мамой, братьями и сестрами. Да, такой вот поразительный семейный подряд, такие удивительные люди: родители и восемь их детей, связавших свои жизни с искусством и изумивших мир уникальным высокохудожественным проектом – созданием магически притягательных кукол. 

К слову сказать, куклы Намдаковых есть в личных коллекциях голливудской дивы Умы Турман, бывшего канцлера ФРГ Герхарда Шредера, олигарха Романа Абрамовича и других мировых знаменитостей…

Сотворение чуда

– Два бурятских села – Усть-Орот и Укурик, в котором живет семья Намдаковых, связаны между собой особой нитью, – рассказывает искусствовед Надежда Комарова. – Первое называют «долиной курганов», а второе – «заповедником умельцев». В одном из курганов Усть-Орота археологи обнаружили произведения древнего скульптурного творчества. А в селе Укурик мастера работают в древней народной технике. 

В традициях ремесленников всего мира – передавать свои умения и творческие секреты родным. Так что работа семьи Намдаковых над одной куклой – это тоже традиция. Отец Даши и его троих братьев и четырех сестер был художником-самоучкой, выполнял заказы для буддийского монастыря: резал деревянные скульптуры, раскрашивал их клишированные отпечатки икон. И привлекал к этому труду детей. Выросли они и стали профессиональными художниками, но любовь к артельной работе осталась, и благодаря этому мы можем любоваться вот такими произведениями искусства. 

– Как мы работаем? – Доржима Намдакова улыбается. – Очень просто. Даши делает эскизы. А семья создает каркас, придает идее образы и формы. Деревянные детали, лица из папье-маше, коралловые бусы, парики из волоса яка и конского волоса – наши материалы. Каждый эскиз, который мы получаем от брата, мы обсуждаем на семейном совете, решаем, в каких тонах выполнить куклу, предлагаем варианты. Ну а кто что конкретно делает, за время многолетнего сотрудничества решилось само собой: у кого что лучше получается. Например, старший брат занимается каркасом, литьем, Цырма – мастер по обработке кожи, наша мама Буда-Ханда – мастер по работе с волосом яка и так далее. 

– Ну а Доржима, – подхватывает рассказ ее сестра Цырма, – тот человек, который собирает куклу и отвечает за финальный образ. Она расписывает лицо, надевает на куклу платье и говорит: все, она готова. 

 Конечно, мы не держим специально в голове все эпосы и легенды бурятского народа, но мы же их читали, знаем, помним. Мы не соблюдаем каноны, когда, допустим, продумываем фасон платья. Но все равно в работе мы обращаемся к корням, потому и выходят у нас куклы с такой ярко выраженной этнической изюминкой. Но это не самоцель. Главное – сделать куклу неповторимой, красивой, нашей, чтобы ясно было, что это кукла Намдаковых. 

По словам мастериц, работа над такими скульптурами кропотливая, на одну уходит около двух месяцев, а на всадницу, например, – около четырех. И даже когда кукла полностью готова, семья снова обсуждает то, что получилось, иногда и изменения вносит – до тех пор, пока не станет ясно, что вышло именно то, что задумывалось.

Тени кочевых империй

Ни одна кукла на выставке не повторяется. Нет одинаковых нарядов, аксессуаров, поз, выражений лица. 

Вот «Мать» – она так нежно обняла приникшее к ней дитя, что в голову сама собой приходит ассоциация с мадоннами Рафаэля – ну совершенно тот же жест! И лицо у нее нежное, словно светится изнутри счастьем и тревогой материнства. 

А вот гибкая «Амазонка». Какая там нежность! Сильное, волевое, даже дерзкое выражение лица, охотничий прищур – она явно следит за тем, куда улетела выпущенная из лука стрела. 

А это – соблазнительная и в то же время целомудренная танцовщица. Что именно она танцует? Народный бурятский танец или фламенко? А может быть, нечто сугубо священное – танец наших предков? Так и слышится блоковское: «И веют древними поверьями ее упругие шелка…»

– Куклы выполнены как скульптуры в национальных одеждах с историческими атрибутами. Они не аутентичны, но в каждой позе – индивидуальная пластика, – объясняет Надежда Комарова. – Ювелирная тонкость шитья и украшений, плетения волос, декорирования деталей вызывает восторг. В этих куклах есть некая медитативность, особая магия, свойственная сакральным предметам. 

Несмотря на то что на выставке представлены очень разные куклы, в разных образах – от фольклорных до городских, все они объединены общими этническими мотивами. Эти дамы не могут быть итальянками или, скажем, кореянками, они – из Бурятии. Даши Намдаков не может иначе. Это его авторский стиль, в основе его кукол – бурятские ремесленные традиции, национальный архетип, и он виден в любом изделии. 

Искусство всей семьи Намдаковых глубоко национально, имеет ярко выраженные бурятские истоки. Это проявляется как в тематических, жанровых, композиционных формах, так и в особенностях их художественных произведений, в которых отчетливо видны традиции народного творчества. При этом произведения Даши Намдакова и его семьи, в том числе принципы создания кукол, не укладываются в обычные формы традиционного народного творчества. Их искусство можно назвать этнофэнтези, в нем сюрреалистические элементы вплетены в картину мира. 

Вот, например, композиция «Девушка-лебедь» – она появилась благодаря бурятской легенде о прародительнице рода. А кукла Ханша, восседающая на резном троне, напоминает спутниц великих властителей кочевых империй… 

Сравнить, насколько эскизы Даши Намдакова совпадают с конечным результатом, готовой куклой, может любой посетитель выставки: несколько графических работ скульптора представлены в оформлении зала. Кроме того, атмосферу восточной, особой магии усиливает панно с пейзажем культового байкальского острова Ольхон. И даже те куклы, что выполнены скорее в городской манере, чем в фольклорной, на фоне этого панно не кажутся чужеродными. Они из этого мира, они здешние. И потому волнительно мистические…

Комментарий

Наталья ОСЕЛЕДЕЦ, заведующая выставочным отделом Приморской картинной галереи:

– Проект «Ульгер. Куклы семьи Намдаковых» в первую очередь привлек нас именем Даши Намдакова, всемирно известного скульптора, чьи произведения хранятся в ведущих музеях мира. Когда мы узнали, что он также является автором уникальных кукол, мы захотели увидеть этот проект и показать его нашим зрителям.

В этих куклах изумляет все, в том числе детальность рисунков, узоров на одежде, которые отсылают нас к истокам бурятского эпоса. Вот, например, вышитый лось – это символ Вселенной. И не только у бурятов, но и у монголов, уйгуров, других древних народов Азии.

Мы планируем большую образовательную программу для посетителей выставки, особенно для юных, специальные экскурсии с рассказами о национальных традициях Бурятии, о великих азиатских эпосах… 

Справка «В» 

Ульгер (ульгэр) переводится с бурятского как «сказка, легенда», это общее название для народных сказаний в жанре героико-исторического эпоса у монголов и бурят.

Такие сказания имеют стихотворную форму, исполняются сказителями речитативом или пением. В прошлом передавались из уст в уста. Один из самых известных ульгеров – бурятский героический эпос «Гэсэр».

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ