«Люди пока еще спокойны. Но боятся»
Несмотря на арест счетов и имущества, АО «Спасскцемент» продолжает выполнять социальные программы. Однако запас прочности истощается с каждым днем...
Ситуация с блокировкой счетов крупнейшего цементного холдинга Дальнего Востока – «Востокцемента» – остается в центре экономической и социальной повестки региона. Градообразующие предприятия продолжают трудиться и выполнять социальные программы на остаточном ресурсе, который уже скоро может завершиться.
Впереди 12 июля – выплата заработной платы за июнь. Стабильно действующие и развивающиеся заводы, а главное, их трудовые коллективы поставлены в тяжелейшие условия выживания.
Как живет в этот период самый большой завод холдинга – «Спасскцемент» и какое настроение у его сотрудников? На эти вопросы в эфире радио «Лемма» ответили представители компании Владимир Шумский, заместитель гендиректора по связям с общественностью, и Юрий Яковец, председатель профкома завода.
«Простые россияне живут зарплатой»
– Как рабочие восприняли новость об аресте счетов и что происходит на «Спасскцементе» в данный момент?
Шумский: Начну с того, что 13 июня АО «Спасскцемент» отметил 112-й день рождения. Возраст, как понимаете, большой. Разные были времена. Но последние 15 лет – это период стабильного расцвета. Не было задолженности ни по зарплатам, ни по налогам. И внезапный арест имущества оказался для нас как снег на голову. Все работало прекрасно. И вдруг такие дела…
Хочу сказать, что с первым шоком мы справились. Все-таки, мобилизовав все ресурсы, аванс выплатили. Постарался наш управленческий персонал. Но 12-го числа у нас будет уже зарплата за июнь. Ведется напряженная работа, чтобы суметь ее выдать.
Предприятие работает по-прежнему. У нас начиная с 2001 года идет постоянный прирост выпуска цемента. Очевидно, что Дальний Восток развивается и строится. Сейчас активная фаза строительного сезона. Ежедневно мы отгружаем от 7 до 10 тысяч тонн цемента. Пока справляемся. Грузим и автотранспортом, и железной дорогой.
На других градообразующих предприятиях холдинга – в Республике Саха (Якутия) и Еврейской автономной области – также мобилизованы все ресурсы, чтобы июньская зарплата была выплачена вовремя.
– К проблеме, с которой столкнулся «Востокцемент», подключились и руководители регионов, и профсоюзы?
Яковец: Как только мы узнали, что счета завода заблокированы, мы первым делом собрали профсоюзный комитет, где обсудили данную ситуацию. Было принято решение отправить письма главе города, губернатору Приморского края, в Федерацию профсоюзов Приморского края, в профсоюз строителей, депутату Госдумы Виктору Пинскому, председателю Федерации независимых профсоюзов Михаилу Шмакову. Реакция была большой и, надеюсь, принесет свои плоды. Сейчас все наши письма в работе. На сроки их рассмотрения мы повлиять не можем. Наблюдаем, как будет развиваться ситуация.
Мы общаемся с коллективом, с людьми разговариваем, объясняем, люди пока еще спокойны. Понятно, что волнение присутствует, чего греха таить. Простые россияне живут зарплатой. Недавно закончился учебный год, детей надо отправлять в оздоровительные лагеря. Скоро 1 сентября. Выпускники сейчас пойдут поступать. Тоже нужны средства. Даже если ребенок на бюджет поступил, его же надо содержать, кормить, обувать. Откуда брать деньги, если нет зарплаты?
Перспектива, с которой мы столкнулись, никому не нравится. На протяжении 15 лет зарплата была день в день. Федерация профсоюзов даже сняла нас с мониторинга. Потому что знали: мы работаем стабильно. А теперь мы не знаем, как быть.
За цементниками – семьи, смежники, город
– Сколько работников трудятся на «Спасскцементе»?
Яковец: Почти две тысячи человек.
– А каково население Спасска-Дальнего?
Яковец: Около 41 тысячи человек. Из них 24 тысячи – это люди трудоспособного возраста. Иными словами, почти 10 процентов трудоспособного населения города трудятся на «Спасскцементе».
– Если сейчас допустить самый жесткий сценарий развития событий, то на биржу труда в Спасске выйдут две тысячи специалистов. Смогут ли они найти себе место?
Яковец: Сегодня уровень безработицы в Спасске – 1,5 процента. 338 человек стоят на бирже труда. Если к этим 338 еще две тысячи добавится, это будет полный коллапс. Тем более что вакансии, которые предлагает биржа труда, это в основном неквалифицированная работа. Это уборщицы, грузчики, разнорабочие. Куда наши кадры пойдут? Куда пойдут машинисты печи, машинисты мельницы, водители, машинисты экскаваторов?
Второй важный момент. У «Спасскцемента» большое количество смежников – предприятий, которые работают на обеспечение работы завода. Взять железную дорогу, станцию Спасск-Дальний: 90 процентов грузов, приходящих и уходящих, – это грузы «Спасскцемента». То же самое с энергетикой.
В Советском Союзе существовала статистика: одно рабочее место цементника дает работу порядка семи смежникам. Можете себе представить, что потянется за остановкой завода? Две тысячи безработных цементников – это 14 тысяч безработных смежников.
А что будут делать строители? Если сейчас, в строительный сезон, «Спасскцемент» прекратит отгрузку цемента. И не только наш завод, но и еще Теплоозерский цементный завод, «Якутцемент». Все мы в одной ситуации.
– Спасск может ожидать большой отток населения. Люди начнут переезжать в другие города, во Владивосток. Но сможет ли специалист узкого профиля найти здесь для себя место?
Шумский: Работу найти, конечно, можно. Водители будут востребованы, малая механизация. Но специфические работники, такие как машинист вращающейся печи, естественно, работу по своей специальности не найдут. До самой Сибири такой работы нет.
И потом, что значит уехать из Спасска? У человека здесь квартира, семья, школа, друзья. Он переедет во Владивосток только на заработки. Доход он будет получать совсем не такой, как в Спасске. Это мы прекрасно понимаем. Нужно снять жилье, самому поесть и семью обеспечить. А еще оплатить все счета, ипотеку. Мы все это проходили в 90-х, когда зарплату задерживали. Тогда у нас многие уезжали на заработки во Владивосток. И большинство возвращались через два месяца. Потому что, во-первых, усилия не окупались. Во-вторых, они просто уставали. Жили вчетвером в гостинке, чтобы меньше за квартиру платить. Кто на раскладушке, кто на матрасе. Работали в две смены. Почти не спали. И дохода нужного не получали.
Социальные обязательства неизменны
– Помимо стандартных для предприятия обязательств вроде выплаты зарплаты, отпускных, налогов и сборов «Спасскцемент», как известно, реализует большое количество социальных программ.
Яковец: Социальная программа у нас огромная и разноплановая. Есть программа по оздоровлению детей. Уже более 10 лет мы полностью закрываем эту тему. Если работник хочет отправить ребенка в детский лагерь, предприятие приобретает путевку, а работник за полноценный 21-дневный отдых доплачивает максимум две тысячи рублей. Ребят отправляем в лагеря «Горный», «Родник здоровья» и ряд других.
– В этом году дети поехали отдыхать?
Яковец: Первые две смены мы закрыли. Хорошо, что до ареста счетов успели приобрести путевки. Третья смена пока под вопросом. Заявления есть, процесс идет, мы готовы приобретать, но если будут разблокированы счета.
То же самое с программой оздоровления работников. В прошлом году больше 25 человек было отправлено на курорты. Это и наш санаторий «Строитель», и «Изумрудный» в Шмаковке. Три года назад открыли новое направление – Крым. Санатории «Утес», «Жемчужина» и другие. Хорошие, классные места. Уже больше 20 наших работников там побывало. В этом году пять специалистов отдохнули в Крыму в апреле. Сейчас планируется отправить ряд сотрудников в сентябре. Им приобретены путевки и билеты. Но если сотрудники не получат сейчас заработной платы, как они полетят?
Также у нас есть программа помощи в сборе детей в школу. Каждому ребенку нашего работника к 1 сентября мы оказываем материальную поддержку на приобретение учебных принадлежностей. Пусть она небольшая, порядка двух тысяч рублей, но это все равно важно, и люди на нее рассчитывают. В этом году на эту программу планируется потратить 1,1 млн рублей.
Есть программа оказания материальной помощи работникам в связи с трудной жизненной ситуацией. Все в жизни бывает. И родственники умирают, и пожары случаются, и болезни. В этом плане у нас на нынешний год в бюджете заложено 1,4 млн рублей. Понятно, что до сегодняшнего дня мы все это закрывали. Сейчас опять все под вопросом.
Ведется большая работа с ветеранами. Их у нас более 300. Это люди, которые работали на предприятии долгое время и ушли от нас на пенсию. Мы их собираем три-четыре раза в год, готовим для них мероприятия, премируем их.
Впереди у нас День строителя. Традиционно к этой дате мы готовим большое общегородское мероприятие. Все финансирует «Спасскцемент». Затраты составят 1,1 млн рублей. Это обеспечение выступлений творческих коллективов, технические моменты, общая организация, фейерверк. Сейчас творческие коллективы задают нам вопросы: ребята, а оплата будет? Если не будет денег, какой может быть праздник?
Шумский: День строителя в Спасске-Дальнем традиционно проводят цементники. И весь город знает, что цементники никогда не ударят в грязь лицом и организуют все достойно. Поэтому мероприятие получается очень массовым. Подтягиваются все жители города.
Остановка развития всего Дальнего Востока
– Каков, на ваш взгляд, худший сценарий развития событий?
Шумский: Полная остановка предприятия. Сейчас ведь арестованы не только счета, но и имущество. Если мы могли раньше заложить какое-то имущество и взять кредит, то сейчас у нас руки просто связаны. Расходные материалы заканчиваются. Мы имеем уголь в резерве на два месяца. Можем на нем еще поработать немного.
– Мы сейчас много слышим о возможном социальном взрыве. Как настроение у работников?
Шумский: Мы ходили по цехам, разговаривали с коллективом. Там, где начальник цеха спокойный, там и коллектив спокойный. Как только стало известно об аресте счетов, наш управляющий сразу собрал всех начальников цехов и объяснил им ситуацию. Рассказал, что мы будем прикладывать максимум усилий, чтобы все было разблокировано. Но все, конечно, боятся за свое будущее.
Сейчас письма отправлены во все инстанции, все откликнулись. Я хочу поблагодарить и губернатора Приморья Олега Кожемяко, и Михаила Шмакова, и Виктора Пинского. Письма дошли до нужных адресатов. Так что будем ждать. Ведь там, наверное, должны понимать, что остановка заводов «Востокцемента» – это остановка всей строительной индустрии на Дальнем Востоке.
Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ