Тайна “пирамиды” ГКО

В том, что наше родное правительство в очередной раз “ломануло” свой народ, не сомневается уже никто. И хотя главные действующие лица на авансцене финансового обвала - рубль и доллар, истинный “виновник торжества” скрывается в тени рампы. Впрочем, давайте по порядку...

11 сент. 1998 Электронная версия газеты "Владивосток" №452 от 11 сент. 1998

В том, что наше родное правительство в очередной раз “ломануло” свой народ, не сомневается уже никто. И хотя главные действующие лица на авансцене финансового обвала - рубль и доллар, истинный “виновник торжества” скрывается в тени рампы. Впрочем, давайте по порядку...

Лето 94-го наверняка войдет в нашу историю как лето Мавроди. Именно на эти жаркие деньки пришелся пик продаж то ли чеков, то ли лотерейных билетов, прозванных в народе “мавродиевками”.

Идея финансовой “пирамиды”, которую Мавроди взял на вооружение, была стара как мир. Лет 20 назад студенты забавлялись подобной игрой. “Вышлите по указанному адресу 10 рублей. А затем приобщите к игре 10 новых игроков, которые вышлют (теперь уже вам) по 10 рублей каждый...” Но не зря говорится, что новое - хорошо забытое старое.

Как у любого везунчика, у Мавроди сразу появились завистники. В том числе среди членов правительства. И дело тут не в акциях Газпрома, которые якобы Мавроди стал скупать на деньги от продажи “мавродиевок”. Раздражение вызывал сам факт существования этого комбинатора, его “пирамиды”. Тут, понимаешь, правительство ночи не спит, все думает, понимаешь, как пополнить бюджет. А тут какой-то прощелыга деньги гребет, можно сказать, лопатой. Короче, Мавроди решено было посадить, “пирамиду” его разломать, а на освободившейся территории возвести новую - теперь уже государственную. “Пирамиду” государственных краткосрочных обязательств (ГКО).

Как любая облигация, “гэкэошка” определяла следующий порядок взаимоотношений инвесторов и государства. Государство брало взаймы у инвесторов, скажем, у нас с вами, энную сумму, гарантируя при этом, что через 3 месяца вернет нам эту сумму плюс проценты. А доказательством того, что сделка между вами и государством состоялась, была сама облигация.

Первые ГКО были выпущены в 94-м году. Однако ажиотажа они не вызывали. В то время доллар, не стесненный рамками валютного коридора, рос вместе с инфляцией. И при перерасчете на иностранную валюту доходы от ГКО были невелики. Однако менее чем за год до президентских выборов доходность ГКО резко возросла. В первую очередь это было вызвано введением валютного коридора. При пересчете на твердую валюту доходность по ГКО подскочила до 160 процентов годовых. Другими словами, взяв у вас 1000 долларов, государство брало на себя обязательство вернуть вам через год эти 1000 долларов плюс 1600 долларов в виде процентов. И это при том, что средний банковский процент в мире составляет 8-10 процентов годовых.

Велик соблазн списать все эти огрехи в финансово-кредитной политике на вирус коллективного безумия, поразивший правительство. Однако все это было не так уж глупо, как могло показаться на первый взгляд.

Напомним, что до президентских выборов оставалось меньше года. По всем социологическим прогнозам, Ельцина ждал сокрушительный провал. Победу прочили Зюганову. Лучший “подарок” коммунистам, чем переходившие к ним обязательства выплачивать баснословные проценты по ГКО, придумать было трудно. В условиях стремительно разрастающегося внутреннего долга правительство Зюганова не просуществовало бы и двух лет. А чтобы деньги не уходили из “семьи”, снимать пенки по первым выпускам ГКО были допущены лишь особо доверенные, “уполномоченные” банки. Но случилось непредвиденное. Продемонстрировав в ходе избирательной кампании незаурядные хореографические способности, Ельцин победил на выборах и сел на “мину”, предназначенную для г-на Зюганова.

Конечно, в 96-м все еще можно было поправить. Отменить результаты торгов по ГКО, заморозить выплаты процентов и т. д. и т. п. Но что общего между чеховской Каштанкой и нашими олигархами? Вопрос отнюдь не праздный! И та, и другие не любят, когда им сначала дают проглотить кусок мяса на ниточке, а затем за ту же ниточку вытягивают его из желудка обратно. Поэтому, несмотря на неотвратимость финансовой катастрофы, кардинальных мер было решено не предпринимать: авось да рассосется! Увы. Многие экономисты склонны изображать сейчас ситуацию на финансовом рынке в исключительно мрачных тонах. Однако все познается в сравнении. Все прелести настоящей катастрофы мы бы с вами испытали в 2002 году. Именно в этом году, по словам Сергея Кириенко, на обслуживание внутреннего долга и прежде всего на выплаты процентов по государственным облигациям ушло бы 70 процентов (!) всего бюджета страны. Вот тогда бы мало никому не показалось.

А сейчас что! Ну вырастет доллар в цене в 3-4 раза. Ну так зато тех 15 млрд. долларов, которые нам предоставил Международный валютный фонд, с лихвой хватит, чтобы государство погасило всю свою внутреннюю задолженность. Инвесторы получат проценты, пенсионеры - пенсии, шахтеры и учителя - зарплату... Другое дело, что в перерасчете на доллары эти выплаты уменьшатся в 3-4 раза. Но в любом случае для выхода из нынешнего кризиса потери каждого работающего россиянина не превысят 700-800 долларов. А это, согласитесь, не так уж и много.

Все познается в сравнении.

Автор: Александр ИОСИФОВ, специально для "В"